АзъВеда! 04. Романская империя и царство 3-го Рима
* http://proza.ru/2023/08/22/1085
________________________________
* «АзъВеда. 04. Романская империя и царство 3-го Рима»
* http://proza.ru/2022/01/14/1160
* «АзъВеда. 04. Романская империя и царство 3-го Рима» литература
* http://disk.yandex.ru/d/1yS0hzRZcR7U6A
________________________________
P.S.:
АзъВеда! * http://proza.ru/2017/11/04/721
:-)
Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран как преемников Римской империи.
Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii), использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии или Западной римской империи.
__________________________
Претензии на преемство от Византийской империи
__________________________
Болгария
В 913 году Симеон I Болгарский был коронован императором (царём) Константинопольским Патриархом и императорским регентом Николаем Мистиком за пределами византийской столицы. В его окончательной упрощенной форме титул гласил: «император и Самодержец всех болгар и римлян». Римский компонент в болгарском императорском титуле указывал как на господство над грекоязычными, так и на происхождение имперской традиции от римлян, однако этот компонент никогда не признавался византийским двором.
Византийское признание императорского титула Симеона было отменено последующим византийским правительством. Десятилетие 914—924 годов прошло в разрушительной войне между Византией и Болгарией по этому и другим конфликтным вопросам. Болгарский монарх, который еще больше раздражал своего византийского коллегу, претендуя на титул «императора римлян», был в конечном итоге признан «императором Болгар» византийским императором Романом I Лакапином в 924 году. Византийское признание императорского достоинства болгарского монарха и Патриаршего достоинства Болгарского Патриарха было вновь подтверждено при заключении постоянного мира и болгаро-византийского династического брака в 927 году. Тем временем болгарский императорский титул, возможно, был также подтверждён папой римским. Болгарский императорский титул «Царь» был принят всеми болгарскими монархами вплоть до падения Болгарии под османским владычеством. Болгарские литературные произведения XIV века чётко обозначают болгарскую столицу, Тырново как преемницу Рима и Константинополя, по сути, «Третий Рим».
__________________________
Сербия
В 1345 году сербский король Стефан Урош IV Душан провозгласил себя императором (царём) и был коронован в качестве такового в Скопье на Пасху 1346 года вновь созданным Сербским патриархом, а также Патриархом всей Болгарии и автокефальным архиепископом Охридским. Его императорский титул был признан Болгарией и различными другими соседями и торговыми партнёрами, но не Византийской империей. В своей окончательной упрощенной форме сербский императорский титул значился в форме «император сербов и римлян» (цар срба и римљана). Он был использован только Стефаном Урошем IV Душаном и его сыном Стефаном Урошем V в Сербии (до его смерти в 1371 году), после чего более не использовался. Сводный брат Душана, Симеон Урош, а затем его сын Иоанн Уреш, претендовали на тот же титул, до отречения последнего в 1373 году, правя в Фессалии. «Римский» компонент сербского императорского титула указывает как на господство над греками, так и на происхождение имперской традиции от римлян.
__________________________
Османская империя
После падения Константинополя в 1453 году Мехмед II провозгласил себя Kayser-i Rum, буквально «Цезарем Рима». Это было признано православным Константинопольским патриархатом, но не римско-католической Западной Европой. Геннадий Схоларий, заклятый враг Запада, был возведен на престол Константинопольских Патриархов со всеми церемониальными атрибутами Византии самим Мехмедом, выступившим в роли римского императора, и в свою очередь Геннадий признал Мехмеда преемником престола. Претензии Мехмеда основывались на концепции, что Константинополь был монаршей резиденцией Римской Империи, после переноса её столицы в Константинополь в 330 году нашей эры и падения Западной Римской Империи. Мехмед также имел родословную от византийской императорской семьи; его предшественник, султан Орхан I, женился на византийской принцессе, и Мехмед мог претендовать на происхождение от Иоанна Целеписа Комнина. В течение этого периода Османская империя также уничтожила Отранто и его население, и Мехмед II планировал взять сам Рим, когда итальянская кампания была прервана его внезапной смертью. Титул вышел из употребления после его смерти, но имперские органы, созданные Мехмедом II, существовали в течение многих столетий.
__________________________
Россия
Впервые подобная концепция была выдвинута митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492). В явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем (первое, адресованное дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства): Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, запов;ди, еже положиша твои прад;ды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе.»
Собственно формулировка идеи третьего Рима содержится в двух посланиях игумена Филофея к Великому князю Василию Ивановичу.
Согласно концепции, Русское государство и его столица являются последним («четвёртому не быти») земным воплощением «нерушимого» Римского царства, существовавшего со времени пришествия Иисуса Христа. Это духовное христианское «царство» не локализовано в пространстве и времени. Оно переходит от одного своего воплощения к другому согласно теории «переноса империи» («translatio imperii»), которая, в частности, восходит к Книге пророка Даниила.
Историк Андрей Каравашкин отмечал, что теория «Москва — третий Рим» была результатом эсхатологических ожиданий и носила первично не политический, а религиозный характер. По мнению немецкого исследователя П. Ниче, ход мыслей Филофея в формуле «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» следующий: первые два Рима подвергнуты наказанию за их измену православию, после чего их место заняла Москва. Если же и Москва впадёт в грехи, ей не последует четвёртый Рим просто потому, что на тот момент нигде в мире больше не было ни одного православного государства. Это означало бы конец света.
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
Историк Николай Ульянов отмечал, что в современном (политическом) виде эта концепция сложилась только в XIX веке. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.
__________________________
Испания
Претендент на престол императора Восточной Римской Империи Андрей Палеолог в своём последнем завещании от 7 апреля 1502 года уступил Римскую императорскую корону Фердинанду II Арагонскому и Изабелле I Кастильской. Многие города и учреждения в Королевстве Испания и по сей день используют двуглавого римского орла. Город Толедо, провинция Толедо и провинция Замора — лишь немногие из примеров.
__________________________
Греция
Впервые термин «Великая идея» появился во время дебатов премьер-министра Иоанниса Колеттиса с королем Оттоном I, которые предшествовали обнародованию Конституции 1844 года. Это было националистическое стремление, которое должно было доминировать во внешних отношениях и в значительной степени определять внутреннюю политику греческого государства на протяжении большей части первого столетия независимости. Выражение было новым в 1844 году, но концепция имела корни в греческой народной психологии, которое долго питало надежды на освобождение от турецкого владычества и восстановление Византийской империи.
Великая идея подразумевала возрождение Восточной Римской (Византийской) империи путём создания греческого государства, которое, как писал древний географ Страбон, будет представлять собой греческий мир, охватывающий в основном бывшие византийские земли от Ионического моря на западе до Малой Азии и Чёрного моря на востоке и от Фракии, Македонии и Эпира на севере до Крита и Кипра на юге. Это новое государство должно иметь Константинополь в качестве своей столицы: это будет «Греция двух континентов и пяти морей» (Европа и Азия, Ионическое, Эгейское, Мраморное, Чёрное и Ливийское моря соответственно).
__________________________
Возникновение христианского Рима (Первый Рим) относится к 313 году в связи с изданием Миланского эдикта римского императора Константина (272 – 337) о прекращении гонений на христиан.
Начиная с 410 года, Рим фактически находился под управлением варваров и прежней политической властью не обладал. Командующий варварскими войсками в Италии Одоакр (433 – 493) в 476 году сверг последнего западно-римского императора Ромула Августа (460 – 507) и отослал знаки высшей власти византийскому императору Зенону, а на территории Италии основал собственное королевство.
Закат «Первого Рима» начался с Великим расколом в 863 году, когда глава Римской курии Николай I (858 - 867) решил в одностороннем порядке распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что вызвало протест Константинопольского патриарха Фотия (858 - 867, 877 - 886).
Окончательный закат «Первого Рима» относится к 20 июля 1054 года, когда произошло окончательное разделение единой Святой Соборной (Кафолической) Апостольской Церкви на римско-католическую и греко-православную ветви. С этого дня в православном мире Константинополь занимает место «Второго Рима».
В 1453 году Константинополь захвачен турками, а Софийский собор переделан в мечеть. С этого времени Константинопольский патриархат находится под контролем османского султана, что в православном мире было воспринято как падение «Второго Рима».
Таким образом, к началу 16 века христианский мир фактически потерял обе столицы, которые являлись его колыбелью, поэтому в славянском православии активно обсуждались претенденты на утерянные культовые престолы.
Возникновению концепции «Третьего Рима» способствовало приобретение Русского патриархата в 1448 году автокефалии и окончательное освобождение Московского царства от татаро-монгольского ига в 1480 году. Не последнюю роль в формировании этой позиции играли эсхатологические ожидания христианского мира конца света в 1492 году в связи с 7000-летием библейского сотворения мира. Не маловажную роль в возникновении этой концепции сыграла кровная связь Василия III (1479 – 1533) через его мать Софью Палеолог (1455 – 1503) с последним византийским императором Константином XI (1405 – 1453), племянницей которого она была.
Истоком концепции «Москва – Третий Рим» считается «Филофеев цикл» из трёх произведений:
1) Послание монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея великокняжескому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрь-Мунехину с опровержением астрологических предсказаний придворного врача Василия III Николауса Бюлова (Немчин, 1465 – 1548) с изложением концепции «Третьего Рима» (с октября 1523 — до февраля 1524 г.);
2) Послание московскому великому князю Василию Ивановичу о «Третьем Риме», обязанностях правителя, обряде крестного знамения (между 1524–1526 гг.);
3) Сочинение «Об обидах Церкви» (30-е - начало 40 х гг. XVI в., анонимного автора).
Обращаясь к Василию III Филофей (1465 – 1542) пишет:
«… блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошас въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти.»
Этим строкам предшествовало знакомство Филофея с посланием митрополита московского Зосимы (? – 1496) «Извещение о пасхалии на восьмую тысячу лет» в 1492 году, которого Зосима попросил составить собственную пасхалию, что Филофей и сделал на следующие 20 лет.
В своём «Извещении» Зосима в частности писал: …и наречён [Иван III] теперь вторым Константином, и новый град Константина будет Москва и вся Русская земля и иные многие земли государя. А бог ему в этом помогать будет. В подтверждение пророчества Зосимы в 1498 году Великий князь всея Руси Иван III впервые объявляется царём, что уравнивает его в статусе с византийскими басилевсами.
Современные исследования убедительно доказывают, что концепция «Третьего Рима» имела исключительно церковное происхождение, и в 16 веке не приобрела соответствующего политического влияния. Её реанимация связана с русско-турецкими войнами 19 века, отголоском которой она дошла до сегодняшних дней.
Частичное возрождение концепции «Третьего Рима» было связано с присоединением киевских земель в 1654 году к Московскому государству. В июне 1686 года константинопольский патриарх Дионисий (? – 1696) издал две грамоты, адресованные гетману Самойловичу и всем верным чадам Киевской митрополии, в которых говорил, что уступает митрополию Московскому Патриарху и повелевает отныне всех новоизбранных митрополитов отправлять для посвящения в Москву. В это время концепция «Москва - Третий Рим» подкрепляется легендой о семи холмах.
Легенда о семи холмах стала продолжением легенд о семи холмах Рима и Константинополя, но при этом имела своё русско-православное обоснование.
Эту идею прекрасно выразила Марина Цветаева (1892 – 1941) в стихотворении «Семь холмов» (8 июля 1916):
Семь холмов - как семь колоколов!
На семи колоколах - колокольни.
Всех счётом - сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
Число семь испокон веков у славян считалось сакральным, в том числе и в православном христианстве: семь дней сотворения, семь престолов, семь печатей.
К семи московским холмам обращался уже Фёдор Глинка (1786 – 1880) в стихотворении «Москва» (1840):
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен,
На твоих семи холмах.
К ним обращался и Валерий Брюсов (1873 – 1924) в стихотворении «Стародавняя Москва» (1911):
Здесь как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят её святыни
За кремлёвскою стеной!
…
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.
Каждый холм, входивший в список семи легендарных московских холмов, имел расположенный на нём храм.
Согласно Стоглавому собору, каждая московская церковь входила в ту или иную церковно-административную единицу под названием сорок (иначе староство). Таких сороков в Москве первоначально было 7, с конца XVII века по начало XX века - 6. Конкретное число церквей в составе каждого из сороков превышало 40, по крайней мере, в конце XVII века.
Выражение «сорок сороков» использовали, в числе прочего, для описания общемосковского торжественного крестного хода, на который духовенство и прихожане собирались по «сорокам», к которым были приписаны.
Впоследствии это выражение и само слово «сорок» стали употреблять для обозначения большого количества. Например, можно указать на то, что сороконожка имеет не сорок ног, поскольку слово «сорок» может означать не только «четыре десятка», но и «много».
В переносном смысле выражение «сорок сороков» используется для обозначения понятий, связанных с московскими храмами.
Все исследователи сходятся во мнении, что первым в списке семи московских холмов находился Боровицкий холм.
Боровицкий холм представлял собой гору, окружённую густым сосновым бором. Именно отсюда берет своё начало история Москвы, здесь князь Юрий Долгорукий заложил Кремль. Холм имеет высоту 140 - 145 метров. К нему относится территория Кремля, Красной площади и нагорной части Китай-города.
Культовым символом Боровицкого холма в «семихолмной» легенде выступает Успенский собор (1475 – 1479) - главный кафедральный собор русского государства вплоть до 1917 г. [2]
Второй легендарный холм - это Псковская горка.
Великий князь Московский Василий III (1479 – 1533) присоединил Псков к Москве, пересилил псковскую знать в стольный град в полукилометре от Кремля, чтобы она быстрее привыкла ко всему московскому, да забыла о Псковской вечевой республике и не буянила.
Уже в 1462 году, а по некоторым данным ещё в конце XIV века на Псковской Горкой (улица Варварка) стояла церковь Покрова Божьей Матери. Эту церковь часто называли по приделу церковью Георгия Великомученика (Страстотерпца).
Третий легендарный холм – Швивая горка или Таганский холм.
Таганский холм достигает в высоту 145 метров. Другое (вариантное) название - Швивая горка (часть Гончарной улицы ранее называлась улицей Швивая горка). В простонародье была известна как Вшивая горка. [3]
Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV - XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов - бронников и котельников.
Культовым символом холма был храм Никиты Мученика. Первое летописное упоминание о нём относится к 1476 году. Согласно записям за 1533 год ударом молнии у церкви «прошибе стену и у деисуса попали злато». Предположительно здание храма к этому времени уже было каменным, так как в летописных записях не говорится о пожаре. В дальнейшем храм, очевидно, перестраивался, так как согласно вкладной плите, существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным».
Четвёртый легендарный холм – Ивановская горка - возвышенная местность в восточной части Белого города, представляет собой бровку высокой (до 150 м) террасы, обращённой к Москве-реке.
В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве одиннадцать церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин». Новый каменный храм Святого Владимира, построенный итальянским мастером Алевизом (известен строительством Архангельского собора в Москве), был освящён в 1516 году. В конце XVI века рядом с Владимирской церковью был основан Иоанновский монастырь, по названию монастыря холм стали называть «Ивановской горкой».
Таким образом, культовыми символами холма являются церковь Святого Владимира и Ивановский монастырь.[4]
Пятый легендарный холм – Ваганьковский холм.
На Ваганьковском холме, напротив Кремля, в настоящее время находится дом Пашкова, а также здание Российской государственной библиотеки.
В 1472 году дмитровский князь Юрий Васильевич (1441 – 1473) завещал село Ваганьково своему брату великому князю Ивану III.
Культовым символом холма была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был возведён в 1508 г. итальянским зодчим Алевизом Новым. В 1719 г., совершенно обветшавшая церковь была закрыта и вновь отстроена с новыми приделами преподобного Сергия и Сорока Мучеников.
Шестой легендарный холм – Чертольский холм на Волхонке, получивший своё название по имени ручья Черторый. Во время весенних паводков он становился настолько бурным и полноводным, что на своём пути прорывал целые овраги, становящиеся настоящим естественным препятствием при движении по здешним местам.
В 1656 году царь Алексей Михайлович, который ездил этой дорогой поклоняться иконам в Новодевичий монастырь, велел дурное имя сменить на пречистое, так появилась Пречистенка.
Культовым символом холма был Алексеевский монастырь расположенный в Хамовниках. Монастырь основал в 1360-е годы митрополит Алексий на митрополичьих землях.
Первоначально был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия; затем был построен собор Зачатия святой Анны (дочери Богородицы), вероятно, тоже деревянный. Соответственно, монастырь стал именоваться Зачатьевским, но осталось и наименование «Алексеевский» — по посвящению первого храма. Тогда же, по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве, он стал именоваться стародевичьим.
В 1514 - 1518 годах архитектор Алевиз Новый построил в монастыре каменный собор Алексия человека Божия.
Зачатьевский (Алексеевский) монастырь был уничтожен пожаром в 1547 году и возобновлён ближе к центру города, в Чертолье, на месте, где сейчас стоит храм Христа Спасителя.
Во время Смуты 1605 – 1612 годов Алексеевский монастырь был разрушен. В 1625 году царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет восстановили обитель.
В 1629 году пожар вновь уничтожил все постройки монастыря. Но уже к 1634 году обитель была восстановлена.
В 1837 - 1838 годах в связи со строительством храма Христа Спасителя все постройки монастыря были разрушены. С этого времени история собственно Алексеевского монастыря прекратилась.
Седьмой легендарный холм – Сретенский холм, расположенный между улицами Мясницкая и Сретенка, в междуречье рек Неглинной и Яузы.
Культовыми символами Сретенского холма были религиозные строения Кучкова поля.
В 1385 году на месте, где казни Ивана Вельяминова, сына последнего московского тысяцкого [5], была возведена деревянная церковь во имя преподобной Марии Египетской. Рядом с ней, через десять лет, возвели более просторный храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, на месте встречи чудотворного образа. [6] В 1397 году великим князем московским Василием I Дмитриевичем около церкви было возведено новое здание Сретенского мужского монастыря. [7] В правление Ивана III храмы Владимирской иконы Божией Матери и преподобной Марии Египетской были перестроены в камне.
Таким образом, все семь легендарных холмов, так или иначе, были связаны с храмовым строительством до завершения татаро-монгольского ига в 1480 г. [8] и символизировали Москву как новый христианский центр после падения Константинополя, поэтому другие холмы не могли попасть в первоначальный список легенды.
Вторым условием было удаление холмов от центрального легендарного холма - Боровицкого, то есть от стен Московского кремля на расстояние не более чем современное Садовое кольцо. По этой причине холмы, находящиеся за границами Садового кольца, попали в легендарный список совершенно случайно и собственно к легенде не имеют никакого отношения.
[1] В современной терминологии «сорок» соответствует понятию «район». Иными словами «сорок» это церковный административный район.
[2] Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы. Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма - церковь Поклонения вериг апостола Петра, - треснули своды. Полная реконструкция собора закончилась освящением 12 августа 1479 года.
[3] Ассоциация «швивая-вшивая» основано, очевидно, исключительно на фонетическом созвучии.
Немецкий географ и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Москве в 1634 и 1636 годах отмечал: «Если идти от Посольского двора к Кремлю, есть особое место, где русские, сидя, при хорошей погоде, под открытым небом, бреются и стригутся. Этот рынок, у них называющийся Вшивым рынком, так устлан волосами, что по ним ходишь, как по мягкой обивке.»
В одном из писем к жене (30 сентября 1832 г.) А. Пушкин пишет: «На днях был я приглашён Уваровым в университет. Там встретился с Каченовским (с которым, надобно тебе сказать, бранивались мы, как торговки на вшивом рынке). А тут разговорились с ним так дружески, так сладко, что у всех предстоящих потекли слезы умиления.»
И ещё раз он употребляет это же сравнение в 1834 году в письме М.П. Погодину: «Было время, литература была благородное аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок».
В настоящее время аналогом выражения «вшивый рынок» можно считать «блошиный рынок».
[4] По преданию, первый храм в Кулишах построил Дмитрий Донской в память о погибших на Куликовом поле (1380 г.), что прибавляет Ивановской горке ореол героизма.
[5] Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году, когда в «кыевскыя тысяща» воеводство держал Ян Вышатич. В дальнейшем, в процессе развития городов, наряду с военными функциями в руках тысяцких сосредотачиваются полномочия по отдельным областям городского управления (городской суд, административный контроль в сфере торговли). В городах с преобладанием вечевых традиций, подчинивших себе княжескую власть, должность тысяцкого в XII веке становится выборной. В городских центрах с сильной княжеской властью пост тысяцкого нередко десятилетиями оставался в руках одного из наиболее влиятельных боярских родов и передавалась по наследству. Должность тысяцкого в Новгороде сохранялась вплоть до ликвидации его независимости в 1478 году.
В 1366 году отец Ивана Василий Вельяминов украл, по преданию, на свадьбе великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича богатый пояс, доставшийся, в конце концов, галицкому князю Василию Юрьевичу Косому и ставший позднее одним из поводов войны между Василием II Темным и галицко-костромскими претендентами на великий стол.
После смерти Вельяминова в 1374 году князь Дмитрий Иванович упразднил высокое звание и должность тысяцкого, обладавшего особыми правами и преимуществами, как пережиток вечевой формы городского управления.
[6] По преданию, икона помогла избежать нападения на Москву войск Тамерлана. Согласно летописям, 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый митрополитом Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. Через день Тамерлан повернул на юг, не дойдя до Москвы.
[7] В 1984 году историк М.М. Сухман высказал гипотезу, что обитель изначально располагалась в районе Никольских ворот Китай-города и была перенесена оттуда в связи со строительством Китайгородской стены. Позднее эта гипотеза нашла своё подтверждение в летописных источниках.
[8] Но не позднее появления Филофеева цикла в 1524 г.
_________________________________________________
_________________________________________________
Претензии на преемство от Священной римской империи
Утверждалось, что Каролингская империя сознательно стремилась возродить Римскую империю на Западе. Согласно раннему германскому национализму, Каролингская империя превратилась в Священную Римскую Империю как продолжение Западной Римской Империи. В 800 году титул императора римлян был пожалован Карлу Великому Папой Львом III. Слово «святой» (часто ретроспективно применяемое ко всем императорам со времён Карла Великого) было добавлено во время правления императора Фридриха I Барбароссы в 1157 году.
_________________________________________________
Германия
Германская империя в 1871 году также претендовала на роль третьего Рима, также по линии Священной Римской империи[13][14]. Титул для императоров Священной Римской Империи, Австрийской империи и Германской империи был кайзер (производный от латинского Caesar), немецкое слово, обозначавшее императора.
Претензии Германской империи с 1871 по 1918 год на то, что она была «третьим Римом», подвергались критике, потому что Германская империя возглавлялась протестантским правителем, и никакого конкордата с Католической церковью, которая была главным двигателем римского экспансионизма на Западе, достигнуто не было.
Нацистская Германия использовала термин Drittes Reich (что означает «третье царство» или «третья империя»), как преемник первого царства (Священная римская империя) и Второго царства (Германская империя). Однако в 1939 году в циркуляре, не предназначенном для публикации, дальнейшее использование термина «Третий рейх» было запрещено[15].
_________________________________________________
Франция
Отчаянно нуждаясь в деньгах, Андрей Палеолог продал права на византийскую корону, которыми он владел после смерти своего отца. Король Франции Карл VIII приобрёл права наследования у Андрея Палеолога в 1494 году и умер 7 апреля 1498 года. Следующие короли Франции продолжали требовать и использовали императорские титулы и почести: Людовик XII, Франциск I, Генрих II и Франциск II. только после Карла IX в 1566 году Императорская претензия пришла к окончательному концу через правила вымирания давности в результате отсутствия или отсутствия использования. Карл IX писал, что императорский византийский титул «не более выдающийся, чем титул короля, который звучит лучше и слаще».
За четыре кампании Наполеон превратил свою «Каролингскую» феодальную и федеративную империю в империю, смоделированную по образцу Римской. Воспоминания об императорском Риме были в третий раз, после Юлия Цезаря и Карла Великого, использованы для изменения исторической эволюции Франции. Хотя смутный план вторжения в Великобританию так и не был осуществлен, Битва при Ульме и битва под Аустерлицем затмили поражение при Трафальгаре, а лагерь в Булони предоставил в распоряжение Наполеона лучшие военные ресурсы, которыми он располагал, в виде большой армии. Когда Наполеон провозгласил себя Императором Франции, он также назвал свою собственную императорскую корону «короной Карла Великого».
_________________________________________________
Австрия
После того как Священная Римская империя была ликвидирована в 1806 году, Австрийская империя стремилась претендовать на роль наследника Священной Римской империи, поскольку австрийские Габсбурги пытались объединить Германию под своим правлением.
Федеративное государство Австрия использовало некоторые символы из Священной Римской империи и Австрийской империи: Крест, символ фронта Отечества, был как средневековый символ — самое древнее изображение находится на (немецком) Императорском мече (одна из четырёх важнейших частей императорской регалии Священной Римской империи). Последовательное использование этого пропагандистского символа было новым для Австрии.
Австрийские вооружённые силы получили в 1934 году (за исключением небольших военно-воздушных сил) вместо ранее носимого сравнительно современного обмундирования в стиле рейхсвера такое на манер Дунайской монархии.
_________________________________________________
Италия
В Италии понятие «Третий Рим» связано со столицей Королевства Италия, созданного в 1861 году, и нынешней Итальянской Республикой, созданной в 1946 году.
_________________________________________________
Рисорджименто
Джузеппе Мадзини, итальянский националист и патриот, продвигал идею «Третьего Рима» (итал. Terza Roma) во время рисорджименто (объединения Италии), ратуя за объединение Италии и установлению Рима как её столицы. По его мнению, первый Рим императоров и второй Рим пап должен был сменить Третий Рим, народный. После объединения Италии в Королевство Италия, государство было названо Третьим Римом некоторыми итальянскими деятелями.
После объединения Мадзини говорил о том, что Италия как Третий Рим должна иметь имперские устремления. Мадзини сказал, что Италия должна «вторгнуться и колонизировать тунисские Земли», поскольку это был «ключ к Центральному Средиземноморью», и он рассматривал Италию как имеющую право доминировать в Средиземном море, как это сделал Древний Рим.
_________________________________________________
Фашистская Империя
В своих речах итальянский диктатор Бенито Муссолини называл свою фашистскую Италию «Третьим Римом» или новой Римской империей. Третий Рим — фашистский Рим после Имперского и Папского, также был названием плана Муссолини по расширению Рима в направлении Остии и моря. Квартал всемирной выставки стал первым шагом в этом направлении.
Литература
Третий Рим // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXIIIa. — С. 789—791.
Москва — Третий Рим // Монголы — Наноматериалы [Электронный ресурс]. — 2012. — С. 234—235. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2.
Стремоухов Д. Н. Москва — Третий Рим: источник доктрины // Из истории русской культуры. (Пер. с англ. по изд.: Speculum. V. XXVIII.1953. № 1. P. 84—101) : Сб.. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. — С. 425—441.
Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.). — Москва : Академический Проект, 2020. — 481 с. — (История России: Московская Русь). — ISBN 978-5-8291-3424-2.
© Copyright:
Свидетельство о публикации №222011401160