23. Контр-адмирал

Красногорская земля взрастила и Н.И. Шаповалова (прил.1-384) - участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, малоизвестного на его Родине, но достигшего в послевоенное время значительных высот флотской службы и ставшего единственным контр-адмиралом своего района.

Николай Иванович родился 27.11.1918 года в деревне Ларневск. Он не был исключением среди сверстников, мечтавших о безбрежных голубых морях.  Романтика таинственных океанских просторов уже с детства не оставляла его равнодушным. Физически крепкий, хорошо развитый, с малолетства привычный к физическому труду и имеющий желание служить в Военно-морском флоте (ВМФ), он после окончания школы успешно сдал вступительные экзамены и с 27.08.1937 года стал курсантом Военно-морского училища (ВМУ) связи имени Г.К. Орджоникидзе.

Завершив 2 курса обучения, в 1939-м году был переведён в ВМУ имени М.В. Фрунзе, которое являлось кузницей командных кадров флота и пользовалось высоким авторитетом. Училище в 1936 году было награждено Почётным революционным Красным Знаменем Центрального исполнительного комитета СССР и получило наименование Краснознамённого. 10.06.1939 года оно было награждено орденом Ленина и преобразовано в Высшее ВМУ им. М. В. Фрунзе.

Для крестьянского паренька обучение в городе Ленинграде, кроме освоения флотских военных наук, предоставило огромную возможность расширения общего кругозора, познания широких пластов культурного наследия. Посещение музеев, театров и кинотеатров, ознакомление с памятниками зодчества и другими достопримечательностями северной столицы оставляло яркие позитивные впечатления, формируя будущего офицера флота...

Началась война. 25.06.1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров училища. Лейтенантами стали 198 курсантов, среди них и Н.И. Шаповалов, получивший назначение командиром торпедной группы сторожевого корабля «Гриф» Краснознамённого Балтийского флота. В августе 1941 года он был назначен командиром минно-торпедной боевой  части (БЧ-3) – помощником командира тральщика (ТЩ) «Боевой». Вскоре он  стал командиром «ТЩ-69», осуществлявшего постоянное траление фарватерных каналов для обеспечения проводки  кораблей и судов.

С 29-го июля и до ноября 1941 года, командуя тральщиком, Николай Иванович исполнял обязанности и командира дивизиона тральщиков в составе ТЩ №№42, 44, 45, 47. Он неоднократно являлся начальником конвоев, в сложных условиях обеспечивая проводку транспортов по маршрутам: Таллин - Гогланд, Таллин - Ханко, Таллин – Палдиски, Таллин – Кронштадт. В этот период защитникам острова Гогланд и Военно-морской базы (ВМБ) на полуострове Ханко, мужественно сражавшимся с врагом, постоянно требовалось  подкрепление и обеспечение, поступавшее из Таллина. К концу 1941 года морским путём они были эвакуированы в Ленинград и Кронштадт.

7-го августа противник полностью блокировал силы флота и советские войска в районе Главной ВМБ (ГВМБ) флота Таллин. Было принято решение об их эвакуации морским путём. Проходила она с 27-го по 30-е августа 1941 года. В прорыве участвовали 225 кораблей и судов. С 30-го августа ГВМБ флота стал Кронштадт.

Лейтенант Шаповалов принимал непосредственное участие в обеспечении сложнейшего и трагичного, по тяжёлым последствиям, Таллинского перехода крупных сил флота в условиях минной опасности, воздействия авиации и береговой артиллерии противника. Только 28-го августа флот потерял 26 кораблей и судов. Командуя «ТЩ-47», Н.И. Шаповалов в этот день спас команду подорвавшегося на мине эсминца (ЭМ) «Калинин», принимал участие в спасении экипажей погибавших кораблей,  подобрал из воды раненого секретаря ЦК комсомола Эстонской ССР и доставил в Кронштадт.

За военную компанию 1941 года его дивизион ТЩ обеспечил:
• проводку 32-х транспортов и барж;
• траление и уничтожение 54-х мин;
• спасение и доставку около 1000 человек;
• несение дозорной службы.

Николай Иванович был активным участником обороны Ленинграда. Член ВКП(б) с 1942 года. В апреле 1942 года, после окончания курсов штурманов, был назначен командиром электронавигационной группы крейсера «Киров», входившего в отряд лёгких сил (ОЛС), а с апреля 1943 года – командиром штурманской  боевой части (БЧ-1) ЭМ «Сильный» 2-го дивизиона эсминцев (днЭМ) ОЛС, затем командиром БЧ-1 ЭМ «Смелый» 5-го днЭМ эскадры надводных кораблей. Точными штурманскими расчётами он помогал командиру артиллерийской боевой части (БЧ-2) эсминца вести эффективный огонь по противнику в районах: Урицк, Стрельна, Петродворец, южнее Ораниенбаума, а также по финским захватчикам в районах Белоостров – Ино. Летом 1944 года исполнял обязанности штурмана днТЩ в ходе боевого траления в Финском заливе.

Командир ЭМ «Сильный» капитан 2 ранга К.К. Черемхин 10.08.1944 года давал следующую оценку своему подчинённому старшему лейтенанту Шаповалову:
«Высококвалифицированный культурный штурман, пользуется большим авторитетом у офицеров и личного состава».

11.08.1944 года Н.И. Шаповалов был награждён орденом Красного Знамени. К этому времени он уже имел медаль «За оборону Ленинграда» (22.12.1942г.).

Как опытный штурман и ответственный офицер, в период с сентября 1944 по февраль 1945 годов Николай Иванович был прикомандирован к штабу Кронштадского морского оборонительного района (КМОР). Он осуществлял лоцманскую проводку транспортов с трофейными и репарационными грузами из портов Финляндии в Ленинград. В условиях большой минной опасности им было успешно проведено 19 транспортов и не допущено ни одной навигационной аварии.

Работая на ледоколе «Войма» в качестве военного коменданта и лоцмана, он произвёл свыше 150-ти перестановок транспортов в Ленинградском торговом порту. В тяжёлых ледовых условиях провёл на буксире у ледокола «Войма» 39 транспортов.

За отличное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу старший лейтенант Шаповалов 23.02.1945 года был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Характеризуя Н.И. Шаповалова, начальник штаба КМОР капитан 1 ранга Е.Ф. Крылов 20.02.1945 года приводил следующий факт:
«7 февраля 1945 года при спасении на льду двух офицеров показал личный пример мужества и отваги, рискуя своей жизнью, смело шёл вперёд на оказание помощи товарищам. Офицеры были спасены».

После окончания войны Николай Иванович в 1945-1946 годах обеспечивал проводку трофейных кораблей поверженного противника из портов Киль и Росток в Либаву (Лиепая, Латвия).

С декабря 1946 по март 1951 годов являлся слушателем Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени академика А.Н. Крылова в городе Ленинграде.

После выпуска из академии капитан 2 ранга Н.И. Шаповалов получил назначение на должность помощника флагманского штурмана Северного флота (СФ).

В начале 1950-х годов на СФ шло активное обновление корабельного состава. Поступали новые проекты противолодочных и десантных кораблей, дизельных подводных лодок. В 1951 году в состав флота вошли лёгкие крейсера проекта 68-К «Железняков» и «Чапаев», имевшие артиллерийское и минно-торпедное вооружение, эсминцы проекта 30-бис «Отрадный» и «Озарённый». В 1953-1954 годах флот принял новые крейсера проекта 68-бис «Александр Невский» и «Молотовск». Все они были вооружены современными средствами навигации, связи, радиолокации и гидроакустики.

В этот период Николай Иванович активно занимался организацией штурманской службы и системы кораблевождения на новых кораблях с использованием современных технических средств.

16.09.1955 года большая дизель-электрическая экспериментальная ракетная подводная лодка Б-67 проекта В611 впервые в истории ВМФ выполнила в Белом море стрельбу баллистической ракетой. Н.И. Шаповалов осуществлял навигационное обеспечение использования ракетного оружия.

В истории СФ начиналась новая эра освоения ракетно-ядерного оружия и использование кораблей и подводных лодок с ядерной энергетической установкой.
   В этих условиях 19.03.1956 года Н.И. Шаповалов был назначен флагманским штурманом СФ.

10.10.1957 года подводной лодкой С-144 проекта 613 на полигоне около Новой Земли из перископного положения была произведена первая стрельба торпедой с ядерной боевой частью.

В марте 1959 года флот получил первую атомную подводную лодку К-3 проекта 627 («Кит») с навигационным комплексом «Плутон» и эхоледомерами. В ноябре она совершила первый испытательный подлёдный поход.

В декабре 1959 года на флот поступила первая подводная лодка С-146 проекта 644 с крылатыми ракетами.

В ноябре 1960 года СФ принял первую атомную подводную лодку с баллистическими ракетами К-19 проекта 658. На ней был установлен навигационный комплекс «Плутон-658», астронавигационная система «Лира» и сложные навигационные приборы.

Проявляя активность и профессионализм, идя в ногу с ускоренным развитием и совершенствованием флота, капитан 1 ранга Н.И. Шаповалов внёс большой вклад в освоение штурманским составом СФ новых технических средств навигации и кораблевождения.

В 1962 году, учитывая особый статус СФ, как стратегического объединения, категория флагманского штурмана флота была повышена до контр-адмирала.

Н.И. Шаповалов, 30.08.1962г.

27.04.1962 года Н.И. Шаповалову было присвоено воинское звание контр-адмирал (л.5).

Под его личным руководством осуществлялось навигационно-гидрографическое обеспечение многих важных мероприятий флота, таких как:
- первый в СССР подлёдный поход атомной подводной лодки К-3 проекта 627 с её прохождением 17.07.1962 года под Северным полюсом;
-  первый в СССР подлёдный поход атомной подводной лодки К-181 проекта 627А с её всплытием  29.09.1963 года на Северном полюсе. После выполнения задания лодке было присвоено имя «Ленинский комсомол»;
- первый в СССР подлёдный переход с Северного на Тихоокеанский флот в сентябре 1963 года многоцелевой атомной подводной лодки К-115 проекта 627А и ракетной атомной подводной лодки К-178 проекта 658.

Контр-адмирал Шаповалов в новых условиях динамичного развития СФ внёс большой вклад в освоение современных технических средств навигации и кораблевождения.

В феврале 1964 года Николай Иванович был назначен начальником отдела тактического обоснования 9-го Научно-исследовательского института ВМФ в городе Ленинграде. Здесь он принимал участие в работах по обоснованию создания новых средств кораблевождения и навигационно-гидрографического обеспечения.

22.02.1968 года был награждён орденом Красной Звезды.

27.11.1975 года контр-адмирал Н.И. Шаповалов был уволен в запас. В дальнейшем работал старшим редактором навигационных пособий в Центральном картпроизводстве ВМФ.

За выслугу лет награждён орденами Красного Знамени (30.12.56г.) и Красной Звезды (13.06.52г.), медалью «За боевые заслуги» (6.11.47г.).

Ушёл из жизни Н.И. Шаповалов 20.01.2005 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в городе Санкт-Петербурге.


Рецензии