11. О предопределенности

В пустыне бродят Карлос с доном Хуаном, выбирая место для отдыха в тени. Как только они уселись, дон Хуан начинает говорить.

ДОН ХУАН: Карлос, ты уже многое узнал об охоте, но мало изменился. Недостаточно знать, как ставить ловушки, охотник должен жить как охотник. Иногда уходят годы на то, чтобы понять, что необходимо меняться. Самым трудным для меня было захотеть измениться.

КАРЛОС: Дон Хуан, я понимаю твои мысли. С тех пор, как ты начал учить меня охотиться, я стал пересматривать свои поступки.

ДОН ХУАН: Охотник должен знать не только привычки своей жертвы, но и то, что на земле имеются силы, которые ведут людей, животных и все остальное живое.

КАРЛОС: Что это за силы, дон Хуан?

ДОН ХУАН: Силы, которые ведут наши жизни и наши смерти. Ты упрям, поэтому преуспеешь в том, чтобы изменить себя.

КАРЛОС: Стараюсь, как только могу.

ДОН ХУАН: Нет, ты не стараешься так, как можешь. Не надо объяснять поступки, как будто ты единственный, кто делает неправильно. Это твое старое чувство собственной важности. У тебя также слишком много личной истории.

С другой стороны, ты не принимаешь ответственности за поступки. Не пользуешься смертью, как советчиком и превыше всего ты слишком достижим. Твоя жизнь такая же каша, как была до того, как я тебя встретил.

Карлос хочет спорить, что это не так. Дон Хуан делает знак успокоиться.

ДОН ХУАН: Тебе следует принимать ответственность за то, что находишься в этом заколдованном мире. Мы в заколдованном мире, знаешь?

Карлос утвердительно кивает головой.

ДОН ХУАН: Для меня этот мир заколдованный, потому что он поразителен, страшен, волшебен и неизмерим.
Я хочу убедить тебя, что ты должен принять ответственность за нахождение в этом чудесном мире, в этой чудесной пустыне, в это чудесное время.
Ты должен научиться делать каждый поступок идущим в счет, поскольку будешь здесь слишком мало, чтобы увидеть все чудеса этого мира.

КАРЛОС: Дон Хуан, быть утомленным миром или же быть с ним несогласным, это общечеловеческое состояние.

ДОН ХУАН: В таком случае, следует изменить это состояние. Если ты не ответишь на этот вызов, то это все равно, что ты уже мертв. Ты думаешь, что у тебя много времени? Ты думаешь, что твоя жизнь будет длиться всегда? Чего ты ждешь? Почему ты колеблешься в том, чтобы измениться?

КАРЛОС: А может быть, дон Хуан, что я могу не хотеть изменяться?

ДОН ХУАН: Да, может, и я не хотел меняться, как и ты. Но, мне не нравилась моя жизнь. Я устал от нее также, как и ты. Теперь мне ее не хватает.

Карлос, у тебя нет времени для этой игры. То, что ты сейчас делаешь, может оказаться твоим последним поступком на земле. Это может оказаться твоей последней битвой. Нет такой силы, которая могла бы гарантировать, что ты проживешь еще одну минуту.

КАРЛОС: Я осознаю смерть, но об этом бесполезно разговаривать или думать, потому что ничего не смогу тут сделать, чтобы избежать ее.

ДОН ХУАН: Ни у тебя, ни у другого нет времени, Карлос. Прими вызов, изменись.

КАРЛОС: Только и всего?

ДОН ХУАН: Правильно. Перемена никогда не происходит постепенно. Она случается внезапно. А ты не готовишь себя к такому внезапному действию, как перемена.

Я только что сказал тебе, что изменение приходит внезапно и неожиданно. И точно так же приходит смерть. Как ты думаешь, что мы можем поделать с этим?

КАРЛОС: Я действительно боюсь, что я умру, а ты еще вызываешь беспокойство во мне своими постоянными разговорами о смерти.

ДОН ХУАН: Мы все умрем. Но, ты не должен об этом заботиться. Пусть каждый из твоих поступков будет твоей последней битвой на земле. Только при таких условиях твои поступки будут иметь законную силу.

Охотник оказывает своей последней битве должное уважение, потому что его последний поступок на земле должен быть его лучшим поступком. Это приятно. Это сглаживает грани испуга.

Дон Хуан резко, одним движением, поднимается. Карлос ошеломлен его необычайной ловкостью.

ДОН ХУАН: Карлос, выследи кролика, поймай, убей и поджарь мясо до захода солнца.

Карлос принимается за дело, нет никаких трудностей, чтобы поймать кролика.

ДОН ХУАН: Теперь убей его.

Карлос тянется рукой в ловушку, чтобы ухватить кролика. Когда Карлос берет кролика за уши и тащит наружу, внезапное ощущение ужаса охватывает его. Карлос роняет кролика обратно и смотрит на дона Хуана.

КАРЛОС: Я не могу убить его. Я никогда этого не делал.

ДОН ХУАН: Почему? Ты же убил сотни птиц и других животных.

КАРЛОС: Я убивал из ружья, а не голыми руками.

ДОН ХУАН: Какая разница? Время кролика истекло.

Тон дона Хуана не оставляет у Карлоса никаких сомнений, что время кролика истекло.

ДОН ХУАН (жестким тоном): Убей!

КАРЛОС: Не могу.

ДОН ХУАН (кричит): Карлос, кролик должен умереть! Не упрямься, его время пришло к концу, сила подвела именно этого кролика к ловушке.

Карлос чувствует с предельной ясностью трагедию кролика, попавшего в ловушку. Много раз Карлос сам был кроликом. Взгляд кролика, который Карлос воспринимает, как молчаливое отчаяние, вызывает полную идентификацию с его собственной участью.

КАРЛОС: Я никого не хочу убивать. Этот кролик пойдет на свободу.

Карлос дрожит, руки трясутся. Он пытается схватить кролика за уши, но промахивается. Карлос бьет по клетке ногой, чтобы сломать ее и выпустить кролика на свободу. Клетка крепкая, не ломается.

В нетерпении, со всей силы, Карлос бьет по клетке еще раз. Палки громко ломаются. Карлос вытаскивает кролика, вяло висящего у него в руке. Кролик мертв.

ДОН ХУАН (шепчет Карлосу на ухо): Твоя ловушка была его последней битвой на земле. Я говорил тебе, что у него уже больше нет времени, чтобы прыгать по этой прекрасной пустыне.


Рецензии
В волшебном мире, намерение такого мага, как дон Хуан,выполняется безупречно. Если он сказал - судьба. Значит судьба. Вполне возможно что для постороннего наблюдателя кролик выскочит и убежит. Но для Кастанеды (помнится, как маги его дурачили с машиной...хотя не дурачили),и Хуана - кролик умер. Для наблюдателя в том же самом месте в то же самое время даже нет этих двух. Великое предопределение заключается в том, что все уже все равно мертвы. Второе великое предопределение в том, что смерти нет. Эта информация не даёт абсолютно ничего для разума. Потому что самое главное в нас - вне нас. Как это чувствуется и чем, я не знаю(((

Евгений Кост   13.10.2022 11:31     Заявить о нарушении
Как говорил Кришна Арджуне, то что есть в нас - никогда не умирает, а те - что стоят против тебя в битве, уже мертвы. Так что, исполняй свой долг - сражайся!

Недавно понял, что наше подсознание есть суть человека, а не внешнее сознание и действия.

Андрей Макаров 9   13.10.2022 12:41   Заявить о нарушении