Вторая командировка в Германию. 1994 г

         Целью моей следующей командировки на Запад было посещение Ганноверского международного салона грузовых автомобилей и автобусов. Этот автосалон проводится  по чётным годам, как правило, в сентябре.
         В августе 1994 г. в Министерство промышленности РФ, где я тогда работал, пришло приглашение от концерна “Даймлер-Бенц” на посещение этого автосалона, ознакомление с экспозицией концерна и проведение переговоров о дальнейшем сотрудничестве.
         Была подобрана делегация наших специалистов. Нам были поставлены конкретные задачи и утром 4 сентября 1994 года мы вылетели самолётом Аэрофлота из аэропорта Шереметьево в ФРГ.
         В составе делегации было 7 человек. Специального переводчика в нашей делегации не было. Я более-менее знал немецкий, а другой наш специалист – английский язык. Но мне приходилось бывать в качестве переводчика чаще, т.к. не все немцы понимают английский.
         Прилетели в Гамбург. Самостоятельно добрались городским автобусом от аэропорта до ж/д вокзала.  В туалете вокзала я увидел весьма неприятную сцену, когда молодая наркоманка в какой-то обтрёпанной одежде, нервно озираясь, стала спешно промывать под краном шприц, а подошедший служащий накричал на неё и выгнал из туалета.
          В кассе вокзала мы купили билеты и, сев на поезд-экспресс ICE Интерсити, приехали в Ганновер.
          В самом Ганновере, как это выяснилось ещё в Москве при оформлении командировки, свободных мест в отелях уже не было. Поэтому нам тогда забронировали ближайший отель в небольшом городе Гифхорн. В Ганновере мы тут же на вокзале пересели на местный поезд и примерно через час приехали в Гифхорн, где должны были разместиться в отеле “Skan-Tours Hotel”.
          По приезде в Гифхорн, мы никак не могли найти такси для проезда в отель. Все стоявшие у станции таксомоторы были уже заказаны другими клиентами. Я заметил, наконец, один подъехавший автомобиль, подошел к водителю и стал просить его подвезти нас к отелю. Водитель мне что-то ответил, но я почувствовал, что он говорит по-немецки с некоторым акцентом. По его внешности тоже можно было судить, что он не немец. И тут выяснилось, что он оказался русским эмигрантом, проживавшим с семьей в Гифхорне, и мы оба русские говорим между собой по-немецки. Получилось очень забавно и мы все рассмеялись. Водитель за две ездки отвез нашу делегацию в отель “Skan-Tours Hotel”, по пути рассказав нам кое-что о себе и о городе.
         Проезжая по Гифхорну, я неожиданно увидел на одной стоянке автомобиль “Трабант”, выпускавшийся ранее в ГДР. Меня крайне удивило, каким образом этот убогий автомобильчик с тесным пластмассовым кузовом и чахлым двигателем, предмет насмешек и анекдотов оказался в богатой, насыщенной прекрасными автомобилями Западной Германии. Причем автомобиль был не приехавший из восточных земель к кому-то в гости, а имел номерной знак Гифхорна.
          Устроившись в отеле, мы зашли в неподалеку расположенный супермаркет. Купили вина, хлеба, ещё чего-то. Затем в одном из наших номеров устроили товарищеский ужин по случаю прибытия в Германию, выставив на столе, помимо купленных, ещё и кое-какие свои привезённые продукты.
          Утром следующего дня, после завтрака мы выехали поездом в Ганновер.  Там на вокзале мы пересели на метро, точнее у них это называется “скоростной подземный трамвай”. Состав потом выехал из тоннеля на поверхность и двигался по улицам как обычный трамвай. Вскоре приехали непосредственно на территорию ярмарки, где в это время и проходил Международный автосалон.
          Там мы нашли стенды компаний Мерседес-Бенц и МАН. У одного из представителей концерна Мерседес-Бенц  я тогда впервые в жизни увидел мобильный телефон. Он поговорил с кем-то из своих сотрудников по поводу нашего прибытия. Затем мы зашли на стенд компании MAN, провели предварительные беседы с представителями компании.
         Потом осматривая различные выставочные стенды и экспозиции, мы потеряли часть нашей делегации. Ожидали их у выхода с выставки, как условились заранее, но напрасно. Встретили мы их, когда только вернулись в Гифхорн. Им пришлось довольно сложно возвращаться назад, так как никто из них не знал немецкого языка, чтобы даже купить билет на поезд.
         На следующее утро опять выехали поездом в Ганновер. Был более-менее подробный осмотр экспозиции выставки. Территория большая, разделена проездами. Экспозиции размещены как в павильонах, так и под открытым небом. На выставку имеется несколько входов для пешеходов и ворот для автомобилей. Все они под номерами. Посетителей выставки очень много, хотя входные билеты довольно дорогие.
         Осматривая выставку, я набрал много интересных проспектов и других информационных материалов, которые потом использовал для написания и опубликования нескольких статей в автомобильной прессе.
         Затем мы совершили небольшую пешеходную прогулку по Ганноверу, чтобы получить хотя бы некоторое представление о городе. Запомнилась одна из центральных улиц – Georgstrasse.
         Утром следующего дня у подъезда нашего отеля нас ждал автобус от фирмы MAN. На нём мы приехали в г. Зальцгиттер, где находится автобусный завод этой компании (до 1971 года принадлежавший компании “Buessing”).
         На заводе мы провели переговоры с представителями этой компании, ознакомились с технологией производства автобусов. После этого нас отвезли на том же автобусе обратно в Ганновер. На этот раз нам не пришлось брать билеты, так как мы въехали на автобусе в ворота выставки и подкатили прямо к павильону, где находилась экспозиция фирмы MAN. После этого сотрудники компании подробно ознакомили нас с своими новинками.
         У экспозиции фирмы я встретил нескольких знакомых работников Минского автозавода, которые тоже прибыли в командировку на Ганноверский автосалон.
         По окончании осмотра мы по договоренности с представителем концерна "Мерседес-Бенц" поехали на вокзал, сели на поезд-экспресс ICE и отправились в г. Дюссельдорф, где находится один из заводов концерна “Мерседес-Бенц”. Нас сопровождали две женщины – сотрудницы концерна, одна из них русская.
         Интеллигентно беседуя с ними в пути и слегка перекусив за столиками, мы проехали такие крупные города как Эссен, Бохум и Дуйсбург и вечером прибыли в Дюссельдорф. Привокзальная площадь носит имя первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. Здесь же ему установлен памятник. Мы взяли два автомобиля-такси “Мерседес” кремового цвета (все таксомоторы в Германии независимо от марки автомобиля окрашены в такой цвет) и приехали в отель “Holiday Inn”, где нам уже были забронированы номера. По приезде к отелю водитель такси выдал нам чек, по которому нам потом возместили эти затраты.
          Погода в Дюссельдорфе была скверной, шел мелкий дождь.
          На следующее утро после завтрака за нами заехал микроавтобус, на котором нас отвезли на завод и представили руководству. После осмотра завода были начаты переговоры, где нам рассказали, что этот завод раньше принадлежал автомобильной компании DKW,  но  в 1960-х годах концерн “Мерседес-Бенц” выкупил его у DKW и организовал на нём производство мало- и среднетоннажных автофургонов (крупнотоннажные автофургоны "Мерседес" выпускаются на заводе в г. Людвигсфельде под Берлином, ранее, во времена ГДР, выпускавшим грузовики IFA).
      Хотя на этих переговорах присутствовала женщина-переводчица, которая сопровождала нас в поезде из Ганновера в Дюссельдорф, но я тоже участвовал как переводчик, так как женщина не очень хорошо знала специальную техническую терминологию. Кроме того, я представил немецким господам всю нашу делегацию.
          Суть переговоров состояла в том, чтобы найти пути для организации производства автофургонов “Мерседес” на Ульяновском автозаводе (в составе нашей делегации был зам. главного конструктора УАЗ.) По результатам этих переговоров мы составили памятную записку как отправной документ для дальнейших взаимодействий. После переговоров и обеда нас на том же микроавтобусе отвезли обратно в отель “Holiday Inn”.
         Затем у нас было свободное время. Несмотря на мелкий дождь, я один отправился на прогулку по городу. Сначала было желание посмотреть великую немецкую реку Рейн, на которой стоит Дюссельдорф, но из-за плохой погоды и темноты я передумал. Пошел по городу, не удаляясь далеко от нашего отеля. Зашел в какой-то супермаркет, но ничего не купил, а просто посмотрел. Затем зашел в секс-шоп. Там народу было немного. Обратил внимание на какую-то особу с необычным макияжем и в вызывающем наряде. Она высматривала себе предметы видимо для какого-то изощрённого секса. Потом я посетил магазин, торгующий теле-, видео- и аудиотоварами. Вернулся в отель в изрядно промокших ботинках.
         Рассчитавшись утром с администратором отеля, мы на такси приехали на вокзал, сели на поезд ICE и через несколько часов вернулись в Ганновер. Там же на вокзале мы пересели на местный поезд и приехали в Гифхорн.
         В отеле мы немного отдохнули с дороги, а потом отправились гулять по городу. Посмотрели некоторые местные достопримечательности, походили по магазинам. Я помог нашим ребятам сделать кое-какие покупки. Хотя Гифхорн город небольшой, но возвращаясь в отель, мы всё-таки заблудились. Трудность ещё заключалась в том, что к вечеру, как только закрываются магазины, на улицах немецких городов почти нет пешеходов – все люди передвигаются только на автомобилях. Поэтому спросить дорогу к нашему отелю было не у кого. В конце концов один пожилой немец, стоявший около своего дома, подсказал нам, как надо идти.
         В отеле администратор сообщила нам, что на следующий день нам нужно переселиться в другой отель, так как к ним приезжает большая туристская группа. Она забронировала для нас номера в отеле “Seehotel” недалеко от Гифхорна в сельской местности на берегу озера Танкумзее. Мы не возражали против переезда, так как программу нашей командировки мы выполнили. Через день нам надо было уже возвращаться на Родину. Мы стали собирать свои вещи.
          Позавтракав на следующее утро, мы рассчитались за проживание и вышли из отеля, где  нас уже ждали два таксомотора, которые вызвала для нас администратор.
         Новый отель действительно находился совсем недалеко, примерно в 5 км от Гифхорна. Он небольшой, но довольно уютный. Озеро совсем близко. Я оставил своих коллег и пошел гулять один. Ещё по пути в отель я заметил из машины неподалеку немецкий дачный поселок и сейчас решил рассмотреть его поподробней. Пройдя по местной дороге пару километров, я пришел туда.
          У немцев дачные посёлки отличаются от наших. Лёгкие заборы и ворота отделяют участки только от дороги. Между смежными участками заборов нет, а участки разделены лишь условно - кустарниковыми посадками. Огородов с картошкой, помидорами или кабачками я нигде не видел. Немцы сажают только цветы и плодовые деревья. В садах, как правило, устраивают беседки, небольшие водоёмы-бассейны с фонтанчиками, качели для детей. Иногда для украшения участка используют валуны и другие природные элементы. Практически у каждого дачного дома есть навес или гараж для автомобиля. Везде чистота и порядок, что вообще характерно для немцев. Магазинов или лавок в поселке я тоже не видел. Видимо продукты они привозят на машинах из города или из ближайшего сельхозкооператива.
          По возвращении в отель мы вместе отправились на прогулку по прилегающему лесопарку и по берегу озера. Недалеко от озера находится канал, который протекает по прямому бетонному руслу шириной метров 10 и на 3-4 метра выше поверхности земли. Для прохода людей и проезда автомашин под каналом кое-где сделаны тоннели.
           Возвращаясь обратно в отель, мы увидели невдалеке на берегу озера какую-то молодую женщину, которая, не обращая на нас никакого внимания, разделась догола и стала купаться. Возможно, она нас просто не заметила.
          Вечером в отеле мы посетили пивной бар и кегельбан, но сами не играли, а только смотрели.
          И вот наступило 11 сентября - последний день нашей командировки.
          Заказав через администратора такси, мы опять приехали в Гифхорн, на ж/д станцию. Погода была хорошей, солнечной. Взяли билеты на местный поезд до г. Брауншвайга – это в противоположную сторону от Ганновера.
          Через некоторое время приехали на поезде в Брауншвайг и стали ждать поезд-экспресс ICE для дальнейшего переезда в Берлин. В ожидании поезда вышли на привокзальную площадь и увидели памятник-паровоз.
          Вскоре подошел наш поезд. Мы сели в него и поехали в восточном направлении. Проезжая мимо бывшей границы между ФРГ и ГДР, я увидел остатки пограничных сооружений – бетонные наблюдательные башни, рвы, столбы для колючей проволоки, дорогу вдоль границы для пограничных нарядов. Теперь это всё поросло травой, т.к. Германия уже несколько лет как единое государство.
          Заметил, что территория бывшей ГДР менее ухожена, чем западные земли. В одном месте из окна поезда я увидел за полуразрушенным забором остатки ранее располагавшейся советской воинской части - какой-то хлам, раскуроченный ржавый грузовой автомобиль “Урал” и прочий мусор.
        Кстати каких-либо  следов пребывания британских войск в Германии  я не заметил  (гг. Гамбург, Ганновер, Гифхорн, Дюссельдорф и Брауншвайг ранее находились в британской оккупационной зоне Германии).
         Наш экспресс шел без остановки. Проехали города Магдебург, Бранденбург, Потсдам и, наконец, въехали в Берлин с юго-западной стороны, т.е. в бывший Западный Берлин. Несколько километров поезд шёл параллельно бывшей автогоночной трассе AVUS (теперь это обычное шоссе), а вскоре мы прибыли на вокзал Zoo, расположенный почти в центре города. Здесь мы выгрузились.
          Я оставил ребят с вещами на перроне и пошел узнавать, как нам ехать дальше, чтобы добраться до аэропорта Шёнефельд. Прочитал объявления, посмотрел схемы и узнал, что нам удобнее всего ехать туда городской железной дорогой, по сути – электричкой  (в Берлине она называется S-Bahn) с этого же вокзала. Вскоре подошел нужный нам поезд и мы поехали. По пути увидели из окна с правой стороны здание рейхстага.Он тогда ещё был в полуразрушенном состоянии, но уже велась реставрация. Современного купола на нём тогда еще не было.
          Наконец мы проехали Берлин и поезд остановился у аэропорта Шёнефельд, расположенного за юго-восточной окраиной города.
          Аэропорт мне знаком. В 1987 году я сюда прилетал, а потом улетал, находясь в турпоездке в ГДР. Прошли пограничный контроль и оказались в зале вылета. Там я встретил нескольких человек, знакомых мне по прежней работе, которые возвращались из какой-то своей командировки. Я поприветствовал их, но в особые разговоры с ними не вступал.
          Вскоре мы сели в самолет на Москву и вылетели. На этом моя командировка в Германию закончилась.

 

 
 


Рецензии