Чтобы умножились чудеса Мои... Исх. 11, 9

Все мы, и истово верующие, и твердокаменные безбожники, и суеверные мистики, и люди с научным складом мышления, все мы желаем увидеть чудо, ждём его, молим о нём в тайных, сокровенных глубинах своей души. Такова странная природа человека, таковы мы. И не важно, что чудеса никогда не приходят по требованию, не слетают небесным даром за длительное и упорное ожидание, - мы всё равно надеемся. И пусть учат нас мудрецы, что чудо жестоко по своей сути, что оно является внезапно и грозно, как тать в ночи, что оно не вмещается в наше сознание и не всегда соответствует нашим надеждам, - мы всё равно упрямо ждём.

А ещё учёные мудрецы говорят, что чудо не полезно человеку, что оно, как правило, не делает его лучше, не ведёт к исправлению, не дарует веры, а с течением времени просто забывается, вычёркивается из памяти, как не соответствующее нашим представлениям о мире и его законах. Самые невероятные, не объяснимые с материалистической точки зрения вещи, например, внезапное избавление от страшной опасности, от самой смерти, подкараулившей нас и загнавшей в глухой угол, из которого нет и не может быть благополучного выхода ни по каким физическим законам, мы склонны объяснять случайностью, талантом врача, везением, чем угодно, только не чудом. Потому-то так мало находим мы в военных воспоминаниях, биографиях и прочей литературе письменных свидетельств о чудесах. Разве только в Писании, да в житиях святых есть ещё место чуду, но простой человек обычно не отличает их от детских сказок.

Вот так же как исчезает из памяти человека приключившееся некогда с ним чудо, исчезло из наших книг и учебников странное и сказочное имя древнего народа «Чудь». Таинственного народа, о происхождении и судьбе которого учёные до сих пор ведут горячие споры. Исписаны тонны бумаги о том откуда пришло на Северо-Запад нашего Отечества и куда якобы исчезло это загадочное племя, да «только воз и ныне там». Непонятно происхождение и самого имени этого удивительного народа, уж больно чудно он называется.

Сегодня исследователи сошлись лишь в одном: чудь — это группа финно-угорских племён, населявшая в раннем средневековье северные окраины древней Руси. Но и здесь нет полной ясности. Если сказания об этом народе такая уж средневековая древность, то почему дореволюционные этнографы называли чудью вполне современных нам вепсов? Ещё и сейчас вепсы Бокситогорского района именуют себя чухарями - местным, производным от имени «чудь» словом. А между тем остготский историк Иордан упоминает чудь в своём списке народов, относящемся к IV веку нашей эры!

Стоит только коснуться этой заколдованной чудской темы, как вопросы множатся и нет им ни конца, ни ответа. Почему далеко к северу от вепсской земли, на Заонежском полуострове, в Карелии ряд сёл и деревень в переписных документах XIX века названы «чудскими», населёнными чудью? Или это тоже вепсы? Далековато!

Почему древние новгородцы называли чудью эстонцев (вспомните Чудское озеро), то есть народ, живущий к западу от Руси, тогда как вепсы обитают на далёкой восточной окраине Господина Великого Новгорода? Это просто чудо какое-то!

Отчего это «чудь Заволочская» русских летописей, скрывавшаяся в диких лесах нынешней Архангельской области, упорно отстаивала дедовскую языческую веру и вплоть до XVI века воевала за неё, предпочитая сгореть вместе со своими домами, чем перейти в христианство? Ведь известно же, что древние вепсы, как народ основавший вместе с новгородскими словенами Русское государство, первыми из неславян приняли православие и не в каких языческих бунтах не были замечены. Чудеса да и только!

Или вот ещё вопросец из новейшей истории. Как объяснить, что нынешних потомков чуди в Ленинградской области величают вепсами, хотя сами себя они ещё совсем недавно именовали «людиникад», а современных «чудинов» в Карелии называют карелами-людиками, хотя и те и другие говорят на одном языке? Чудны дела Твои, Господи!

В научных объяснениях происхождения имени чудь и вовсе чёрт ногу сломит. Учёные первым делом для порядка написали это слово латинскими буквами — Tiuda — и принялись его этимологизировать из разных древних языков. Толкование в результате получилось у всех разное. Тут тебе и имя мифологического персонажа, и тамга — печать древнего мастера, и народ, и восточная страна, и чего-чего только нет. А нет, на мой взгляд, лишь здравого смысла. Оцените хотя бы такое предположение: чудной народ, говорящий на чудном, то есть непонятном языке. Явная нелепость! Ведь тогда мы должны были бы называть чудью всех людей не говорящих по-русски.

А почему бы не посмотреть на слово простыми глазами? Без очков и микроскопа-то может быть яснее будет? Чудь от слова «чудо» - просто и ясно! Но тут же наш научный корабль наскакивает на предательскую отмель, тут же высовывается из воды острый камень нового коварного вопроса — а какое-такое чудо скрывается за этим непостижимым названием? Не хранят ли чудины нечто чудесное? Вновь клубится на горизонте туманная мгла беспросветной терра инкогниты — земли неопознанной, и ничего-то с ней наука не может поделать.

Остаётся надеяться, что сами потомки летописной чуди, живут ли они на берегах Свири-матушки, или на Онежском озере (а может быть в Эстонии, как знать), заинтересуются своим происхождением, закопаются в родную старину и откроют себе и миру свои профессиональные колдовские секреты. Вот это было бы чудо из чудес!


2022 г.


Рецензии