Ночная смена

      
      И с вами наверно было это в детстве, когда   вдруг  начнешь  по-другому  жизнь видеть. Умнеешь, что ли.
      Мать мне сказала: - Ты уже большой у меня. Сядь, сын, поговорим.
      Я еще ни разу не задумывался, что мне предстоит стать взрослым. Чему быть, того не миновать. Вырасту, и буду.
    - Сыночек, вот я о  чем с тобой поговорить хочу. Пора мне  сменить работу. На новом месте  зарплата будет больше, легче будет жить.  Да вот беда, там ночные смены есть. Придется вечером уходить и оставлять тебя одного на ночь. Но ты у меня большой. Будешь один оставаться?
      Мне было  девять лет, уже не маленький - два года, как в школу хожу. Мы с мамой живем вдвоем, в небольшом доме на последней улице,  на краю  села.  Окна  выходят на лес,  рядом идет дорога. Куда она  ведет, не знаю. Куда могут вести лесные дороги?  Она не была широкой, наезженной, была как в пустыне, на ней за день не увидишь ни единого  человека,  редко-редко кто пройдет  пешком,  по грибы, по ягоды. Иногда проезжали мотоциклисты  или лошадь тащила  телегу.  Люди  отправлялись весной в лес дрова рубить, летом на покос. Изредка  проходили грузовые машины.  Шли,  чтобы вывезти дрова, сено. Это только большие дороги ведут из одного города в другой, а эта терялась где-то в лесу.
     Ближний лесок был знаком мне до последнего пенечка, мы с приятелями уходили далеко на поля за грибами,  по узенькой  тропочке бегали на Уфу, чтоб искупаться в жаркий день или рыбешку половить. Не боялись, что заплутаем, что леший в болото заведет. Беззаботная прекрасная  летняя жизнь мчалась полным ходом...
   
    Мать  смотрела на меня вопросительно.
    - Да я не маленький, мама. Ладно.  Ты решай сама.
   Я понял сразу, одному придется ночевать. Что за беда?  Буду книжки читать, и никто меня не будет заставлять вечером спать укладываться.
  -  Останешься один, не будешь бояться?
  - А кого бояться? У нас по улице  никто незнакомый не ходит. Кому мы  нужны?

    Итак, я буду дома один. Работать мама будет в три смены, будет уходить,  как и  теперь   утром, потом  во вторую, а  потом  я целую  неделю буду  оставаться  один ночью.
- Мама, а ты ночами что,  спать не будешь?
- Приду домой, высплюсь, если  не  будешь шуметь.
- И я ночью  не буду спать.
- Нет-нет, тебе-то уж надо спать. Ты растешь. 

   Так началась у  меня другая жизнь.  Это   кажется только, что ничего не случилось. Когда дома  один, ложись да спи до утра. А утром мама придет. Каково это ночью быть одному...
    Конечно, больше всего мне запомнился вечер, когда мама в первый раз в ночную смену пошла. Она тоже волновалась. Оставила для меня на столе накрытый второй  тарелкой суп, хлеб положила, стакан молока рядом поставила. Я обычно вечером поздно не ел, и зачем мне  это все, думал я.  Проводил маму за ворота и задвинул засов.  Займусь своими делами. Буду читать.
     Ранняя  предосенняя теплая мгла скоро охватила все вокруг. Маленькие окна пропускали немного  света. 
     Включил свет  и взял книжку.  Это Николай Васильевич Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».  На Украине она, эта  Диканька.
     Я буду  перечитывать еще  раз.  Очень интересная  книга. Еще есть у меня  «Робинзон Крузо».  Книги – самая большая драгоценность. Выглянул в окно.  Наша деревня тоже как Диканька, только по-другому называется. И  дом у нас на краю стоит,  у леса. Название-то какое - Диканька!  Мне чем больше всего у нас нравилось? - небольшая пробежка, и ты в лесу. 
     Я давно понял, в лесу медведи и волки. Волки, они только похожи на собаку, им лишь попадись!  Летом они глубоко в  лес уходят, а зимой на опушку выбегают, дворовых псов  по ночам в свое логово утаскивают. У нас собаки нет. Сейчас август, вот-вот осень, и  мне непонятно, где они ходят. Хорошо, что в лесу нам они не попадались. 
    Помните, у Бажова,  как  девчонка Дарёнка с  кошкой Мурёнкой одна в лесной избушке оставалась?  Я вот тоже сегодня один, близко от леса.

    Рыжего нашего кота  где-то не видно. Где он гуляет?
    Не видно его, в углах комнаты темно, темнота под кроватью. Посмотреть надо, осмотреться... как-то уже стал забывать, что в доме живет домовой. Это старичок такой, он невидимка, а проказник большой. То ручку со стола стащит, где-нибудь по  кроватью ее найдешь, то какую-нибудь мамину тряпку испачкает сажей, а то утащит  с тарелки и съест пирожок, или коту отдаст. Где же кот-то?  Надо найти.  Ах, вот он на печке сидит, за занавеской.  Как темно,  отсюда плохо виден ряд книжек на полке у окна.  Книжка Гоголя, которую  читаю,  самая любимая, открытой лежит на столе. Из нее я узнал многое. Читать ее  интересно, но страшно, Про ведьм, про  чертей и про  леших. Я  часто о них  слышал, много раз бабки  о них говорили, но чертей у нас никто не видел. Однако все в них  верили. Даже мама упоминала про нечистую силу.
     Из книжки я узнал, что чёрт рогатый, на лбу у него маленькие рожки, копыта есть и хвост.   Он похож на нашу корову Милку, только  Милка не летает. Чёрт суется везде, со всеми разговаривает, даже с кошкой, когда она на печи мурлыкает.
      Кузнец Вакула на чёрте  верхом как на самолете в Ленинград летал, когда там царица жила. 
     В том, что чёрт разговаривает, удивительного мало. Вот радио тоже говорит, по нему музыку передают, так почему бы чёрту не летать?
     Радио у нас не было, мать   никогда не пела, я того не слышал, и думаю,  музыку не любила. А еще велосипеда у  меня не  было. Нет  смысла говорить о том, чего нет. Да и чертей нет, выдумки все это. С Дедом Морозом меня тоже долго за нос водили.
 
    Я стал читать и не заметил, как за окном в черноте спряталось все живое.    Тишина и мрак.  Выключи свет, и  все разом погружается в непроницаемую  тьму. Я  даже не думал свет выключать. Плотная осенняя тьма за окнами,   в ней  вдруг неожиданно крикнет ночная птица, чуть просветлеет небо. Какие кричат ночью птицы, можно выйти и  посмотреть. Тьма плотно сливается с тишиной. Тишина и мрак.  Кое-где лаяли собаки.
     Вот соседская собака забрехала.  Огромный у соседей пес.  Такого не прокормить.
     И темноты такой я   пожалуй еще  не видал.   Почему, однако по  коже пробегает мороз?  Хорошо, что не стал я читать   «Вия», или  «Майскую ночь» про утопленницу.  Страшно ведь.
    Стараясь не шуметь, снял  крючок и вышел в  сени. Рыжий кот за мной. Еще несколько шагов и я на крыльце. «Тиха украинская ночь...»  И у нас ночью тихо. Только отчего-то   лаяла все же  соседская собака.  Не волки ли?
    А звезды! Какие звезды!  Они такие яркие, так близко, что будь  такая лестница, чтоб доходила до неба,  я  бы полез с корзиной собирать их как грибы в лесу.

   Возвращаясь в  дом, я в темных сенях запнулся обо что-то мягкое.
  - Вот, чёрт! - Что-то мягкое  метнулось в сторону.
  - Чёрт?...Чёрт?!- эта мысль обожгла меня. - Кто это был, неужели чёрт?! Он поджидал меня?! – я пулей влетел в дом и накинул на дверь крючок. В углу на стене висели бабушкины иконы, а где они есть, черти не появятся, хоть дверь настежь держи...
   
   Мало-помалу я успокоился. Везде тихо. Только отчего-то глаза никак  не слипались. Спать не хотелось. Я прислушивался ко всему.
   Я не стал открывать книжку заново. Положил ее на место.
   Отпил молока  и  полстакана вылил в миску, стоящую на  полу, для Васьки.  А где же он? – Васька, Васька!   
    Из сеней донесся шорох и мяуканье.  -  Ах  вот ты где!  Иди ко мне, мне не будет так страшно,  ты с любой  нечистой  силой договоришься! Чего это  ты  так меня напугал?!  Иди ко мне,  рыжий!
 
    Хорошо бы позвать  друга Сашку переночевать со мной. Он поди-ка спит  давно без задних ног. Мы бы сейчас с ним в шашки поиграли.  Он всегда у меня выигрывает. То  я у него, то он у меня.
     И когда я вдруг начал зевать, то взял котика на руки и нырнул под одеяло.  Завтра  Сашку переночевать  позову.
     Под одеялом тепло и я  провалился в сон. Снилась всякая чепуха,   а утром пришла мама.

 - Ты чего свет не погасил? Боялся? - спросила   она меня сразу.
Про чёрта - это смешно- я не буду маме рассказывать.
- Нет, не боялся.  Не надо, мама, заводить  нам собаку, ее волки со двора могут утащить.
- О чем ты это?
- Я  во сне видел, как волки  у нас собаку украли.
- Теперь как дела у нас немножко поправятся, куплю тебе,  сынок,  велосипед.

-  Мам, а хлеба ты купила?
-  Нет, магазин закрыт был ещё.
-  Я схожу сам. Я тебе помогать буду. Спи, ложись.
    Мама села за стол,  доела  оставленный  мне  суп, а  я тихонечко вышел на улицу. Почему-то щипало в носу,  и жизнь не казалась совсем уж прекрасной.


Рецензии
А я прочитала "Вий" и боялась спускаться в погреб, звала соседских детей для смелости. А спускаться надо было - родителям передать сало, солонину. Они уезжали на сенокос с на несколько дней, меня оставляли одну лет с двенадцати. Боялась, но родителям не признавалась.

Надежда Дьяченко   15.01.2022 11:28     Заявить о нарушении
Так идет становление характера. Спасибо, Надежда, за отклик. Порой и взрослого охватывает озноб. Кажется, я рассказ еще доработаю. Прочел молодым, а они городские, не понимают, о чем это. Какой домовой, какой леший?! Они играют в стрелялки без всякого сочувствия к судьбе героев игры. Мфы ведь книжных героев жалели, умные в наше время книжки были...

Николай Ганебных   16.01.2022 16:25   Заявить о нарушении
Да мы жалели героев книг, плакали, представляли себя на их месте. жалко, что у современных детей стрелялки все время отнимаю.

Надежда Дьяченко   16.01.2022 16:32   Заявить о нарушении