20. Моя книжная полка по аквариумистике

        Предыдущий раздел   http://proza.ru/2021/03/30/949

        С первых шагов увлечения аквариумными рыбками я начал интересоваться литературой по аквариумистике. Толчком к этому послужили первые неудачи, первые огорчения и первые слёзы.  Я понимал, что делаю что-то не так. Оттого и гибли порой мои любимые рыбки, не хотели расти растения. Надо знать об них больше.

        На вопрос «Где узнать?» был простой ответ – «В книжках». Где же ещё? А книжки где? Книжки, как известно, были в библиотеке и в магазине (до читальных залов я тогда ещё не дорос).  И я начал буквально охотится за такими книжками. В то время эта охота была непростой, но очень интересной. Книг по этой тематике издавалось крайне мало. Первой моей книжкой, которую я, накопив деньжат, купил в зоомагазине на Кузнецком Мосту была «Комнатный аквариум». Эта книга вышла в 1959 году и написана коллективом авторов под редакцией профессора Пешкова М.А. До сих пор зачитанный до дыр экземпляр этой книги занимает почётное место в моей домашней библиотеке.

        В то время появление новой книги по аквариумистике было целым событием в мире любителей домашних водоёмов. Этой информацией живо обменивались между собой любители этого хобби.  Книга практически сразу появлялась в продаже на Птичьем рынке на Таганке. Но там она была мне не по карману. На первых порах выручали библиотеки. Но желание поставить такую книжку на свою личную полку практически всегда побеждало. Рано или поздно я её всё-таки приобретал.

        Бывало, купишь такую книжку, и на пути домой засунешь её за пазуху, в самое тепло. Если в маршрут следования до дома входил какой-нибудь транспорт, то я неизменно вытаскиваешь книжку и с нетерпением перелистывал её страницы. Чувствовал я себя в такие моменты совершенно счастливым.

        Мне повезло - я лично общался с некоторыми авторами таких книг. Это происходило на их встречах с любителями аквариума в Московском клубе аквариумистов. Такие встречи были очень интересны для меня. Эти авторы мне представлялись какими-то небожителями, существами из другого мира. Хотя они были очень просты в общении и доброжелательны к нам, простым смертны. Я помню такие встречи с Полкановым Фёдором Михайловичем, Ильиным Михаилом Николаевичем, Ждановым Виктором Семёновичем, Кочетовым Сергеем Михайловичем и Махлиным Марком Давидовичем. Помню эти встречи до сих пор, спустя уже лет пятьдесят.

        Потом пришла перестройка и на книжный рынок буквально рухнула вся ранее труднодоступная литература. И интерес к ней быстро угас. Единственно, что запомнилось из тех времён – это покупка переизданной книги основоположника российской аквариумистики Золотницкого Николая Фёдоровича «Аквариум любителя». Она с тех пор и возглавляет мою книжную полку.

        Но на этом моё коллекционирование таких книг завершилось. Пропал азарт. Нет того счастья от новой покупки, которое было раньше, когда всё доставалось с трудом. Скучно!

        Здесь я привожу некоторое количество книг, которые имеются на моей личной полке любителя аквариумов.  Книги упорядочены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, хотя это не вполне справедливо по их значимости для меня. Но ранжировать эту значимость оказалось делом совсем непростым. Поэтому я упорядочил содержимое полки по алфавиту фамилий их авторов.

        Сейчас со всем этим богатством легко познакомиться, заглянув и ннтернет.

        Далее я приведу перечень книг, которые многие годы, а порой и сегодня, служили и служат  мне руководством в лабиринте подводного царства.
       
№ п/п     Автор       Наименование
1 Аксельрод Г.Р. Вордеруинклер У. Энциклопедия аквариумиста
2 Алфимова Н. Мой аквариум
3 Вагнер Ю.Н. Мой аквариум
4 Ганс Фрей Твой аквариум
5 Герд С.В. Мой живой уголок
6 Демидов К.Н. Пресноводные аквариумные рыбы
7 Жданов В.С. Аквариумные растения
8 Журавлев Н.Н. Аквариум
9 Зденек Фогель Аквариумные рыбки
10 Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя
11 Иванченко И. Как сделать аквариум и террариум
12 Ильин М.Н. Аквариумное рыбоводство
13 Калинин В.Ф. Твой аквариум. Советы начинающим
14 Камбалов Н. Аквариум любителя
15 Канаев А.И. Словарь-справочник ихтиопатолога
16 Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство
17 Кочетов С. Аквариум дома
18 Куровский Г.И. Аквариум
19 Махлин М.Д. Аквариумный сад
20 Махлин М.Д. Занимательный аквариум
21 Махлин М.Д. Путешествие по аквариуму
22 Миллер В.П. Аквариум
23 Мэри Бейли и Джина Сэндфорд Энциклопедия. Аквариумные рыбки.
24 Мягков Н.А. Аквариум и террариум
25 Набатов А.А. Комнатный пресноводный аквариум
26 Ножнов А.И. Дискусы
27 Петровицкий Иван Аквариумные тропические рыбы
28 Пешков М.А. Коллектив авторов Комнатный аквариум
29 Плешанов А.С.,  Плешанова В.Г. Подводный мир дома
30 Плонский В.Д Мир аквариума. Большая иллюстрированная энциклопедия
31 Плонский В.Д Аквариумные растения
32 Полканов Ф.М. Подводный мир в комнате
33 Полканов Ф.М. За стеклянным берегом
34 Сидоров С.А. Аквариум и его заселение
35 Сидоров С.А. Живородящие рыбки
36 Скороход м., Ванькович А., Серов В. Справочник аквариумиста
37 Смирнов В.А. Советы начинающему аквариумисту
38 Смирнов В.А. - составитель Коллектив авторов Секреты аквариумного рыбоводства
39 Сосновский И.П. и другие Живой уголок дома
40 Хомченко И.Г., Трифонов А.В., Разуваев Б.Н. Современный аквариум и химия
41 Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения
42 Шереметьев Игорь Ботаника аквариума. Полная иллюстрированная энциклопедия

        Следующий раздел http://proza.ru/2022/01/15/150


Рецензии
Перечитала некоторые главы, с удовольствием. Ещё раз спасибо Вам за труд.

Библиотечка по аквариумистике у меня есть, гораздо скромнее Вашей, в неё входят и книги по прудовому рыбоводству и даже по комнатному цветоводству - те, где есть советы по выращиванию прибрежных растений и по использованию некоторых из них в качестве аквариумных.

А у меня со времён СССР сохранилась книжка, которой нет в Вашем списке.
В.Д. Радзимовский, О.А. Соколов, С.Н. Земсков "Рыбы в аквариуме".
Киев, издательство "Урожай", 1980 год. Тираж 300 000 (триста тысяч). На хорошей, плотной, атласной бумаге, на каждой странице - цветные фото, 182 страницы. Цена - 90 копеек.
В конце книги - список использованной при написании литературы - в нём помимо известных, советских авторов-аквариумистов - три книги на немецком языке, авторы - Штерба, Фрей, изданы в Берлине и Лейпциге.
Посмотрела, в интернете есть эта книга, "Рыбы в аквариуме", но с 1980 года её не переиздавали.

Есть у меня задумка написать заметку на одну актуальную, околоаквариумную тему, если напишу - позову Вас, интересно и важно будет Ваше мнение по вопросу, который хочу поднять.


Наталья Крылаткова   06.06.2022 08:33     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Наталья!
Благодарю Вас за отклик. Честно говоря, к этому разделу я не предполагал получить отзывов. Это я так его разместил, что называется "для порядка".
Где-то до перестройки выход каждой новой книги по аквариумистике был целым событием у любителей аквариума. Я за ними бывало просто охотился и потом долго она находилась в центре моего внимания. Особенно мне запомнились встречи с авторами этих книг в Московском клубе аквариумистов. Это были Махлин, Ильин и другие.
Штерба и Фрей по-моему у меня тоже есть, или я их когда-то штудировал.
С перестройкой такой литературы появилось "навалом". Охота за книгами потеряла азарт. А с появлением интернет она во многом потеряла и смысл. Набирай в поисковой строке интересующий вопрос и читай, и смотри видео по нему.
В любом случае считаю Вашу задумку о написании заметки весьма интересной. Если идея воплотится в жизнь, то дайте мне пожалуйста об этом весточку. А то в таком информационном обвале можно и не углядеть.
Всего Вам самого доброго!
Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   06.06.2022 15:05   Заявить о нарушении