Подарки Рождества -2

    Волшебные ночи Святок, что заносят деревенские дровни на соседскую крышу, а на трубу зловредного хозяина опускают шаловливо мальчишечьей  рукой осколок  стекла: и радость  восприятия настигшего потом возмездия , когда в дыму и слезах представляешь чертыхания нелюбимца и его безуспешные  потуги  растопить утреннюю печь…
     Но не озорством, а  радостью памятны  нам подарки Рождества!
    
     Вот некоторые из них…
               *  *  *
ТАЙНЫ
СТАРОЙ МЕЛЬНИЦЫ

« Кипит вода, ревет ручьем,
На мельнице и стук, и гром,
Колеса-то в воде шумят,
А брызги вверх огнем летят,
От пены-то бугор стоит,
Что мост живой, весь пол дрожит.
Шумит вода…».
            ( И.С.Тургенев,
               «Гнездо ласточки» ).

     Да уж, чудес и волшебства, связанных с водяной мельницей, на Руси полно аж с 12-го по 20-й века, когда они появились на наших реках и речушках, вошли в быт, предания и фольклор, а потом, уже на моем веку, повсеместно и неприметно исчезли!  Оставив по округе и в душе  развалины плотин, гниющие в крапиве мельничные колеса или врастающие кое-где в землю  жернова, сухие русла полноводных когда-то рек, да память и волшебство тех времен - об ушедших в небытие мельницах и седых мельниках, их  родстве с нечистой силой, что оседала в пыли преданий…
                *  *  *
     Подарком недавнего Рождества стала для меня и память о местной мельнице, что стояла когда-то в излучине речки Рясенки - аккурат  в середке пути меж соседскими деревушками  Рясня  и Ялыгино.

     Ну, а если точнее о Рясне – это село, поскольку на высоком холме  до войны высилась здесь одна на всю округу краса-церквушка с золочеными куполами, в полутора верстах от которой располагалось родовое имение  русского флотоводца и героя Крымской войны адмирала Владимира Корнилова – Ивановское. Моя бабушка по материнской линии Мария вспоминала, как  в детстве мыла полы в этой  усадьбе, а барыня показывала ей  простреленный мундир сына Владимира и его офицерский кортик…
     На мое детство и юность остались заросшие крапивой угловые камни фундамента барского дома в Ивановском и плодоносящие кусты лещины старого парка, куда по осени детвора совершала набеги за орехами, да речушка Рясенка с говорливой водой и блестящими камешками дна, под  которыми  малышней ловили голыми руками  юркую и скользкую рыбешку- огольцов.
     А на церковном холме в Рясне мы играли меж мраморных плит родовой усыпальницы господ Корниловых, где разбирали высеченные в камне старинные надписи с именами усопших… У некоторых имен значились непонятные и таинственные приписки – «тайный советник»: кому и что они, причем тайно, советовали?

      То ли дело – братское воинское захоронение на вершине того же холма, где все понятно и давно привычно: за серебристой оградой фигура солдата с каской в руке, щиты с именами погибших, цветы от пионеров местной школы и торжественные  ежегодные митинги здесь 9 мая с дробью пионерских барабанов, красными галстуками, звоном горна и блеском наград на пиджаках пришедших к ограде земляков-ветеранов, смахивающих украдкой слезы…

    Но это так, к слову!

    Речь о другом –   о старой мельнице…
                *  *  *
    В то Рождество  напомнил о себе еще живой и загадочный мельник, что проехал по заснеженной деревенской улице аккурат под окнами  нашего   дома в Рясне на  расписных и в узорах санках. Да не с лошадкой в оглоблях, как положено и привычно,  а черт те как – с тремя собаками в упряжке! Это ли нам не  диво?
    Сразу вспомнился рассказ деда Василия, что прошлой весной решил пройти от мельницы в деревню ближним путем по руслу реки, через мост в низинке.
   - Не ходи там ! – отсоветовал мельник. – Обойди через Ялыгино, лучше выйдет…
   - Это еще почему? – удивился дед и упрямо зашагал напрямик, к мостику.

     По руслу вышел на мостик, а там сосед и ровесник Кузьма стоит, поджидает словно.
     Поздоровались, постояли и поговорили,  по щепоти махры  выкурили.
     - Ну, пойду я, пора мне! – прервал беседу Кузьма  и, спустившись с мостка, пошел вдоль русла реки дальше, тая в  тумане, - к деревенскому кладбищу…

     А Василий, придя домой, обомлел: сосед Кузьма, оказывается, еще вчера    умер, хоронить вот будут!
     Кого же  тогда он на мосту встретил и с кем  общался?    
   
     Словом, сторонились с тех пор по округе мельника и в лишние разговоры с ним при помоле муки не вступали…
      И рыбу на плотине у мельницы не ловили – мало ли что? Говорят, под мельничным колесом живет в омуте водяной и мельник с ним в сговоре…
     Не зря при  этом негласно оставляли у мельницы дань мельнику и сотрудничавшей с ним нечистой силе – по горсти зерна с каждого привезенного на помол мешка, о чем уже знали голуби и начинали радостно ворковать под крышей мельницы, разглядев  через застрехи подъезжавших к мельнице мужиков и  их мешки!      

   А мельник на своих собаках, как выяснится вскоре, в деревенский магазин за покупками к Рождеству приезжал…
                *  *  *
   О самой последней, сохранившейся на Руси и действующей водяной мельнице,  писал в 2009 году Василий Песков.  Быть может , где-то и остаются еще эти  сказочные «последние могикане» ?  Лично я о том не слышал.

   Нашенская мельница моего детства, о которой вспомнилось под Рождество, шагнула в небытие  на моей памяти  где-то в 70- е годы прошлого века: ныне  и следа  нет о ней в тех местах, да и речушка та едва сочится…
    От речки Тьма, что тоже в наших  краях по пушкинским местам протекала в Малинниках, что под Берновом, с его  русалкой и левитановским пейзажем  «У омута» , – тоже лишь грозное название  Тьма  у ручейка и осталось!
   
    При этом Рясенки  моего детства, светлой и радостной речушки, в которой  руками  ловили под камнями рыбешку, а будущий адмирал российского флота Владимир Корнилов барчуком пускал по течению бумажные кораблики, вообще нет: сгинула – словно и не было ее здесь вовсе, приснилась мне вот…

     Куда уж тут шагнуть в новый  век пандемии  и олигархии  старой мельнице  с ее видениями и волшебством…
 
     Прощайте, юность и мельничные таинства, что ушли безвозвратно!

     На снимке : та, старая мельница  нашей юности...

     Фото из интернета


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.