Времена молодости

Одна моя знакомая, весьма упитанная, пышнотелая особа любила со вздохом повторять одну унылую фразу – «вот, во времена моей молодости». Было той особе двадцать восемь лет.
Один мой бывший сослуживец, когда ему лень было подниматься по лестнице в служебный кабинет на восьмом этаже, произносил, как бы в шутку: «Я – старый, больной человек!» И шёл мой сослуживец к лифту, шаркая ногами и сутуля спину. А к лифту уже тянулась длинная очередь из предпенсионеров, которую ещё выстоять надо. А сослуживцу было всего тридцать лет.
Недавно на улице Дзержинского я встретила пожилую женщину, дама внимательно рассматривала фасад одного из старых домов. Я спросила: «Вы что-то ищете?»
«Да! Здесь была мемориальная доска с надписью: «Дом литераторов имени Марка Сергеева». Вот бы вернуться лет на двадцать назад, во времена моей молодости в апрель 1999 года, когда этот Дом был открыт для нас. Это был волшебный, поэтический апрель. Зелёные травки пырей и крапива едва пробились на газонах, а в самом сердце города уже вовсю порхали бабочки с красными крылышками — дневной павлиний глаз. Или оказаться здесь в сентябре 2003 года, когда начинался новый, золотой и лучезарный сезон, поэты и прозаики строили большие планы, тогда можно было в этих стенах поговорить и поспорить, и полюбоваться картинами. Я помню выставку пейзажей Валерия Филипских, его первый альбом, всего две краски - марс желтый прозрачный и пронзительный ультрамарин. Я помню, как Анатолий Кобенков читал здесь свои стихи и нервно курил трубку с крепчайшим табаком, как он готовил Фестиваль Поэзии на Байкале. Я помню юбилей Федора Боровского, как Анатолий Иванович хвалил его роман «Учитель немецкого». Потом Анатолий Иванович уехал в Москву, старые писатели умерли и всё здесь постепенно угасло. Теперь этих людей здесь нет и ничего здесь нет. И вот я одна здесь стою, а прохожие даже не знают, что здесь что-то было и альманахи «Иркутское время» и «Зелёная лампа» они в глаза не видели. Молодёжь ничего не читает, кроме СМС»
Она замолчала. По зимней, серой улице мимо нас и не глядя на нас, спешили прохожие, мороз был несильный, с неба падали редкие снежинки, неугомонные воробьи, чирикая, скакали по тротуару.
- А как же другой дом литераторов? Дом со Львами?
- Вы там, наверное, давно не были, там скучно, а если на их сайт заглянете и увидите на праздничном завершении какого-нибудь конкурса эти скучные лица, то бывать у них вам не захочется. Если авторам самим так скучно на мероприятиях, то редкий читатель рискнет зайти туда.   
- А как же вездесущий Интернет?
- Был Интернет. Сайт начали оформлять, и он много лет находится в разработке, то есть работает в тестовом режиме. Всё приготовлено и всё остановлено. Материалов нет, мероприятий нет, гостевая книга пуста. В разделе, где будет помещена история Дома литераторов имени Марка Сергеева – большая пустая белая страница и нет ни строчки, ни слова. И время уходит, иркутское время и моё личное время. Вот вы – лет на тридцать пять выглядите, у вас ещё есть время молодости.
- А вам, простите, сколько лет?
- Восемьдесят.
Я задумалась, чтобы ей такого приятного, утешительного сказать.
- Вы, наверное, встречались и с самим Марком Сергеевым? Я так люблю его стихи! Он читал их с таким задором, с такой энергией. Я видела его только в литературных передачах по телевидению.
- Да, встречалась и не раз, я знаю, как все они работали над своими книгами – Марк Сергеев, Анатолий Кобенков, Федор Боровский.
 - А мой отец работал в Сосновской экспедиции с вашими знакомыми писателями-геологами с Федором Боровским, с Глебом Пакуловым и Дмитрием Сергеевым, даже с Геннадием Машкиным, который из другого союза. Вот только мой отец не умел так писать, как вы, чтобы оставить о них книгу воспоминаний. Но вы-то можете написать такую книгу, интересную книгу о хороших и талантливых людях.
- Ах, деточка, я не успею! И кому эта книга будет интересна?
- Для меня эта книга будет самой занимательной в мире. Я стану вашей внимательнейшей читательницей. Знаете, если бы вы не сказали, что вам восемьдесят лет, я бы не догадалась, я подумала, что вам лет семьдесят, не больше. На вид вам даже лет шестьдесят пять можно дать, вы обаятельная женщина без возраста. Вы ведь знаете, «Записки иркутянки» Лидия Ивановна Тамм начала писать в девяносто четыре года, и она не была профессиональным литератором. Вы пишете лучше и конечно быстрее, чем она. Это у скучных и непрофессиональных писателей нет времени для нас читателей, а у вас всегда есть настоящее время молодости!
В эту минуту солнце заката пробилось сквозь снежное облачко и серые краски вокруг нас исчезли, снежинки заиграли искрами серебра. По улице разлился поток ультрамарина и старый писательский дом уже не казался таким угрюмым и забытым. 
И она улыбнулась мне, готовая писать книгу воспоминаний даже для единственного читателя. У неравнодушных, увлечённых людей времена молодости не проходят и остаются в любом возрасте.


Рецензии
В наше меркантильное время "пещерного капитализма" у простого человека нет самого дорогого - уверенности в завтрашнем дне. Человек может работать всю жизнь на престижных должностях, зарабатывать приличные деньги, быть приличным семьянином, иметь огромный производственный стаж... Но в один прекрасный момент он тяжело заболел или его проводили на "заслуженный отдых" и он потерял сразу всё... Ибо жить на нищенскую пенсию или по инвалидности совершенно невозможно. Он уже не находит себе места от полной безысходности: цены на продукты питания стремительно растут; коммунальные услуги дорожают; об отдыхе в санатории можно забыть окончательно и бесповоротно...
Остаётся только ностальгировать по жизни в советское время. Когда можно было получить бесплатное жильё или садовый участок, "горящую путёвку" в Дом отдыха или сходить на Кремлёвский концерт, в Большой театр или, на худой конец, в кружок художественной самодеятельности... Книги народ читает, в лучшем случае, только в электронном виде, а книги классиков пылятся на полках магазинов в ожидании своего читателя... Издать же свою книгу даже крохотным тиражом приличных денег стоит... Да, и кто будет её покупать и читать?
Вот, в такое не простое время мы живём...
С уважением и теплом,
Вадим (82-летний работающий пенсионер).

Вадим Пряхин   05.05.2022 21:01     Заявить о нарушении
Спасибо! Наши советские люди оказались слишком легковерны. Ещё в девяностые годы и вначале двухтысячных многое работало и появлялись народные предприятия. Но раз за разом голосовали за людей типа Жириновского. Книги дорогими сделаны искусственно, так как офсетной бумаги в РФ много ( с мелованной из-за санкций появились проблемы) книгопечатанье сейчас возможно в мини-типографиях. Налог на прибыль введён был на книги, как будто это сверхприбыльный бизнес. Книгоиздатели обращались к Путину, но он сказал, что "книга должна быть дорогой". Дорогие подарочные издания были всегда, но это была только часть рынка. Последние несколько лет душат газеты, уже журналисты просят не брать налог за нераспроданный тираж. Сеть газетных киосков "Аргументы и факты" разорена искусственно. В связи в проблемами с Украиной банки РФ могут понести убытки. И опять же государство обложило вклады свыше миллиона рублей дополнительным налогом. Сейчас ещё местное самоуправление хотят удушить. В СССР государство взяло на себя функции общества и это было причиной краха. Общество разваливается вслед за государством. Сейчас классический капитализм разрушается по указке нескольких огромных финансовых фондов. В США "трамписты" это поняли и дали отпор. В США боле менее все в порядке с книгами, есть коммерческая литература, но могут продвинуть и серьёзную книгу небольшими тиражами.

Алла Авдеева   06.05.2022 06:38   Заявить о нарушении
В этой рецензии я упомянул о трудностях книгоидательства и публикации собственных произведений вскользь. Ибо меня больше всего волнует безысходность жизни творческого человека. Например, я издал уже 12 томов моего Собрания сочинений. Понёс при этом большие расходы. Теперь для его продвижения путём рекламы нужны ещё бОльшие деньги. При этом моя прибыль нулевая. Всё поставлено на коммерческую основу! Вывод - писать приходится только для своего душевного успокоения и чтобы презентовать свои книги родным и знакомым...
А на какие шиши живёт работающий пенсионер - это уже отдельный разговор...
С уважением и теплом,
Вадим.

Вадим Пряхин   06.05.2022 09:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.