Легенда о -Выдромехе-

               
                Легенда о «Выдромехе»


     Выдра — средних размеров зверь с вытянутым гибким телом обтекаемой формы. Длина тела — от 55 до 95 см, хвоста — от 26 до 55 см, масса — от 6 до 11 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, не пушистый. Половой диморфизм слабо выражен: около 50% самцов крупнее самок.
     Окраска меха: сверху тёмно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Высокая плотность подшёрстка делает мех непроницаемым для воды и прекрасно изолирует тело животного, защищая его от переохлаждения. Строение тела выдры приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост.
     Выдры — довольно общительные животные, они обладают широким диапазоном издаваемых звуков. Общаясь между собой, они гукают, верещат и тявкают, во время игры или от удовольствия стрекочут. Зовя сородичей (например, матери своих детёнышей) — пищат. Писк может быть слышен на расстоянии нескольких сотен метров. Прогоняя чужаков, также стрекочут, во время драки громко кричат, а испугавшись, шипят и фыркают. Готовясь к нападению, издают длинный и пронзительный вой, напоминающий мяуканье кошки.
     Приручённые человеком выдры могут выть специально для того, чтобы их покормили.
     Мех выдры очень красив и прочен, являясь одним из самых густых во всем животном мире — на квадратный дюйм приходится порядка миллиона волосков. Для сравнения: у человека на голове на той же площади порядка 1200 волосков. Носкость меха выдр в пушном деле принимается за 100%. В процессе обработки грубую ость выщипывают, и остаётся короткая густая, нежная подпушь.

     (Из открытых источников)

                *         *         *

     В процессе работы с архивными материалами одному историку попалось на глаза необычное слово — «Выдромех». Заинтересовавшись, он стал изучать, откуда оно пошло и что означает. В результате поисков выяснилось, что некогда существовало предприятие с таким названием, теперь изрядно подзабытое.
     Что ж, в том нет ничего удивительного: в огромном мегаполисе, славящемся на весь мир многочисленными памятниками и развитой индустрией, немудрено затеряться в тени признанных архитектурных шедевров и промышленных гигантов. А жаль! Объект сей был воистину уникален и достоин того, чтобы рассказать о нём подробнее.

     Располагалось предприятие хоть и в престижном городском районе, но не на самом большом проспекте, скорее на малом. Занимало оно небольшое двухэтажное здание, притаившееся среди внушительных бизнес-центров. На фронтоне — видное издалека название: «Выдромех», и чуть ниже менее заметная надпись: «имени Пьера Рамбаля-Коше».
     Очевидно, что таким названием предприятие было обязано профилю своей деятельности, а именно разведению выдр. Животные эти обладали редким и дорогим мехом, но при этом, в отличие от других, более распространённых, требовали чрезвычайно внимательного ухода и значительных затрат на своё содержание. Зато предприятие занимало свою нишу и имело небольшой, но устойчивый круг потребителей.
     Упоминание же в названии имени Рамбаля-Коше связывали с пристрастиями директора, чьи фантазии порой проявлялись самым неожиданным образом. Звали директора Дамиан Митрофанович Кренделев, и, помимо прочего, его отличала явно выраженная тяга к прекрасному. Достаточно сказать, что коридоры предприятия украшали живописные изображения выращенных здесь выдр с наиболее редким мехом. Портреты были написаны самим директором, который любил на досуге постоять за мольбертом.
     Персонал предприятия включал в себя две основные группы работников: выдроведов и выдроводов. Выдроведы отвечали за прогнозирование спроса, а также за теоретическое обоснование рациона и ухода, что позволяло бы получать на выходе мех с необходимыми заказчику параметрами. Кроме того, на них были возложены обязанности по всемерному укреплению имиджа предприятия. Эта задача решалась участием в выставках, созданием рекламных буклетов и выведением новых пород животных.
     Основной задачей выдроводов было количественное и качественное обеспечение полученных заказов. Именно они занимались рутинной работой по уходу за выдрами: кормлением, уборкой клеток, организацией досуга, при необходимости — лечением. Помимо этого, выдроводам вменялись закупки разнообразных кормов, биодобавок, специальных красителей, шампуней, моющих средств и прочих необходимых товаров, внушительный список которых определялся и постоянно расширялся выдроведами. В общем, скучать не приходилось.
     За много лет предприятие накопило огромный опыт работы с заказчиками, а чтобы сохранять привлекательность, постоянно проводило исследовательские работы, направленные на повышение качества продукции. В частности, изучалось влияние таких параметров, как площадь и высота клеток, толщина и шаг прутьев, материал подстилок, состав питания и режим кормления, характеристики освещённости, температуры, влажности и даже шума, не говоря уже о генетических свойствах животных.
     Нередко предприятие было вынуждено подстраиваться под разнообразные прихоти заказчиков, когда тех интересовали не цельные шкурки, а лишь отдельные мелкие фрагменты: лапки, хвостики, ушки. С этой целью было создано специальное подразделение, в задачу которого входила отработка таких заказов. Самое удивительное, что со временем это направление, потеснив поставки шкурок, стало одним из ведущих, так что даже приходилось на регулярной основе делать необходимые закупки на стороне.
     Трепетное отношение к качеству продукции, которым славился «Выдромех», позволило осуществлять поставки не только внутри страны, но и за рубеж. На каждой экспортной шкурке красовалось хорошо читаемое клеймо «Vydromekh», что давало законный повод для гордости, ибо никто из конкурентов не мог похвастаться таким количеством благодарностей от партнёров. В значительной степени успехи были связаны с тщательной работой службы контроля, которая дотошно проверяла количество волосков на квадратный миллиметр, их длину и толщину, отклонения в оттенках, и даже такой экзотический параметр, как двусторонняя спиральная закрученность.
     Однако будем справедливы: контролёры работали в соответствии с полученными директивами, а потому не приходится сомневаться, кто определял на предприятии политику качества (как, впрочем, и всё остальное). Такое повышенное внимание со стороны директора к качественной стороне вопроса и кажущимся мелочам однажды не осталось незамеченным главой зарубежной делегации, прибывшей на переговоры о поставках. Восхищённый увиденным, он, расплывшись в улыбке, на ломаном английском воскликнул: «You are real per-fect-si-onist!».
     Для поддержания имиджа предприятие регулярно участвовало в выставках и других публичных мероприятиях, где в очередной раз можно было напомнить о себе и представить образцы продукции. Что и говорить, в части пиара «Выдромех» мог похвастать настоящими асами. Плодотворные результаты деятельности этих пиар-асов красноречиво подтверждались многочисленными дипломами и сертификатами, украшавшими стены коридоров и кабинетов.
     «Выдромеху» также удалось отличиться на ниве благотворительности, выступив спонсором ряда детских учреждений. Помимо денежных взносов, в каждом из них были организованы живые уголки, куда безвозмездно передавались не имеющие коммерческой перспективы выбракованные животные. Многочисленные фотографии зверьков в окружении ребят затем выставлялись на большом стенде «Наши выдрочки».
     Говоря об экономической стороне деятельности «Выдромеха», стоит отметить, что старый советский тезис «экономика должна быть экономной», хоть и не висел в качестве транспаранта на видном месте, по факту неуклонно претворялся в жизнь. К сожалению, стремление к экономии порой выходило за разумные границы и впору было вспоминать другое известное изречение: скупой платит дважды. Можно добавить, что особо озабоченные подобного рода «экономией» в итоге платят не дважды, а существенно больше, но крайне редко учатся на чужом или собственном опыте. Продолжая экономить на всяких мелочах, куда бОльшие ресурсы они выбрасывают впустую исключительно благодаря собственным управленческим решениям.
     Не избежал такой участи и «Выдромех», что заметно проявлялось при закупках для организационных и хозяйственно-производственных нужд. Руководители предприятия могли, что называется, плешь проесть снабженцу, который, по их мнению, закупил слишком дорогие авторучки, скрепки или иные канцелярские принадлежности. То, что дешёвая продукция от альтернативных поставщиков обладала весьма сомнительным качеством, да и условия поставки были менее привлекательными, в расчёт не бралось. Зато тратились колоссальные средства на бумагу, поскольку, согласно заведённым ещё при царе Горохе правилам, необходимо было составлять ежедневные отчёты по каждой выдре: что и сколько съела, когда и как сходила в туалет, сколько спала, как и с кем играла, какие издавала звуки, кого покусала или поцарапала и при каких обстоятельствах... Короче, писанины хватало. По мнению персонала, её можно было изрядно сократить ввиду очевидной никчёмности, однако администрация считала иначе и периодически в длинный список отчётных параметров добавляла новые, искренне веря, что статистическая обработка полученных данных поможет добиться лучших экономических показателей.
     Другой доставшийся от советской системы хозяйствования атавизм выражался в методике поощрений персонала, где определяющими факторами выступали не столько эффективность и качество труда конкретного работника, сколько стаж его работы на предприятии. Кроме того, как правило, зарплата была привязана не к объёму продукции и не к общим показателям экономической эффективности, а к выполнению плана, который составлялся на основе прогнозируемого спроса и заявок заказчиков. Парадокс заключался в том, что увеличение заявок автоматически приводило к росту объёма продаж и прибыли, но в силу естественных ограничений, наложенных природой на возможности воспроизводства выдр, этот рост становилось обеспечивать всё труднее. Несмотря на некоторое расширение площадей под клетки и вольеры и другие предпринимаемые усилия, всё чаще спущенные сверху планы не выполнялись, что автоматически лишало работников даже куцых надбавок, причём на совершенно законных основаниях, прописанных в положении о премировании.
     Определённое сокращение затрат на персонал достигалось и при помощи не отличающегося оригинальностью приёма: на время длительного испытательного срока скромный уровень зарплаты обосновывался недостаточной квалификацией работника, а затем под тем или иным предлогом его увольняли и приглашали нового кандидата. В качестве повода всегда можно было использовать формальное нарушение какого-либо из бесчисленных правил и распоряжений, нередко составленных таким образом, что исключало саму возможность их досконального исполнения. Впрочем, чаще работники увольнялись по собственной инициативе вследствие политики «экономического удушения», с завидной настойчивостью проводимой администрацией.
     Если классическое право подразумевает презумпцию невиновности, то практикуемый в «Выдромехе» подход исходил из противоположного принципа: работник всегда и во всём виноват, если не смог доказать обратное. Чтобы придать обвинению видимость обоснованности, были выпущены многочисленные инструкции, регламентирующие трудовой распорядок и производственные процессы. Поскольку руководство предприятия питало очевидную слабость к такого рода документам, были даже разработаны специальные директивы на проведение корпоративов и праздничных мероприятий. В них подробно прописывались действия по общению с деловыми партнёрами, текст поздравительных открыток, перечень сувениров и последовательность их приобретения и множество других моментов, на которые следовало обратить внимание.
     Для полноты картины можно добавить, что на предприятии действовал достаточно жёсткий отпускной режим. Весь основной персонал одновременно уходил в ежегодный отпуск, продолжительность которого определялась трудовым законодательством, а календарные границы — руководством организации. При желании или необходимости взять дополнительную паузу в другое время в обязательном порядке оформлялся отпуск за свой счёт, при этом учёт отработанного времени ежемесячно вёлся не только в днях, но даже в часах. Как нетрудно заметить, оформление такого рода «отпусков за свой счёт» приносило дополнительную экономию, поскольку необходимый объём работы всё равно выполнялся либо заранее самим работником, либо им же по возвращении, либо кем-то из коллег, причём без какого-либо вознаграждения.
     Такой подход хоть и позволял обеспечить некоторую выгоду, приводил к определённым производственным издержкам именно вследствие недостатка квалифицированных кадров. Впрочем, навыки организационного и финансового управления, которые демонстрировала администрация предприятия, позволяли без особого труда преодолевать подобного рода временные трудности.
     Итоги выполнения плана подводились ежемесячно, а в конце каждого года определялся победитель в соревновании на самого ценного сотрудника, для чего использовали специальную методику. Расчёт проводился при помощи изощрённой системы баллов и коэффициентов, где ценность работника находилась в прямой зависимости от его квалификации и в обратной — от размера зарплаты. Победителя в номинации награждали почётным выдряным хвостиком в красивой рамке. Согласно устоявшейся многолетней традиции, на церемонии награждения под аплодисменты собравшихся лауреат получал от директора дружеский пендель, сила удара которого соответствовала ценности работника.
     Стремясь повысить эффективность работы коллектива, администрация взяла на вооружение практику, широко используемую торгово-развлекательными центрами и игровыми заведениями. Окна кабинетов были снабжены специальными жалюзи, которые открывались лишь по окончании рабочего дня — тем самым сотрудники меньше отвлекались на непроизводительное созерцание и далёкие от работы мысли.
     Постоянно уделяя внимание укреплению трудовой дисциплины, Дамиан Митрофанович, не чуждый новаторству, внедрил оригинальный метод: офисные помещения оснастили персональными таймерами наподобие шахматных часов, которые каждый сотрудник был обязан останавливать при покидании рабочего места и вновь запускать по возвращении. Кроме того, была внедрена новейшая информационно-поисковая система, позволяющая благодаря специальным чипам на пропуске всегда определить местонахождение любого работника. Результат не замедлил сказаться: резко сократилось количество времени как на перекуры, так и на отправление естественных надобностей, не говоря о болтовне с коллегами из других отделов и прочих отлучках.
     Позже идея получила дальнейшее развитие. С некоторых пор посещение туалетов было строго регламентировано и определялось отдельным графиком для каждого работника, а чтобы не отвлекаться в случае внезапно возникшей нужды, персоналу предписывалось постоянно носить памперсы. Сам Дамиан Митрофанович мог в любой момент проверить, как сотрудники исполняют это распоряжение. Уклоняющихся и забывчивых нещадно штрафовали, а особо непонятливых без колебаний увольняли.
     На предприятии действовали и другие экзотические правила. Например, дресс-код жёстко регламентировал расстояние подола юбки или платья от пола, что определялось специальным коэффициентом в зависимости от роста. Правила внутреннего распорядка предусматривали также лишь определённые фасоны одежды, материалы, цветовые решения и даже длину ногтей, используемую парфюмерию, стрижки и макияж.
     Творческие способности Дамиана Митрофановича были поистине уникальны, но, наверное, нигде не проявились так ярко, как в постоянном расширении оснований для наложения на сотрудников штрафных санкций. Доподлинно неизвестно, какова роль продукции и названия предприятия в постоянной готовности директора кого-нибудь «выдрать» (предположительно, лишь в переносном смысле), но недостатка в поводах не возникало, поскольку в этой части его фантазия не знала границ. Нагоняй следовал за проход не по той стороне коридора, за несанкционированный выход за территорию в обеденный перерыв, за недостаточно презентабельный внешний вид, за несогласованные отклонения в рационе выдр, за их плохое настроение, за незначительное превышение в клетках норм грязи (причём установленных неизвестно кем, когда и на основании каких теоретических изысканий)... Дошло до наложения на работников штрафов за несущественные грамматические ошибки во внутренней переписке — при том, что считать руководство компании выдающимися знатоками русского языка не было никаких оснований.
     Не пренебрегал Дамиан Митрофанович и более привычными предлогами. Например, можно было получить взыскание за минутное опоздание, причём объясняться с охраной или непосредственным руководителем не было никакого смысла, поскольку время пересечения проходной фиксировалось автоматически. Лишиться некоторой суммы легко можно было за перекуры и чаепития, превышающие отведённые для этих целей лимиты времени, а также отклонения от установленных правил в части содержания рабочего места, хранения личных вещей и т.д.
     Перечислять весь длинный перечень нарушений, которые влекли за собой материальные потери, ни к чему, но стоило бы остановиться на интересном опыте администрации предприятия. Для работников были введены специальные штрафные абонементы, которые были рассчитаны на определённую сумму и срок. В зависимости от стоимости абонемента на его владельца в случае каких-либо нарушений штраф налагался в уменьшенном размере, зато отказавшимся приобретать абонементы, наоборот, грозило существенное увеличение штрафа даже из-за незначительного проступка.
     Обобщая, можно прийти к выводу, что мотивация работников при помощи кнута явно преобладала в сравнении с мотивацией пряником. К тому же, «пряники» вследствие долгого «хранения» (накопления стажа) утрачивали свежесть, черствели и в итоге зачастую оказывались не по зубам тем, кому предназначались.
     Однако, чтобы о директоре предприятия не сложилось превратное представление, стоит упомянуть, что иногда он был не прочь и немного пошалить. Например, на новогодних корпоративах, как правило проходивших с размахом, Дамиан Митрофанович мог, переодевшись в чёртика или тролля, спрятаться за колонной, а потом неожиданным выстрелом из хлопушки напугать какую-нибудь принаряженную сотрудницу. Нередко приглашённому заранее фотографу удавалось заснять момент реакции жертвы, и потом подборка таких снимков выставлялась на всеобщее обозрение, немного разбавляя юмором серые будни.
     Вообще к юмору отношение в «Выдромехе» было самое что ни на есть положительное, специальный пункт об этом даже присутствовал в правилах внутреннего распорядка. К сожалению, почти не осталось свидетельств, по которым можно судить, какой юмор приветствовался и кому дозволялся. Известно лишь, что между выдроведами и выдроводами устраивались ежегодные соревнования по игре в КВН, где бессменным председателем жюри выступал сам Дамиан Митрофанович.
     Один из самых популярных конкурсов назывался «хулиганские загадки» и заключался в отгадывании слов, предложенных командами соперников. Загадываемые слова описывались таким образом, чтобы вызвать сомнительные ассоциации, но при этом означали совершенно обычные понятия или объекты, нисколько не выходящие за рамки приличий. (В качестве иллюстрации можно предложить такую: она позволяет удовлетворить некоторые потребности тела и обозначается коротким односложным словом, которое начинается с буквы Б, оканчивается на Ь и содержит внутри букву Я — что это за слово? Опуская первый пришедший на ум вариант и не затягивая интригу, сообщим, что речь о материале под названием бязь. Или другой пример: если вас послали по адресу, указанному этим коротким словом, первая буква которого — Х, а последняя — Й, то вас послали очень далеко. Догадываетесь, куда? В данном случае необходимы некоторые познания в географии, ибо подразумевается столица Вьетнама Ханой. Ну и так далее в том же духе).
     Однако в реальной жизни, увы, юмора не столь много, да и вообще она не стоит на месте, постоянно видоизменяясь и ставя новые задачи. В результате естественного хода вещей место Дамиана Митрофановича, слегка отошедшего в тень, занял Кренделев-младший, от сокращения этих двух слов получивший прозвище «Кремлин». Благодаря переменам в руководстве предприятие смогло прочувствовать стиль управления, присущий комсомольским вожакам времён советской власти. В повседневную практику вошли многочисленные продолжительные совещания, посвящённые повышению эффективности работы, обсуждению и корректировке планов, внедрению новых форм оплаты и множеству других важных тем. Совещания проходили в атмосфере активных дебатов, после которых участники возвращались на рабочие места совершенно обессиленными и неспособными к полноценному труду. Впрочем, последнее обстоятельство существенного значения не имело, поскольку к тому моменту рабочий день уже близился к концу.
     Другой момент касался оплаты труда персонала и проистекал из стойкой убеждённости, что мысли о деньгах лишь отвлекают работников от выполнения служебных обязанностей, вносят излишнюю нервозность и угрожают гармоничным взаимоотношениям внутри коллектива, члены которого должны быть благодарны уже за возможность оказаться его частью.
     Наконец, можно вспомнить широко распространённые в достопамятные времена регулярные рейды «Комсомольского прожектора», пристальное внимание уделявшего опозданиям. Метод внезапных утренних проверок был взят на вооружение, причём, как было сказано выше, причина задержки в расчёт не принималась.
     Насколько благотворно перечисленные новации отразились на эффективности работы предприятия, неизвестно. Ветераны, на собственной шкуре испытавшие все прелести такого стиля управления ещё во времена своей молодости, лишь посмеивались, однако, чтобы не ронять авторитет руководства в глазах более молодых коллег, старались не перечить и по мере возможностей поддерживали производственный процесс. Впрочем, находились и такие, кто не скрывал своего отношения и над некоторыми управленческими решениями хохотал в голос, а один местный острослов даже запустил в оборот переиначенное название предприятия — «Выдросмех».

     Трудно сказать, как долго просуществовал бы «Выдромех» в неизменном виде, но однажды на горизонте замаячила фигура Инвестора. Инвестор освоил всё прилегающее к предприятию пространство, покрыв его бизнес-центрами и элитным жильём, и давно положил глаз на занимаемую «Выдромехом» территорию.
     Чтобы как-то обосновать свои притязания, Инвестор заготовил набор аргументов: дескать, натуральный мех давно неактуален, повсюду используются синтетические материалы, которые и дешевле, и эффективнее. К тому же, выдры внимания требуют много, а сами — зверьки небольшие, откуда прямо следует, что на каждое изделие надо умертвить не одну особь. Нетрудно догадаться, какой поднимется вой в средствах массовой информации со стороны экологов и защитников животных, если умело направить их праведный гнев в нужное русло.
     Есть предположение, что в ход шли и иные, более весомые аргументы, однако о результатах переговоров история умалчивает. По сообщениям ряда источников, которых легко заподозрить в склонности к непроверенным слухам и конспирологии, всё окончилось тем, что предприятие, взяв другое название и радикально изменив профиль деятельности, перешло на выпуск продукции, востребованной в самых различных отраслях. Место клеток заняло современное высокопроизводительное оборудование, а о прежних временах изредка напоминали лишь попадавшиеся порой в укромных местах старые бирки с выцветшей надписью «Vydromekh»...


     (При написании этого текста ни одна выдра не пострадала. Возможные совпадения имён и названий случайны).


     XI.2021...I.2022


Рецензии
Выдромех не оригинален. Сейчас сплошь и рядом практикуются подобные требования и наказания для персонала. На грани абсурда, но лишение премии гарантировано. Уже за одно то, что ты числишься в штате тебя могут наказать. Ничего личного - бизнес. )

Татьяна Матвеева   03.03.2022 19:22     Заявить о нарушении
С общей точки зрения — конечно, "Выдромех" не оригинален. Оригинальность в отдельных нюансах и "креативном" подходе при выработке очередных предлогов для ущемления работников, который накладывается на весьма своеобразную трактовку нормативных документов как правового, так и технического характера. Вероятно, даёт о себе знать вера в постулат, что за забором много желающих устроиться на ваше место. Желающих наверняка немало, вопрос лишь в том, насколько такая замена оказалась бы эквивалентной. Впрочем, если во главу угла ставить не эффективность работы, а хотелки и самомнение в стиле Рамбаля-Коше, всё выглядит иначе.

Спасибо, Татьяна!

Андрей Девин   03.03.2022 20:34   Заявить о нарушении
Некоторые компании просят при отправке резюме прилагать фото.
Более того, указывать ссылки на соцсети, в которых ты зарегистрирован.
Работодатель желает знать о тебе всё! Кроме твоих профессиональных качеств.

Татьяна Матвеева   04.03.2022 07:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.