Война войной...

"Война войной..."

Дневник командированного архитектора*

Назар Шохин


22 июня

Разместился на втором ярусе старинного дома. Бесконечно любуюсь орнаментами и узорами стен и потолка. Здесь – нужная для моей работы аура. Надеюсь благополучно провести весь срок двухнедельной командировки.

…Накануне одна из хозяек этого большого двора родила мальчиков-близнецов. Старик-узбек, сторож главного здешнего мавзолея, сказал, что тройни рождаются в этих местах крайне редко, а если еще и в самый длинный день в году – то это якобы «к большой битве»…

* * *

В-о-й-н-а…?

* * *

Да, война! Вот такая вот черная весть.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» (из выступления т. Молотова).


23 июня

Жду московских и ташкентских газет. Информация крайне скудная. Настроение для работы малоподходящее. Здешним не до нас.


24 июня

Вернулся с митинга на швейной фабрике. Как все-таки отличаются рабочие от остальных классов и прослоек! У них меньше пафоса и больше решительных действий. Фабричные женщины просят отправить их на фронт.

Заводов и фабрик здесь всего несколько. И все – в пределах древней крепостной стены. Для архитектора, умеющего бороться с канареечной роскошью, работы в городе – непочатый край.

* * *

Странно. Областная газета продолжает писать о производственных планах, как будто и нет войны…

* * *

Митинги начались и в колхозах.

До здешних пригородных колхозов еще можно как-то добраться на попутке, а вот до дальних кишлаков – только на упряжке или полуторке. В областном центре всего одно порядочное шоссе – от зимнего дворца эмира до летнего.

В близлежащих хозяйствах, кроме хлопка, сеют отменную, хотя только красную, морковь и шалгам. Говорят, виды на урожай – неплохие. Пшеницу здесь не выращивают.

Летом в кишлаках советуют пить чай, заваренный на колючке. Говорят, помогает от всяких расстройств.

Все еще надеюсь осмотреть достопримечательности за городом.

P.S. Открытие музея во дворце эмира намечено к празднику 7 ноября.

* * *

Сегодня в зимнем кинотеатре крутили старый фильм «Медведь» по Чехову, а в летнем новый – «Таинственный остров» по Свифту. Среди вышедших после дневного киносеанса подростков можно было услышать «Ух, как я зол!». Детей здесь любят, но не балуют. Сейчас пацанам, считаю, надо показывать больше фильмов про войну. Она будет сниться в детских снах.


25 июня

Киноафиша обещает в скором времени фильм о любви.

В местный театр люди практически не ходят.

* * *

Митинг прошел и в обществе глухонемых. Участникам как могли объяснили суть событий, рассказали о фашистских варварах, кровожадном Гитлере.

Слухами наполнено всё и все.

Приезжающие ташкентскими поездами тем временем говорят о спокойной обстановке в Киеве. Мяса, молока, сметаны, овощей, судя по рассказам, там достаточно.


27 июня

Местные узбеки и таджики привыкли отдыхать в пятницу. В пятницу у них испокон веков базарный день. С сегодняшнего дня базарные дни переносятся на воскресенье. Как в Москве и Ташкенте.

Кроме большого базара у главного минарета, здесь есть и наш квартальный, где можно купить по утрам местные сливки (каймак) и лепешки. Относительно до;роги сегодня на базарах животное масло, изюм, красная икра, яблочки. В гастроном и другие продмаги выбрасывают в продажу хлопковое масло, конфеты, сахар, чай, можно при желании найти и колбасу.

* * *

Прошел митинг в пединституте. Публика тут совсем другая, ученая.
Какой все-таки прекрасный оратор этот историк т. Емельяненко! Надо будет познакомиться и напроситься к нему в каморку – у него, говорят, превосходная домашняя библиотека. К нему захаживают и расквартированные здесь офицеры.

* * *

Был в обкоме партии по своим архитектурным делам. Но никого не застал. Проводили совещание… «о своевременном и качественном внесении удобрений». Как там у прусского короля: «Война войной, а обед по расписанию».

* * *

Немцы якобы уже захватили Минск. Понятно, что звуки бомб и выстрелов сюда, на самый южный край Союза, не доносятся. Зловещая идиллия.
Волнуюсь, как там мать в Ленинграде?


29 июня

Талантов в этом городке, как оказалось, достаточно. Чего только стоит поэт Борисов, например, если не обращать внимания на очевидные изъяны в размере и рифмовке его стихов.

Настала грозная пора,
Когда родная Бухара
Включилась вся в военный строй,
Готовясь в бой, готовясь в бой!

* * *

А вот еще от товарища Борисова – «парохода и человека»:

И встали мы все как один
За честь своих равнин,
И будем силы мы крепить
Чтобы фашистов разгромить!

* * *

В Парке Кирова сегодня, в воскресенье, играет вполне себе сносный оркестр. Хотя в репертуаре – в основном марши.
Как-то не пелось и не танцевалось…

* * *

Милиционер заявил, что «со всякими распространителями мистических настроений будут бороться», «на них будет вестись огонь на поражение». А со стариком, сторожем мавзолея, предсказавшим «великую битву», «придется разобраться».

Колоритные, с бородами бабаи тем временем день и ночь снуют по улочкам верхом на осликах, одним своим видом успокаивая маленький город. Здесь можно встретить и верблюдов, высокомерной походкой шествующих по древним караванным путям. И даже вполне приличные авто.

Кстати, в городе рожениц принято встречать на автомобиле и с букетом роз.
Девушки здесь красивые. Этакие а ля Шахерезады.
В кишлаках встречаются женщины в парандже.


1 июля

Три дня поисков – и наконец сегодня удалось найти в городке другую, более просторную, комнату – поближе к бане. Каждый раз пробую не заблудиться в узких улочках.

Думаю, долго здесь не задержусь, меня, как и всех моих коллег, все-таки отправят на фронт.

Надеюсь перед этим повидать мать.

* * *

Сходил сегодня – по просьбе работающей в артели новой знакомой – в облмногопромсоюз. Вроде обещали путевки для ее детей в окрестные пионерлагеря. В крайнем случае обещают экскурсии с прогулками для школьников.

Знакомая рассказывала, как весело они развлекались год назад. Воскресенье тогда пришлось на 23 июня.

 
2 июля

Не лето, а настоящая агония.

Наведывался на ж/д вокзал получить посылку.

Здешние рабочие, как всегда, в авангарде. По случаю войны затеяли сократить до минимума работы по ремонту вагонов. Военнообязанные массово просятся на фронт.


3 июля

В сквере у горкома партии прошла демонстрация. Народу было около тысячи. Все с портретами тт. Сталина, Молотова, Ворошилова, Маленкова, Берии.

Как все-таки ухожен этот сквер! Весь в цветах. Политый. Рай среди мечетей и медресе. Ведь могут!

С работниками горкома работать проще. Они непоколебимо прямолинейны, относятся к просьбам командированных трудящихся с серьёзностью.

* * *

Вернулся с митинга в Парке имени Кирова.  Народу было очень много.
Открывал его принимавший нас, группу архитекторов, в первый день командировки т. Мавлянов.

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры!..» (из прочитанного т. Мавляновым выступления т. Сталина).

Затем на вечернем митинге выступали горвоенком т. Белозерский, стахановка т. Ягудаева, артист Т. Хасанов.

Говорили проникновенно, искренне, без бумажек.

«Враг, посягнувший на нас, найдет себе здесь могилу»... «Армия разобьет и развеет в прах гитлеровских шакалов»...

Говорят, что следующий митинг будет 8 июля.

Собираюсь домой.

Иду на вы...

*От автора: рассказ представляет собой воображаемый эпистолярий, основанный на письмах, дневниках, устных историях, рассказах, газетных публикациях, фотоснимках и документальных фильмах 1941 года.

Война войной. Дневник командированного архитектора // 22 июня. Альманах. - Москва, 2022. - С.14-21.

Илл.: Георгий Гольц. Бухара. Улица в Старом городе. 1942-1943. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.


Рецензии