3. 3. Пушкин. Завещание поэтам

Не будь слишком добрым к злодею, иначе он отплатит тебе злом. Мидраш Берешит Рабба

 Рис.  Автопортрет в Ушаковском альбоме. 1829

Пушкин, загруженный мыслями о Сущем и Смерти,  оставил Завещание.  Не всем — только поэтам. А все = это народ, толпа и чернь. Им – кукиш. С маслом.
1835 г по мнению современных пушкинистов Пушкин оказался в сильнейшем душевном кризисе, Пушкинист Сурат И.З., которую невозможно упрекнуть в предвзятости, назвала этот год жизни поэт-человека Пушкина суицидальным. Предполагая. что ему приходит конец (женитьба на нелюбящей незнатной и бедной Гончаровой из московских Фамусовых), Пушкин пишет завершающую часть духовной лирики и одновременно свое двухчастное Завещание = стихотворение "Поэт и Толпа" (-Чернь в ред. 1829г)   и затем сонет Поэту. Этот сонет – единственный такой у него в троице сонетов.
Для коллег по цеху в пылу борьбы с оппонентами и критиками поэт, объявленный ими уже «живым трупом» оставил два завещания:
 
           Завещание №1 — стихо-творение ЧЕРНЬ или Поэт и Толпа

Поэт ты вне толпы и черни народа
от 1828 г – стихотворение «Чернь», более известное после редакции сочинений Пушкина А.С. 1836 г как «ПОЭТ И ТОЛПА»   Procul este, profani. *  Прочь. профаны
Поэт по лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал. Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет? Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей? Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?»
Поэт. Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы всё — на вес Кумир ты ценишь Бельведерский, Ты пользы, пользы в нем не зришь, Но мрамор сей ведь бог!.. так что же? Печной горшок тебе дороже: Ты пищу в нем себе варишь.
Чернь. Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы; Гнездятся клубом в нас пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.
Поэт. Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело: Не оживит вас лиры глас! Душе противны вы, как гробы. Для вашей глупости и злобы Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры;— Довольно с вас, рабов безумных! Во градах ваших с улиц шумных Сметают сор,— полезный труд!— Но, позабыв свое служенье, Алтарь и жертвоприношенье, Жрецы ль у вас метлу берут? Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.

ФЭБ = прим. Томашевского. ПОЭТ И ТОЛПА. Напечатано под названием «Чернь» в «Московском вестнике», 1829 г., ч. I. Настоящее название стихотворению дано Пушкиным в 1836 г. при подготовке нового издания стихотворений, не вышедшего в свет. Эпиграф — восклицание жреца из 6-й песни «Энеиды» Вергилия. Является ответом на требования дидактического морализма, какие предъявлялись Пушкину. Еще в начале 1828 г. в «Московском вестнике» отмечались обращенные к Пушкину советы «строгих Аристархов» преподавать уроки нравственности».. Было бы ошибочно видеть в этом стихотворении проповедь так называемого «искусства для искусства». Этому противоречит всё творчество Пушкина, взятое в целом.
 

                Завещание №2 = Не дорожи любовию народной

1830 год - сонет «Поэту» - третий всего из трех созданных Пушкиным сонетов:
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник

Датируется, согласно помете в автографе, 7 июля 1830 г. «Северные цветы на 1831год», СПб., 1830, с.3 отдела «Поэзия» В ПСС по: «Стихотворения А. Пушкина». Часть третья. — 1832. — С. 56—57., в отделе стихотворений 1830 г.

Чистильщики казенного мундира поэт-человека, объявленного неприкосновенным Нашим Всем и уже навсегда, с изощренностью опытных адвокатов дьявола уверяют: Поэт ничего не сказал плохого о народе и ничего такого не завещал… надо уважать нац. гения и уметь различать народ, толпу и чернь. И конечно, будет супераргумент: слова поэта вырваны из контекста …
Но, фра, поэт абсолютно недвусмысленно гласит и вопит:
1) толпа – это суть народ непосвященный и он же чернь тупая
2) толпа, с которой говорит - это суть бессмысленный народ, поденщик, раб нужды, забот
3) народная любовь исходит именно из толпы, которая в Поэте и Толпе лишь и только чернь тупая.
4)даже любящий тебя народ – это обманка – это всё равно толпа холодная, она только чернь тупая и развратная.
5)Поэт же – избранник богов олимпийцев и потому должен жить по правилу:

                Ты царь : живи один.

  Рис. последний автопортрет. На черновике письма к В. А. Соллогубу, написанному в феврале 1836

Приложение
Пояснительная записка для оппонентов и проблемы неприкасаемости гения
В качестве пояснительной записки к этой части Завещания Поэта можно использовать его бессарабское (от беса арабского) творение от 1823 г :

Свободы сеятель пустынный
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды.. Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды  Ярмо с гремушками да бич.

Ключевые (кодовые) слова этих 13 (!) стихов полных ярости, негодования, желчи, спеси и ненависти = свобода - одинокий ея сеятель - народы - паситесь - стадо - вас резать и стричь — ярмо - бич …
Их честное декодирование произвел дешифровщик из Риги филолог и фантаст г-н Гуданец Н.Л. в бесподобно гадкой от правды книге »Загадка Пушкина».
// За рекомендацию этой превосходной по честному труду книги наше с фра спасибо Татьяне Харандыш//


Спас ибо

Доппаек:
князь поэт П.А. Вяземский:
Выражение квасной патриотизм шутя пущено было в ход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке. Есть сивуха политическая и литературная, есть и белая горячка политическая и литературная.
Он же:
И овцы целы, и волки сыты – было в первый раз сказано лукавым волком или подлою овцою. Пословицы, как говорят, мудрость народов: тут нет мудрости, а или насмешка, или низость. Счастливо то стадо, вокруг коего волки околевают с голода.
Он же:
Один умный человек говорил, что в России честному человеку жить не можно, пока не уничтожат следующих приговорок:
без вины виноват,
казенное на воде не тонет, а в огне не горит,
все божие да государево.
близ царя, близ смерти. Честь царю, если сия пословица родилась на войне! Горе, если в мирное время.
Ум любит простор, – а не ценсуру.
<...>


Рецензии