Участник трёх войн

          БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
   Николай Андреевич Батырев Родился 14 января 1899 года в г. Саратове. После окончания с золотой медалью гимназии в 1917 году поступил на медицинский факультет Саратовского университета. С четвёртого курса ушёл служить в Красную Армию врачом на юго-восточном фронте в госпитале № 954 (позже № 606). Оказывая помощь больным холерой, заболел сам и пролежал в госпитале 101 день. После выздоровления в 1921 году был демобилизован и вернулся в Саратовский университет для окончания учёбы.
   1 сентября женился на Дьяковой Марии Фёдоровне. 24 июня 1924 года закончил полный курс университета и получил звание врача (удостоверение № 1067). Несмотря на предложение остаться на кафедре известного хирурга академика С. И. Спасокукоцкого, поехал работать врачом в Хвощинку. Первые роды принял у Губановой Екатерины. Работал там до 1 июля 1928 года, потом был переведён вторым врачом в Еланскую больницу. Заведовал больницей тогда Кузнецов Иван Иванович, а врачами работали Иван Софинский и Александр Алексеев.
   В 1926 году родился сын Александр, а в 1932 году – Михаил. В период 1927-28 г.г. Батырев окончил Государственный институт усовершенствования врачей в г. Ленинграде. 26 августа 1931 года был назначен заведующим Еланской районной больницей. В этой должности он проработал до 15 февраля 1957 года. В 1937 году окончил курсы по челюстно-лицевой хирургии. 1 марта 1940 года был призван в армию, служил военврачом второго ранга до 5 мая 1940 года в госпитале г. Сталинграда. 15 июня1941 года призван на переподготовку врачей в Ростов-на-Дону, где его и застала война. Призван в действующую армию приказом № 76 от 10 ноября 1941 года.
   Служил в должности ведущего хирурга армейского госпиталя № 3251 Третьего Украинского фронта. После форсирования реки Днепр был награждён орденом Красной Звезды, когда находился в госпитале первой линии 46 Армии Третьего Украинского фронта. После Яссы-Кишинёвской операции госпиталь был дислоцирован в г. Браил (Румыния). Затем госпиталь перевели в Югославию, потом - в Венгрию. В районе г. Кечкемета вместе с Армией был несколько дней в окружении. 4 апреля 1945 года армия передана Второму Украинскому фронту и заняла г. Братиславу.
   23 февраля 1945 года Батырев был награждён орденом Отечественной войны второй степени. Последний пункт дислокации – г. Трюнд (Австрия). Н. А. Батырев был награждён медалями: «За оборону Сталинграда» 1 октября 1944 года, «За освобождение Белграда» 9 сентября 1945 года, «За взятие Будапешта» 6 октября 1945 года, «За победу над Германией» 20 сентября 1945 года и юбилейными медалями. 10 октября 1945 года был уволен в запас в звании «Майор медицинской службы».
   С 21 ноября 1945 года вновь работал хирургом Еланской районной больницы. В 1948 году специализировался в Москве по онкологии. 17 мая 1948 года Н. А. Батыреву присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР». 2 декабря 1966 года награждён орденом Ленина. 16 февраля 1957 года приказом Облздрава был назначен заведующим вторым хирургическим отделением больницы г. Волжского, где проработал до 4 февраля 1975 года, до пенсии.
   После смерти жены 9 января 1962 года в течение двух лет работал на Севере в г. Ухте, по месту работы младшего сына. После ухода на пенсию переехал в Ленинград и жил у сыновей. Умер 29 ноября 1983 года и похоронен на Северном кладбище г. Санкт-Петербурга.
                ***
   Тревожный 1918-й. До окончания Саратовского университета остался всего один год. Но время не ждёт. Страна Советов в опасности. С четвёртого курса Николай Батырев уходит на фронт. Было ему тогда 19 лет. Так началась для Батырева врачебная практика. Отгремела война – снова за книги.
   Характерная черта того времени – не выбирать, где лучше и легче, а работать там, где трудно. Село Елань Саратовской губернии стало для Батырева на долгие годы родным домом. Только два раза «изменял» он полюбившемуся селу, людям, которых лечил. Сначала – когда уходил на финскую, а потом  на Великую Отечественную. С первых дней и до конца Отечественной войны он работает ведущим хирургом фронтового эвакогоспиталя. Много было опасностей на пути, но один случай запомнился Николаю Андреевичу на всю жизнь. Под Будапештом прямым попаданием снаряда был разрушен медсанбат. Уничтожен почти весь обслуживающий персонал, чудом остался жив лишь он. Несмотря на то, что часть попала в окружение, несла большие потери, и врачу то и дело самому приходилось браться за автомат, Батырев энергично принялся за организацию нового госпиталя. В помощь себе он привлёк венгерских граждан, которые с исключительной заботой ухаживали за ранеными советскими солдатами.
   Несколько дней продолжалась неравная схватка. Наши воины держались до тех пор, пока кольцо окружения не было прорвано. Под ураганным огнём, в постоянной опасности, в примитивном помещении приходилось делать сложные операции, и врач делал их мастерски, возвращая к жизни людей.
   Родина высоко оценила подвиги хирурга Батырева, наградив его орденами и медалями. И после войны – снова нелёгкая работа заведующего районной больницей легла на плечи врача. Вот воспоминания ныне покойной медсестры А. М. Крикуновой, которая работала с Николаем Андреевичем с первых и до последних дней его пребывания в Елани, и вместе с ним прошла всю войну:
   «Помню случай, когда к нам привезли человека прямо с мельницы. Каким-то образом его длинноволосая борода попала в механизм и челюсть буквально вырвало. Вид он собой представлял ужасный. Благодаря умению Батырева делать челюстно-лицевые операции с заменой челюсти ребром, больной был спасён. А каким авторитетом пользовался Николай Андреевич! Как умел подойти к людям! Если кто-то из медперсонала в чём-то провинился, он никогда не наказывал его публично, а вызывал к себе и беседовал один на один. Его слово имело огромный вес, его понимали и старались не подводить».
   Удивляла работоспособность Николая Андреевича. Он ежедневно делал не только утренний обход, но и вечерний. Если кто-то из больных уже уснул, врач ни в коем случае не разрешал его будить и говорил: «Сон – это здоровье, пусть отдыхает, посмотрю его утром».
   А вот что вспоминает участник войны, инвалид второй группы Рыбалкин Иван Егорович, который пять лет работал с Батыревым медбратом и анестезиологом:
   «Мы дежурили сутки с медсестрой Ниной Гудзевой. Был операционный день, я давал наркоз старой женщине, которой предстояла очень сложная операция (онкология). Николай Андреевич закончил операцию. Он и мы постоянно следили за изменениями в состоянии здоровья больной. Наступила ночь. В два часа к нам заходит врач и спрашивает: «Как здоровье послеоперационной?» Посмотрел, пульс померял, напомнил, чтобы лекарства давали, если изменится пульс. Потом сел и рассказал, что ему приснился сон: больная умирает и тянет руки к нему, прося о помощи. Он проснулся, оделся и пошёл в палату.
   Личную жизнь Батырева нельзя каким-то образом разделить – вот, мол, это личная жизнь, а это – работа, ведь он и жил прямо в больнице. Там же родились и двое его сыновей. Николай Андреевич остро чувствовал чужую боль. Часто, успокаивая пациента (а он работал не только в больнице, но и на приёме в поликлинике), с улыбкой ободряя его, врач мужественными усилиями старался сам сдержать слёзы, невольно подступавшие от острой головной боли – сказывалась контузия с гражданской войны. Тогда вражеский снаряд разорвался рядом с санитарной повозкой, убив санитара и коня. Батырев очнулся в госпитале, где находился более полугода. Победила жизнь, которую он посвятил спасению жизней других людей.
   В 1983 году Николая Андреевича не стало… Но память о нём жива, как живы в сердцах людей строки его письма пионерам Елани:
   «Дорогие мои внуки (а кое-кто и правнуки)!Сердечно благодарю за память обо мне. Моё самое большое пожелание для Вас, чтобы Вы никогда не видели, что такое война. Нас, участников трёх войн, остались единицы. И я радуюсь за Вас, что Вы живёте в такое время, которое разнится от времени, когда я был молодым и даже взрослым, как небо от земли.
                Ваш Батырев».
   Это письмо, которое вызывает слёзы на глазах, бережно хранят работники Еланского краеведческого музея. Спасибо им за память!   


Рецензии