Ц У начинающим писателям
«Кто хочет добиться абсолютной безопасности, должен сидеть на заборе и не летать…»
(Братья Райт)
РЕЦЕНЗИЯ
В целом - нормально, Мин Херц, но читать крайне тяжело из-за не выдерживания правил печатания в интернете. Посмотрите хотя бы любой рассказ у Тулпар Немшан. У неё все абзацы состоят, как правило, из двух строк, между которыми есть разрыв. Я не для того 11 лет назад выкинул очки на помойку, чтобы опять их одеть. Но если честно, так пишет газета "Правда" - скучно, только факты - НЕ ХВАТАЕТ ЭМОЦИЙ и авиационного жаргона...
С Уважением, Полковник Чечель
+ добавить замечания
Катастрофа Ту-134 ЛИИ МАП СССР. При заходе на посадку в Североморск-1 17.06.1982г. Ошибка экипажа.
http://youtu.be/yMnfI9wujIk
Полковник Чечель 12.01.2022 00:49
Мин Херц, дополню - Ваш роман для гражданского читателя тянет на твёрдую 4-ку, но для авиационного человека не более, чем на 3 с плюсом, т.к. сразу видно, что о лётчике писал не лётчик - не хватает эмоций и авиационного жаргона. Что такое авиационный язык можно объяснить всего лишь одной фразой из песни Владимира Высоцкого "Я ЯК - истребитель": "Меня в заблужденье он ввёл и в ПИКЕ.... Эх, тоже мне лётчик - ас".
А "эмоции" - поясню таким примером: "На стадии освоения "Бэкфайера" ТУ-22м3 ночью в контрольном полёте с инструктором, который был старше и опытней меня, после полёта на сверхзвук, на посадке нас застал дождь. Полосу и тем более расстояние до земли было практически не видно. На 22м нет дворников, а лобовое стекло имеет очень пологий угол наклона, вода не успевает стекать.
Подходя на повышенной скорости из-за болтанки в облаках, мы перемахнули полосу приземления, освещённую прожекторами, больше километра. Садились наугад, в темноту. Тормозные парашюты ни от меня, ни от кнопки инструктора не вышли. Вот тут на долю секунды меня охватила волна страха. Говорят, и это подтверждено примерами, что в минуты смертельной опасности перед человеком в считанные секунды проносится вся его прошлая жизнь. Так и у меня, мгновенно в памяти всплыли две катастрофы на ТУ-22р. В одной экипаж из-за отказа двигателя прекратил взлёт, на аэродроме Чкаловск, выкатился за ВПП. Передняя стойка сложилась, самолёт, как носорог, носом стал рыть землю – штурмана, который сидит впереди в носу кабины, завалило землёй – погиб.
Второй случай был в Острове, после посадки с перелётом, как и у нас, ТУ-22р выкатился, передняя стойка шасси также сложилась. Так штурман смог «прилипнуть» к потолку кабины, а лётчик и оператор – погибли – завалило землёй. Вот передо мной в памяти мгновенно пронеслись два этих авиационных происшествия, т.к. , хотя у нас другой тип ЛА, но шасси слабое, и нет гарантии, что оно не сложится при выкатывании, а я уже был готов, что так оно и будет. Но этот страх не парализовал меня, сохранил способность действовать хладнокровно, но напрочь выбил из моих мозгов факт, что ТУ-22м3 – такой тип ЛА - его можно покидать на земле. Только скорость при этом должна быть не менее 140 км/час при одиночном катапультировании, и не менее 300 км/час – при групповом. Но я про это, честно скажу, забыл, т.к. ТУ-16, на котором я летал до этого – дозвуковой самолёт.
Чем закончился этот эпизод? На ТУ-22м3 очень эффективные тормоза. На наше счастье, мы остановились в 70 метрах до торца ВПП, и там была концевая РД (рулёжная дорожка), т.е. нам надо было вывести чуть обороты, прорулить вперёд и срулить с полосы. Но инструктор, целый подполковник с 1-ым классом, лет десять уже летающий на этом на 22м, вдруг перехватывает управление передним колесом на себя, разворачивает лайнер под 90 градусов вправо и пытается срулить с ВПП в грязь, рядом с рулёжной дорожкой. Т.е. я испугался, но не потерял способности действовать и мыслить правильно. А у инструктора глаза от страха стали «квадратными», и он уже ничего не соображал, только знал, что надо освободить полосу для посадки следующего за нами экипажа.
Хорошо, я, с использованием жаргонной авиационной «лексики»: «Ты неправ, Федя…», - успел исправить его ошибку. После полёта отвёл инструктора в сторону, наказав штурманам молчать о происшедшем, детально разобрал его ошибку из-за психологической неготовности к ОСП (особому случаю полёта) и пообещал, что, чтобы не подрывать перед слушателями авторитет инструкторского состава Центра, я этот случай на разбор полётов для всех выносить не буду… (Хотя в авиации принято - все ошибки лётного и технического состава подлежат разбору полётов каждую лётную смену, и неважно в каком ты звании, генерал или лейтенант. Перед небом все равны и гибнут одинаково… Ещё Можайский на заре авиации сказал: «Небо не признаёт никаких авторитетов, кроме лиц, свято соблюдающих лётные законы». Комментарии, я думаю, излишни.
Я сдержал своё слово. Никогда и никому не рассказывал об этом эпизоде. Но сейчас прошло уже больше 20 лет, этого инструктора, к сожалению, тоже давно нет, и для пользы нашего общего лётного дела, я думаю, этот пример уместен.
Или вспомните незабвенного авиационного писателя и пилота ГА, Василия Васильевича Ершова, как он описывает случай, когда КВС жена накануне рейса не дала с ней переспать, мол, не надо тратить силы перед полётом. А он, переживая, что, наверно, у неё появился любовник, когда обстановка на борту ЛА резко усложнилась, не смог действовать правильно, что привело к летальному исходу…
Вот такая цена посторонних мыслей и эмоций в воздухе. В общем, ребята, кто собирается писать об Авиации, даже, если вы не лётчик, и никогда не поднимались в воздух, пилотируя самолёт за штурвалом – это не значит, что вам не стоит этого делать. История знает много примеров, когда книги о полётах и людях, населяющих Небо, написанные не пилотами, зачитывались «до дыр», например: Андрей Меркулов «В путь за косым дождём» или роман Александра Бахвалова «Нежность к ревущему зверю».
Вот что написал предисловии Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Эдуард Елян: «Нежность к ревущему зверю» - одна из немногих книг, со столь завидной глубиной отображающая непростую взаимосвязь человека и его профессии.
Персонажи книги, описание событий, лётные происшествия – всё это отмечено верностью характеристик, точностью и глубиной обрисовки поведения действующих лиц в изображаемых обстоятельствах».
А ведь Бахвалов всего лишь аэродромный механик, но десятки лет проработавший на испытательском аэродроме, и силою своего таланта писателя смог о лётчиках-испытателях написать глубоко и правдиво. Так что, ребята, пишите об Авиации, но всегда имейте перед глазами ясную цель – для чего и для кого вы собираетесь ваять свой опус? И если вы не моряк, лётчик, геолог и т.д., то сначала как можно больше пообщайтесь с людьми этой профессии. Иначе, при всём своём огромном таланте писателя, вы будете просто неубедительны.
Ссылку с катастрофой ТУ-134 при заходе на посадку в Североморске-1 я привёл в качестве примера, почему важны эмоции, и о них надо писать. Там суперовый экипаж из полностью подготовленных к этому полёту лётчиков-испытателей погиб, прежде всего, из-за психологических причин: «заскок в мозгах» у КВС, почему он не реагировал на команды РСП «Горизонт, Набор», и полная «расслабуха» перед сложной посадкой у остальных членов экипажа. Есть и другие версии, чуть ли не «диверсия», приведшая к потере работоспособности пилотов. В общем, о таких случаях надо писать и помнить, чтобы не повторять в дальнейшем. Всем летающим Удачи и Мирного неба над головой!!!
Мин Херц, ещё раз снимаю шляпу, что, во-первых, приняли решение написать об этом лётчике, чтобы потомки знали героя, именем которого названа улица, на которой они живут и ходят. А во-вторых, понимаю сложность задачи, как написать правдиво и интересно, если людей того времени уже нет в живых? В целом же, повторяю, роман написан неплохо, и он нужен для нормальных читателей и особенно, молодёжи, даже с теми субъективными минусами, о которых я написал. Так что дерзайте дальше...
С уважением жму кисть, ВВЧ.
Свидетельство о публикации №222011501594
А фото заставки очень вписывается в содержание.
Удачи.
Евгений Пекки 17.01.2022 16:23 Заявить о нарушении
Жму кисть, с уважением, ВВЧ,
Полковник Чечель 17.01.2022 18:20 Заявить о нарушении