История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 12
В 1686 – 1795 годах Киевскому митрополиту подчинялись православные монастыри и приходы, находившиеся в Речи Посполитой – на землях южной части Киевщины и Брацлавщины, Великого княжества Литовского, в том числе, Пинского Полесья, Холмщины и Подляшья [1]. Это земли существовавших до 1793 года Киевского, Брацлавского и Минского воеводств, а также существовавших до 1795 года Брест-Литовского, Новогрудского, Люблинского, Подляшского (Бельск), Виленского, Трокского (в 1793 – 1795 годах Гродненского) воеводств. До 1686 года православные монастыри на этих землях имели статус ставропигии (подчинения) Константинопольского патриарха или подчинения Киевскому митрополиту. Последнее возникло со времени митрополита Петра (Могилы), годы жизни которого с 31.12.1596 по 1.01.1647. Такое положение дел было обусловлено «отпадением» в унию архиереев западнорусских епархий: Полоцкой и Витебской (в 1618 году), Владимирской и Брестской (в 1625 году), Пинской и Туровской (в 1633 году), Львовской и Галицкой (в 1700 году), Луцкой и Острожской (в 1715 году). Подчинение, утверждённое за обителями до 1686 года, сохранилось и после присоединения Киевской митрополии к Русской Православной Церкви. В начале 18 века ряд монастырей и приходов на соседних с Киевщиной землях Речи Посполитой состоял под управлением Переяславского епископа, викария Киевского митрополита. В ведении Переяславского епископа в 1702 году находились запустевшие Ирдынский-Виноградский Успенский, Каневский Успенский, Крестовоздвиженский Трехтемировский монастыри (два последних вскоре на несколько десятилетий стали униатскими). В 1704 году в урочище Монастырище близ г. Богуслава был возобновлён Рождество-Богородичный мужской монастырь, также находящийся в ведении Переяславского епископа (в 1740 году монастырь был перенесён к Николаевской церкви в Богуславе, а в 1750 году перешёл в унию). Как видно уже из этого небольшого обзора, в унию «отпадали» епархии, монастыри и церкви до самого конца Речи Посполитой. «Униатство насаждалось силой и хитростью. Опиралось на властолюбие, жадность, трусость, предательство, беззаконие и ненависть» [1].
В непосредственном подчинении Киевскому митрополиту состояли приходские церкви и монастыри в обширных имениях Киево-Печерского монастыря на Волыни (Городокский скит, Овручский монастырь и др.). Этими имениями пытался завладеть Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), которого король назначил управляющим Киевской митрополии на Правобережье, однако далеко не везде признали его власть. После открытого признания Иосифом (Шумлянским) унии в 1700 году православные приходы перешли под власть Луцкого и Острожского епископа Дионисия (Жабокрицкого), который в 1702 году, в свою очередь, также принял унию. Не позднее 1713 года должность управляющего имениями Киево-Печерского монастыря и Киевской митрополии на Правобережье был назначен племянник Иосифа епископ Кирилл (Шумлянский). Он имел титул «епископ Луцкий и Острожский, прототроний митрополии Киевской…» [2]. В 1715 году он был назначен Переяславским епископом-коадъютором с сохранением Луцкой кафедры. Как Переяславский архиерей он управлял храмами на территории Переяславского, Корсунского и Богуславского полков [1].
В 20 годах 18 века, вскоре после перехода южной части Киевщины под польскую власть, здесь началось насаждение униатства. Уже в 1724 году как настоятель запустелого вследствие татарских набегов Каневского Успенского монастыря упоминается униатский архимандрит Феодосий Рудницкий, которому униатский митрополит Лев Кишка поручил восстановить обитель. В 1729 году при поддержке коронного хорунжего (военачальника) Яблоновского греко-католики заняли Лысянский Троицкий мужской монастырь под предлогом того, что в нем проживали мятежники [1].
В 1724 году, при жизни епископа Кирилла (Шумлянского), имела место попытка создания «епископства Чигиринского» в пределах Речи Посполитой беглым игуменом Скельского монастыря Епифанием (Ревуцким), использовавшим для этой цели поддельные свидетельства от имени Киевского архиепископа Варлаама (Ванатовича). Введённый Епифанием в заблуждение, Ясский митрополит Георгий 22 июля 1724 года возвёл его во «епископа Чигиринского», и Епифаний служил несколько месяцев в местечке Лысянка, рукополагая православных священников, но его изгнали униаты. В Киеве за использование подложных грамот Епифаний был арестован, впоследствии он стал старообрядческим епископом в Ветке – городе староверов – под Гомелем [3].
В 1726 году Переяславское викариатство (упрощённо, часть Киевской епархии) было преобразовано в коадъюторство с большей степенью самостоятельности. Правобережные монастыри были переданы под непосредственное управление Киевского митрополита. В 1733 году Переяславское коадъюторство (управление) было преобразовано в Переяславскую и Бориспольскую епархию. Духовенство заграничных приходов и монастырей (не российских) Киевской епархии с тех пор обращалось по духовным делам в основном к Киевскому митрополиту, в отдельных случаях – к Переяславскому епископу. Так продолжалось до 70 годов 18 века, когда приходы Правобережья полностью перешли в ведение епископа Переяславского и Бориспольского и его наместника на Правобережье.
В 30 – 50 годах 18 века под нажимом поляков шло присоединение православных приходов к униатской Церкви. В 1734 году в унию перешёл настоятель Георгиевского собора в местечке Лысянка Семион Кондрацкий. В 1736 году униатский священник Иоанн Ильяшевич занял Никольский собор в Смеле (48 вёрст (км) от Валявы). В 1739 году униатский священник Лука Падановский захватил православный Покровский храм в Смеле, после чего его назначили главой новообразованного униатского Смелянского деканата (протопопии). Священники Падановский и Ильяшевич в 1766 присоединились к православной Церкви. В 1739 году униатский игумен Анастасий Дубина силой занял Лебединский Георгиевский мужской монастырь [1].
В 1740 году греко-католики захватили Никольский собор в местечке Животов, изгнав из него православного священника Феодора Достоянского. Был образован униатский Животовский деканат (протопопия), его декан, или протопоп (использовались оба понятия), Корнилий Шпановский в конце 40 – начале 50 годов 18 века присоединил к униатству ряд близлежащих православных храмов. В 1745 году был захвачен Успенский храм в селе Вязовок (25 вёрст (км) от Валявы), в том же году униатскими стали Успенский собор и Преображенская церковь в местечке Мошны (52 версты (км) от Валявы), в их насильственном отнятии у православных участвовал униатский священник Иеремия Калиновский. В Мошнах разместился униатский деканат (протопопия) во главе с гонителем православия Афанасием Гдешицким, который в 1746 году обратил в унию храм в с. Шелепухи Мошенского староства (земель). В том же году силой при участии жолнеров (польских пехотинцев) был переведён в унию причт Николаевского собора в городе Корсуне (18 вёрст (км) от Валявы) во главе с настоятелем священником Николаем Рудницким, захвачен униатами Михайловский храм в с. Маньковка. В 1748 году униаты заняли храмы Преображенский в том же селе, Петропавловский в местечке Конела; насильно был переведён в унию священник из с. Ерки Трофим Головченко, из местечка Соколовка был изгнан православный священник Иоанн Зулевич, местный Иоанно-Богословский храм заняли греко-католики. В 1751 году был захвачен Михайловский храм в местечке Старый Дашев, в 1755 году – Михайловский храм в местечке Оратов. В том же году униатский священник Феодор Круть завладел храмом в селе Хацки Черкасского староства, но население не стало посещать униатские богослужения [1].
Помимо благочиннических храмов в уездных городах и местечках униаты отнимали десятки церквей в отдалённых сёлах. В 1759 году в селе Белозерье (55 вёрст (км) от Валявы) Черкасского староства местный храм силой захватил униатский священник Лукиан Космачёвский (в 1766 году перешёл в Православие). Несмотря на то, что униатам удалось захватить десятки храмов в южной части Киевщины, большинство прихожан оставались православными, что подтверждали греко-католические священники в описаниях своих приходов, указывая на малое количество прихожан из-за сильного влияния «схизмы». Население Киевщины с враждебностью относилось к униатскому духовенству, считая его «польским». Несколько более прочные позиции уния имела на Брацлавщине, которая гораздо раньше вошла в состав Речи Посполитой [1].
К 1761 году на Правобережье – на землях Киевского и Брацлавского воеводств – имелось от 20 до 30 православных приходов. Впрочем, учитывая, что в один приход часто входило по 2 – 3 храма, можно предположить, что самих церквей было не менее 50. Действовали 6 мужских монастырей: Ирдынский Виноградский Успенский, Матронинский Троицкий, Медведовский Николаевский, Лебединский Георгиевский, Жаботинский Онуфриевский, Мошенский Вознесенский, а также 3 женских монастыря: Чигиринский Троицкий, Лебединский Николаевский и Плескачовский Онуфриевский [1].
В 1761 году настоятель Матронинского монастыря игумен Мельхиседек (Значко-Яворский) начал деятельную работу по присоединению к Православию униатских приходов, оказывал всестороннюю помощь тем униатам, которые стремились вернуться в Православие. 26 августа 1761 года Переяславский и Бориспольский епископ Гервасий (Линцевский) назначил игумена Мельхиседека управляющим православными церквами Правобережья. Тогда же в Матронинском монастыре было образовано духовное управление, поначалу распространявшее свою власть на Чигиринское и Мошенское староства. Первыми в Православие вернулись в 1761 году все храмы в местечке Мошны и в соседних сёлах Мошенского староства. Обеспокоенный этим греко-католический митрополит Филипп (Фелициан) Володкович послал туда группу униатов во главе со священником Филимоном Кротевичем, которая захватила Никольский храм в Мошнах (Кротевич вместе с приходом присоединился к Православию в 1766 году). Несмотря на противодействие со стороны греко-католиков, с февраля по конец сентября 1761 года в Чигиринском старостве в Православие вернулись 22 униатских прихода со священниками [4].
В 1761 – 1765 годах игумен Мельхиседек неоднократно предпринимал поездки по южной части Киевщины, уговаривая униатских священнослужителей, особенно тех, кто получили посвящение в сан в православной Церкви, вернуться в Православие. В 1762 году под влиянием проповеди игумена Мельхиседека вернулся в Православие униатский, ранее православный священник из села Ольшана Чигиринского староства Семион Фёдоровский. Кроме того, в южной части Киевщины служили священники, рукоположенные «волошскими» архиереями, назначение на приход они получали от униатских архиереев, но их переход в унию был обусловлен внешними причинами, а не убеждениями. Клирики «волошского посвящения» в числе первых возвращались в православную Церковь, в 1761 году были зачислены в клир (священничество) Переяславской епархии рукоположенные в Валахии священники Григорий Синячевский из села Пархомовка Белоцерковского староства и Дионисий Григоревич из местечка Кальниболото. В 1762 – 1766 годах движение за воссоединение охватило униатские приходы Смелянского, Черкасского, Чигиринского и Жаботинского староств. В ноябре 1765 года к Православию присоединился униатский мошенский декан (протопоп), настоятель собора в местечке Мошны Роман Клиницкий. Иногда к вере предков возвращались целые села. Так было, например, в селе Телепин Смелянского староства, где в 1763 году в православную Церковь перешёл священник Василий Карпенко, а в следующем году грамоту о присоединении к православию подписали все жители села Телепин. 29 декабря 1765 года униатский митрополит Ф. Володкович жаловался, что православное движение охватило 80 церквей и распространяется на Киевский повет. Православное возрождение ускорилось, после того как в начале 1766 года король Станислав Август Понятовский был вынужден издать указ, которым подтвердил все «права и вольности» православной Церкви в Речи Посполитой. В 1766 году переходы в Православие были особенно частыми в Смелянском, Мошенском, Корсунском, Белоцерковском, Лысянском, Звенигородском, Каневском староствах. В 1766 году православными стали настоятели храмов в Черкассах: Николаевской церкви – Евстафий Карака – и Троицкой церкви – Максим Борзаковский [1; 4].
Православные не только возвращали, отнимая у униатов, храмы, но и строили новые. В 1761 году игумен Мельхиседек заложил церковь в местечке Жаботин, в 1762 году – храм в селе Вороновка близ Чигирина. В 1764 году им же был построен православный храм в местечке Медведовка, где с 40 годов 18 века все храмы находились в унии. В 1765 году был сооружён храм в местечке Каменка Смелянского староства. В августе 1765 года епископ Гервасий посетил Матронинский монастырь и ряд новоприсоединённых приходов, что вызвало новый подъем православного движения в крае [1].
Противодействуя этому движению, греко-католики предпринимали новые захваты православных храмов. В 1763 году был обращён в унию Успенский храм в местечке Липовец. 28 февраля 1765 года представитель униатской митрополии Василий Любинский написал письмо епископу Гервасию с требованием положить конец деятельности игумена Мельхиседека. 17 марта униаты с польскими казаками осадили Матронинский и Мошногорский монастыри, требуя от иноков перейти в унию. В конце 1765 года греко-католики по указанию митрополита Ф. Володковича пытались захватить 15 приходов Жаботинского староства. В сентябре 1766 года униатский официал (управляющий) Киевской митрополии Григорий Мокрицкий захватил Лебединский Николаевский женский монастырь и совершил нападение на Чигиринскую Троицкую женскую обитель. Был избит настоятель Жаботинского монастыря игумен Ефрем (Быковский). Разорениям со стороны униатов и неправославных польских казаков в 1765 – 1766 годах подвергался также Плескачовский Онуфриевский женский скит, находившийся в подчинении Жаботинского монастыря. В сентябре 1766 года скит прекратил существование [1].
Из-за насилий униатов часть храмов в 1766 году вернулась в унию. В этом же 1766 году последовал ряд арестов православных священнослужителей, которых привозили в униатскую митрополию в Радомысле и принуждали к принятию унии. В июне 1766 года был арестован священник Иосиф Морозенко из села Крещатик Мошенского староства, после отказа перейти в унию он был изувечен и выслан в Россию. В том же году униат Григорий Мокрицкий направил в заключение в Радомысль священника села Березняки Иоанна Старжевского, духовного правителя Чигиринского округа Максима Левицкого, игумена Лебединского Георгиевского монастыря Иосифа, игумена Медведовского монастыря Виссариона и других. В июле 1766 года был арестован и игумен Мельхиседек (Значко-Яворский). 30 августа его судил прокурор Радомысльской униатской консистории Иосиф Скульский. В сентябре игумена Мельхиседека перевели в митрополичий замок в селе Грудек (ныне Городок Ровненской области), затем в Дерманский монастырь, откуда ему удалось бежать, он вернулся в Матронинский монастырь 31 октября 1766 года. В начале 1767 года в Радомысль был доставлен арестованный иеромонах Матронинского монастыря Иоанн. К тому времени в темнице Радомысльской униатской консистории находились 11 монахов Мошногорского монастыря. Монахов расстригали, избивали, заставляя принять унию [1; 4].
Случаи перехода в Православие участились после вступления в Польшу русских войск в мае 1767 года. По договорённости между Речью Посполитой и Россией от 24 февраля 1768 года все монастыри и храмы, которые покинули унию в 1761 – 1767 годах, должны были оставаться в Православии. Движение за воссоединение с Православием на юге Киевщины стало массовым после Колиивщины, в ходе которой были разгромлены все 8 униатских монастырей Киевщины и Брацлавщины. Уманский монастырь в июне 1768 года был полностью сожжён вместе с крупнейшей на Правобережье василианской школой (школой униатского ордена святого Василия Великого, после 1931 года – Василианский орден святого Иосафата), был убит униатский архимандрит монастыря Ираклий Костецкий, а также десятки униатских монахов.... Остальные 7 монастырей (Маньковский, Лысянский, Ржищевский, Корсунский, Уляницкий, Трехтемировский, Богуславский, Каневский) были возвращены в Православие. После подавления восстания Каневский, Маньковский и Лысянский монастыри вновь стали униатскими. Уманский монастырь был заново отстроен в начале 70 годов 18 века графом С. Щ. Потоцким, который возобновил василианскую школу при нем. Во время Колиивщины монахи-василиане частью были убиты, частью бежали. Исключение составили перешедшие в Православие игумен Лысянского монастыря Гавриил Баевский (в 1769 году вернулся в унию) и игумен Маньковского монастыря Феодор Туревич (в начале 70 годов изгнан из обители униатами) [1].
Как говорилось выше, в сентябре 1768 года епископ Гервасий и игумен Мельхиседек были заподозрены в содействии восстанию. Указом Синода от 14 октября 1768 года епископ был переселён из Переяслава в Киев, сохранив за собой кафедру (епископство) до своей смерти в 1769 году. Игумен Мельхиседек 3 сентября 1768 года был переведён из Матронинского в Переяславский Михайловский монастырь (утверждение отдельных историков о том, что игумена Мельхиседека подвергли церковному суду за причастность к восстанию, не имели оснований) [4].
После перемещения клириков (священников) движение за возвращение униатов в Православие на Брацлавщине пошло на спад, осенью 1768 года началось обратное движение – возвращение в унию. 18 октября 1768 года официал (управляющий) Львовской униатской консистории (управления) Иоанн Любинский собрал в Умани священников Уманского округа и потребовал под угрозой лишения свободы перейти в унию. В числе первых в унию вернулись священнослужители – гонители православной Церкви, которые из страха перед восставшими на время стали православными. Среди них был корсунский декан (протопоп) и официал (управляющий) Киевского воеводства Григорий Мокрицкий, который пробыл в Православии несколько месяцев. Польские конфедераты арестовали ряд православных священников, отказавшиеся принять унию, и казнили их. В ноябре 1768 года конфедераты убили священника Романа Кривецкого из села Ольховец Лысянского староства, в декабре – священника Иоанна Зубковского из села Севериновка. В 1769 году умер от побоев в польских застенках священник Пётр Куцевич из с. Насташка Белоцерковского староства. На православных священников были наложены денежные взыскания. Начался следующий этап противостояния, но это совсем другая история [1].
ИСТОЧНИКИ:
1. КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ [Пидгайко В. Г. Заграничная часть Киевской епархии] [Электронный ресурс Интернет]. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия. URL: https://www.pravenc.ru/ text/1684527.html#part_20
2. Киевские Епархиальные ведомости. – [1-го марта] 1865. – № 5. – Отдел второй. – С. 187 – 188 [Киев : Тип. Фёдорова. – 216 с.].
3. Мельников П. И. [Андрей Печёрский]. Очерки поповщины // Собрание сочинений в 8 томах. Том 7. – М. : Издательство «Правда», 1976. – 516 с.
4. Мельхиседек (Значко-Яворский) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мельхиседек_(Значко-Яворский)
Свидетельство о публикации №222011500245
Валерий Могильницкий 10.03.2022 11:30 Заявить о нарушении
С точки зрения восстановления родословного древа имеет смысл искать по двум направлениям: и по линии молдавских господарей, и по линии шляхетского рода герба Любич. Допускаю, что эти линии могут восходить от единого корня начала 16 века.
Желаю удачи!
Дмитрий Беспояско 10.03.2022 13:28 Заявить о нарушении