Юшка-Илюшка, Морской царь и муз инструменты

                Дудочка
Сидит на берегу Юшка-Илюшка, рыбу ловит. Какую рыбку поймает, из той уху с юшкой сварит. За то и зовут его Юшкой- Илюшкой.
  Вокруг песни соловьи поют. Пастух на поляне на дудочке играет. Забросил Илюшка крючок в воду, ждет, когда рыбка клюнет. Запутался крючок в воде. Тянет его Илюшка, а что тянет, и сам не знает.
Крючок зацепился в волосах Морского царя. Тянет Илюшка царя на поверхность воды. Волосы царю дерёт больно.
    Рассердился царь на рыбака и утащил его под воду. Долго Илюшка-Юшка волосы царю распутывал, крючок доставал. Скучно Морскому царю. Рыбы надоели. Поговорить не с кем. Сели царь с Илюшкой-Юшкой на крылечке дворца, думают, чем царскую скуку унять. Люди на земле песни поют, на разных музыкальных инструментах играют, а рыбы молчат, только хвостами машут и рты разевают.
  Уговорил Юшка-Илюшка царя из воды вынырнуть, на земле тишину послушать. Вынырнули они на берегу, где пастушок Василёк песни на дудочке выводит. Трели по всему берегу разливаются. Пастушок замолчит, соловей песню продолжит. А всего-то: дудочка-палочка с семью дырочками.
    Нырнул царь в воду, такую же палочку велел Юшке-Илюшке смастерить. Илюшка сухую палочку просит, из чего дудочку мастерить. Где ж сухую палочку в воде взять? Нарисовал Илюшка-Юшка палочку с дырочками. Показывает ее царю. Похожа дудочка на рыбу иглу, пятнышки на рыбе, как дырочки на дудочке. Сунул царь рыбку в рот. Рыбка ни звука не издает. Взял царь свой жезл,  превратил рыбу в дудочку-свирель. Дует царь, старается, да в воде одни бульки получаются. Велел он русалочке на бережку в дудочку поиграть. Высунул царь голову из воды, песней наслаждается. Попробовал и сам на дудочке сыграть, да с первого раза не выходит, надобно умение.
  Пришло время чаевать, ужинать и спать. Хорошо у царя на душе, весело.



                Балалайка
Притомился Юшка-Илюшка с царскими развлечениями. На скамейку лёг. Кулак под щёку положил и уснул. Скамья ему вместо перины.
Царь перед сном проведать Илюшку пришёл. На жесткой скамье Илюшку нашёл. Унёс рыбачка на кровать. Рыбьим одеялом прикрыл. Свет погасил.
    Спит Юшка-Илюшка. Сны хорошие видит. Мама с братом в саду. Корзина полная яблок. Ежик в траве. Весело во сне Илюшке, трава ему пятки щекочет. Только то не трава, а царская борода, Юшке-Илюшке пятки щекочет, будит.
    Полдень на земле, пора завтрак жевать и в другом месте тишину слушать. Поплыли к маленькой деревеньке, что стоит на бережку. Дед в хатенке махонькой живет, лапти плетет. Коль балалайку в руки возьмёт, вся деревенька замрёт, слушает дедовы выкрутасы. И как у него руки-то так поворачиваются, пальцев вроде совсем не видать, когда играет. Царь-то из воды по пояс вылез, разглядеть хотел, как дед играет. Девки на берегу бельё полоскали, увидали царя водяного бросили всё и убежали. Страху натерпелись, на Морского царя глядючи. С опаской теперь на берег ходят. Царь себе зарок дал, при свете дня из воды не вылезать и себя людям не показывать.
    Схватил Илюшку за загривок и под воду утащил. Сердится. Своего вида в отражении страшится. Как же, такому чудовищу морскому, красоте музыки научиться?
Ладно, все-таки, дед струны перебирает. Морской царь деревяшки на дне и искать не стал. Скат мимо проплывал, чем не балалайка - похож. Царь за посох схватился, из большого ската контрабас получился, из маленького  ската - балалайка. Из своих волос струны на инструментах натянул. Сидит, дергает царь струны, учится играть.
  Про Илюшку забыл, вроде его и вовсе нет. Юшка-Илюшка и рад, на дне в салочки с мальками  играет, рыбок разноцветных по дну гоняет. Рад бы и совсем царю на глаза не попадаться, да домой хочется…
   

                Саксофон
Прошло несколько дней… Надоело царю по струнам дрынькать, вспомнил про рыбачка Илюшку: «Поплыли-ка мы, в другие места слушать тишину».  Илюшка в отказки: «Домой хочу. Я всего наслушался. Лучше родного края ничего не найти». Царю жаль терять интересного рыбачка. Он и придумал: пока про все музыкальные инструменты не узнаю, домой не отпущу.
    Поплыли царь с Илюшкой к оркестру на воде. Высунул царь голову из воды и чуть в обморок не упал, если бы мог, утонул бы. Звуки разные на его голову обрушились, нотными знаками в уши впились. Это его так музыкальная какофония ударила по ушам.  Отсидели в воде Юшка с царем и снова выглянули, когда концерт начался. Оркестр играл грустную музыку.  На саксофоне солировал молодой парень. Самозабвенно поднимал инструмент вверх, опускал саксофон к полу, выдувая из него чудную музыку. Саксофон кривой, как морской конек, наигрывал царю о красоте родного края. Каждый слышит в музыке  про свои места. Слышал в музыке царь плеск  моря. Видел в своем воображении блеск отраженной от водной глади, луны. Плескались возле  берега дельфины. Печальная песня ночи - соло саксофона,  поразила царя.
  Молчаливый царь весь вечер дома молчал. Соло саксофона, его переливов, звучало в царской  голове. Тихо поели, и пошли спать царь с рыбачком. Юшка-Илюшка  к себе в комнату ушел и свой сладкий сон нашел.
 
Утро наступило так же спокойно, как и прошлый вечер. Царь захотел себе конька- горбунка музыкального наколдовать.
На саксофон похож морской конек. Жезл в руках у царя приплясывает, вдруг из морского конька саксофон не  получится?
Щелкнул жезл царя и конек заблестел изогнутым железом.
  Помчался царь к русалочке на новом инструменте поиграть. В ее волшебных руках любой инструмент играет. Загудели звуки саксофона, переливаясь, словно перезвон птиц. Мелодия свободно поплыла над водной гладью. До позднего вечера слушал музыку царь. Про еду и про питье забыл. Только когда над морской гладью поднялась луна, царь с Илюшкой поплыли во дворец. Усталые и довольные легли спать. Царь с нетерпением ждал утра.

                Волынка
    Неделя прошла, как Юшка-Илюшка потерялся. Родные все дно обшарили, не утонул ли? Нет Илюшки, одна удочка на берегу валяется. Где им знать, что Юшку-Илюшку Морской царь на дно утащил.
Задумался Илюшка, как бы музыкальные инструменты показать и домой к себе попасть. Без друга с царем не справиться. Речные рыбки с Юшкой-Илюшкой не дружат, многих наш рыбачек на ужин съел. Ракушки при виде Илюшки рты закрывают. Рак клешнями угрожает. Только осьминожка маленький ласковый, как котенок, к Илюшкиной ноге прижался,  без мамы остался, ищет его защиты. И все по царской прихоти….
  Надоело царю по мелким речушкам плавать, пора и по морям-океанам погулять,  разные страны Юшке-Илюшке показать. Только, кто кому что показывает? Юшка-Илюшка грамоте музыкальной учен, музыкальные инструменты знает, сам царю их показывает.
    Притащил царь Илюшку в Шотландию. Илюшка и попросил царя возле берега вынырнуть. Сидит на камне мужик в клетчатой юбке. «Осьминожка» в руках держит. Дует в трубочку и осьминожке на живот давит. Шевелятся трубочки, как щупальца у осьминога, музыка слышится. Перепутал царь осьминога с шотландской волынкой. Бегом царь домой поплыл. Никаких деревяшек не надо, настоящего осьминога в волынку превращу.

  Навстречу царю осьминожка с сыночком плыла,.. хлестнул царь молнией по большой осьминожке, и превратилась она в волынку. Малютка осьминожка плачет, восемью щупальцами глазки трет. Спрятал Юшка-Илюшка Осьмика у себя в комнате. Будет с  кем вечерами поиграть. Осьминожка к Илюшке в голову уляжется, волосы ему перебирает, уши, нос щекочет - балуется.
  Когда царь уснет, Осмик с Илюшкой в прятки во дворце играют. Прилепится Осмик на ковре, кольцами щупальца закрутит, вроде узора. Поди, найди его! Илюшка тоже не промах. Прутиком по ковру рисовать начинает, где чернила на ковре, как туман черный появились, там и Осмик. Сам Илюшка водорослями обмотается и в старый корабль затонувший спрячется…. Осмик все щупальца в мозоли натрет, пока Илюшку найдет.
               
                Заблудился
Играли Осьмик с Илюшкой в прятки. Далеко от дворца морского отплыли. Спрятался Илюшка в трюме старого дряхлого корабля. Прикрылся рыболовными снастями. Не видать его ни с какой стороны.  Осмик в бочки из-под рыбы заглянул, по пещерам осьминогов поплавал. Нет нигде Илюшки. Стал переживать. И не зря…. Проломился пол  и провалился Илюшка под днище корабля.  Завалило его кучей обломков. Никак не может Илюшка из-под них выбраться. Тяжелая мачта старинного корабля прижала Илюшку ко дну.
Прошла ночь, наступило морское утро. Царь к себе Юшку- Илюшку зовет, тот не идет. Собачки морские в комнату к Илюшке помчали и одного Осьмика повстречали. Привели Осьмика к царю. Тот повинно опускает туло-голову.  Голова и тело у Осьмика - одна, и понуро опущена. Потерялся милый рыбачек, не попал бы к акуле на зубок.
  Царь в трубы трубить. Всех рыб будить. Илюшку искать, если кто его съест, того лютой смертью наказать. Помчались во все стороны рыбки и рыбищи от царской немилости. Скорей рыбачка найти, и к царским глазкам привести.
  Илюшке совсем невмочь. Жизнь мачта забирает прочь. То ли рыбки в глазах его парят, то ли дома в луже видит лягушат. Помутилось в Илюшкиной голове, не верит он сам себе.
То и впрямь мелкие мальки Илюшку придавленного нашли.
Помчали скорее к царю объяснить где, что и почему рыбачек- утопленник лежит, и руками еле-еле шевелит.
Помчался царь Илюшку спасать, со злости мог всех перекусать. Юшечка-Илюшечка, живой! Приник царь к нему головой. Волшебным жезлом мачту в щепки превратил, на руках Илюшку во дворец притащил. Не было у царя друзей никогда, потерять Илюшку для царя - беда.               
 Отлежался, отоспался Илья, земных сладостей отъелся на многие года, - так думал Илюшка тогда. Царь с земли сладости ящиками тащил, лишь бы милый мальчик рядом не грустил.
Выздоровел Илюшка, стал сам собой. И немного нарушил царский настрой. Уговорил царя маму Осьмика расколдовать, чтобы горе осьминожкино убрать. Подумал царь и махнул рукой, что нам волынка, важнее семейный устой. Превратил волынку в маму осьминожку. Поцеловал Илюшка Осьмика на дорожку, погладил его ладошкой.
  Царь рыб по дну гоняет, старые корабли в щепки разрушает, чистит дно, убирает. Возле дворца чистота, песок, галька, красота. В ряд построены затонувшие корабли, и ракушки с них счищены. Царь обплывает владенья свои, чтоб все кучи и завалы были расчищены. Не случилась, чтоб с Илюшечкой беда, на дне морском возле дворца - чистота. Скучно будет Юшке-Илюшке  на чистом дне, и спрятаться негде. Снова друзей искать во дворце….
 
                Барабан
Замерз царь в холодных водах Шотландии, захотелось ему погреть свои косточки в теплом море. Теплее всего в Африке, там и тишину послушаем. Местные жители увидали большую волну, подумали, что цунами приближается. Забили тревогу - застучали барабаны разной величины, передавая тревожную весть.
То царь на своих водяных конях по морям раскатывал, владения обозревал. С шиком его водяные к теплому морю подкатили. Волна к берегу шепотом подплыла и царя тихонечко выплеснула. Испуганный народ разбежался в разные стороны, опасался шторма. Только барабаны грозно гудели, барабаны «тамтамами» называются. Гудит земля от барабанов, далеко слышно.
    Радостно царю. На солнышке тепло. Вода, как кипяченое молоко, бока греет. Илюшка в песочек играет да в воде кувыркается, царь никаких людей не опасается. Наплескались царь с Илюшкой вволю в теплом море, и домой поплыли. Вздохнул Илюшка облегчено, никого сегодня в музыкальный инструмент превращать не будем. Не угадал…. Царь черепах в барабаны превращать стал, самых звонких выбирал. Малышей не пожалел. Семь барабанов из черепах. Все по науке - по количеству нот, от самой большой – до крошечной черепахи - стали барабанами.
  Плачет в комнате Юшка-Илюшка, морских жителей жаль.
К Юшке-Илюшке Осьмик в гости приплыл, да слезный Илюшкин дождь Осьмика чуть не затопил. Осьмик вокруг него колечками увивается, слезы Илюшке утирает, только что не разговаривает. Потом куда-то пропал Осьмик. Илюша испугался, что и Осьмик его покинул. Еще сильнее брызнули слезы из глаз рыбачка. Никуда Осьмик и не пропадал. Плавал к себе  за своей любимой ракушкой, хотел Илюшку развеселить.  Ракушка, как собачка ручная у Осьмика, погладит Осьмик ракушку, та раскроется, постучит – закроется.
  Первое время ракушка с черной жемчужинкой от Илюшки под кровать пряталась, и створки свои со стуком закрывала, чуть Илюшке пальцы не прищемила. Потом привыкла ракушка, разрешила себя в руки брать. Илюшка свежей водой поливает ракушку перед сном. Ракушка от свежего душа язык высунет, жемчужинку отодвинет и пьет водичку, нравится ей свежий душ.
  Играют вечерами в «мячик» втроем, ракушка в Илюшку и Осьмика жемчужинкой кидает. Искать жемчужинку тяжело - черная. Вот и в этот раз закатилась жемчужинка под кровать. Осьмик под кроватью ползает, пол щупает, жемчужинку ищет.
 Илюшка ракушку к уху поднес и остолбенел, из ракушки голоса людей слышны. Куда повернешься, там и разговаривают на разных языках. Вот тебе и ракушка - подводное радио….
    Тут и Осьмик жемчужину нашел, на место поставил. Замолкла наша ракушка. Открылся для Илюшки новый мир, из ракушки все новости о странах и народах узнает. Музыкальные новости царю передает, где кто поет и играет, вперед царя знает.

               
                Орган
Много рыб царь в инструменты превратил, для оркестра самого мощного инструмента не хватает. Царь его в Германии недавно видал. Орган огромный, в несколько метров высоты, и тяжести великой на много килограммов, гудел и играл тяжелую траурную мелодию. «Как будто, по мне плачет музыка», - думал Илюшка. Царь ряску на голову нацепил, чтоб люди его не видели, - мало ли, кочек-деревяшек по морю плавает.
  Задумался царь - грозная музыка, тревожная, как приближающийся шторм. Слышно на гребне волны нежный шорох пены. Не дрогнет лист, не согнется дерево. В мире гнетущая тишина. Только Морскому царю на  дне спокойно: ракушки- камешки, рыбки-улиточки по дну морскому ползают, лишь на дне новых обломков от кораблей прибавляется.  Замолкла музыка…. Громко бьется сердце у царя от мощи  музыкального инструмента.
    Скорее домой - кита ловить, из него орган творить. Только у него зубов-то нет, усы одни. Выстроил царь гигантов в ряд, зубы у рыб рассматривает: у кита – усы, у кашалота – усы, у акулы - зубы в несколько рядов, только зубы все кривые.
  Кашалот разинул рот, усы – трубы  до потолка растянул, царь молнией сверкнул. Застыл во дворце орган. Илюшка царю объясняет, как орган клавишами играет, ножные педали в трубы воздух нагнетают, трубы гудят – играют. Только играть не будет, но на дне морском одним музыкальным инструментом прибавится.
  Плавает царь, любуется на свою коллекцию музыкальных инструментов, только играть на них некому. Садко стар, давно на пенсии. Работает сторожем при подводном царстве. Илюшка-Юшка напрочь отказывается на них играть. Попробовал царь сам поиграть и забыл, на каком инструменте, что делать. Пытается дернуть царь струны у волынки, а в нее дуть надо и стукнуть по клавишам саксофона, которых нет у него. Делает царь все не так: где надо стукнуть - дует, где дунуть - стучит. Перепутал духовые, струнные и клавишные инструменты.
    Смеется Илюшка, заливается - ничего у царя не получается.
Если струны натянуты, как усы, значит струнный инструмент.
Если ударяют – ударный инструмент. Духовой - это тот, в который дуют. Остаются только клавишные инструменты, клавиши - черные и белые палочки, по которым стучат. Для того чтобы играть, мало инструменты иметь, еще ноты  знать нужно.
  Тишина в подводном царстве. В печали Морской царь. Илюшка к царю  подходит и свой разговор заводит. Если я тебе услужу и музыку в царстве включу, отпустишь ли ты меня домой?
Царь поник головой: Как же мне жить? С кем дружбу водить?
-Расколдуй своих рыб-зверей, будешь иметь много друзей.
В гости ко мне приезжай, ухи моей попробуй. Буду тебе на дудочке играть, песни мирские напевать.
  Согласился царь с Юшкой-Илюшкой. Побежал рыбачек за ракушкой. Вытащил из ракушки жемчужину и поднес ее к царскому ушку. Услыхал царь музыку разных стран, так наслушался, что даже устал. Отвез Илюшку домой. Помахал Илюшка царю и Осьмику рукой. Привез от царя подарки: ракушки, жемчужинки – все царские отдарки.
  Мать не налюбуется на красавца-Илюшку. Царь разодел его, как елочную игрушку. На пальцы кольца-брильянты нацепил, в камзол старинный нарядил. В бархатной одежде и при кольцах наш Илья явился. Мать едва узнала рыбачка, не снимая царского пиджачка. Холит и лелеет  сыночка, чтобы не пропал ни на ночку.
       
    Осьмик в гости к Юшке приплывает, ракушка Илюшке жемчужинки дарит.         Сам царь в гости прикатил, Илюшку к себе пригласил. Только Илюшка в гости ни ногой, пусть к тебе едет, кто другой. Мне и дома не хуже гостей. У меня много друзей. Да и царь с тех пор не скучает, по всему миру музыкантов привечает. Посылает морские дары. И слушает людские хоры.
 
   


Рецензии