2022. Кино и сериалы

Битва при Чосинском водохранилище
Китайское, 2022

       ападет ли красный Китай на Тайвань и вступятся ли за союзников США – неизвестно. Но китайцы с американцами уже воюют – в кино. Говорят, «Битва» самый дорогой китайский фильм, посвящен эпизоду корейской войны, когда вмешательство миллиона китайских «добровольцев» спасло режим Ким Ир Сена от окончательного разгрома (Южанам помогали звездно-полосатые). Американцы, в начале века, когда воевали в Ираке и конфликтовали с Ираном, то снимали блокбастеры про греко-персидские войны и Александра Македонского. Можно ли считать, что КНР им подражает и данное кино есть часть пропагандистской подготовки к войне? Посмотрим.
Про само «водохранилище» написать особенно нечего. Несмотря на масштабность и компьютерные спецэффекты это не кино, а такой большой пропагандистский клип. Кажется, что использованы все шаблоны военной пропаганды. Переоценили в мире прогресс «дракона», недалеко он улетел (если нее брать чисто материальную сторону), по сути, при Си маоизм цветет махровым цветом, только, отъевшись и в других декорациях. А постановщики прокрученной агитки и с декорациями постарались.  Большие восточные страны остаются в своей прежней колее, прибегая лишь к поверхностному заимствованию. Ни гражданские свободы, не достоверные произведения у них не получаются. Традиционная бесчеловечность и деспотизм с элементами подражательного карго культа. Вот, например,  в конце просмотренной ленты музончик ничего. С элементами рока, пафосный такой! Под него заметку и напечатал.


Сядь за руль моей машины
Япония, 2021
Реж. Рюсукэ Хамагути
 
Долгая и напряженная, многослойная, фестивальная  камерная драма. Оскар. По рассказу некогда обожаемого Харуки Мураками (Из сборника «Мужчины без женщин»).  Как обычно,  у Мураками – проникновенно; необычные люди; нестандартные ситуации – с последними даже некий перебор.
Мир театра, странная девушка-шофёр. Красный автомобиль – тоже важное действующее лицо. Тихо, красиво, выразительно.
Но сейчас другое обращает на себе большее внимание. Значительную часть фильма занимают сцены репетиций «Дяди Вани». («Чехов – страшный писатель. Его текст раскрывает тебя полностью»).  Японский режиссер ставит в Хиросиме  спектакль с азиатскими актерами; есть даже немая кореянка, изъясняющаяся жестами. Быть может, это и есть будущее великой русской культуры? Она растворится, когда прикончит себя загадочная русская душа?
Ну, что такое театральные драмы на фоне невыдуманных трагедий.



К радости
Швеция, 1950
Реж.И.Бергман

Хочется отвлечься от безрадостных нынешних времен и поэтому тянет на ретруху. Но из своего времени не сбежишь, а прошлое кажется странным.
Фильм старый и непонятный. Особенно это касается мотиваций и характеров героев. Главный герой говорит и действует как инфантильный подросток. Или люди действительно были такими наивными? Еще картина показывает скандинавскую грубость нравов, бедность и сплошную экономию, хотя шведы и увернулись от войны; бросается в глаза несоответствие характеров героев их социальному статусу культурных людей, имеющих постоянное отношение к музыкальной классике.
Сюжет примитивен: пара музыкантов сходится, женится, ссорится, примиряется. В конце следует случайная трагедия. Муж ведет себя как полный придурок, героиня не находит себе никого лучше, хотя для нейтралов вовсе не актуален был  вопрос из послевоенной песенки Марлен Дитрих «Куда подевались все мужчины». Бытовая катастрофа добавляет мелодраматизма, но мораль какая-то плакатная. Что хорошо в фильме, так это музыка. Название – отсылка к бетховенскому шедевру. Но за Бетховеном прячется беспомощность сценариста и режиссера.  Вообще, кажется, что Бергман, как «ранний», так и «поздний»,  существенно переоценён. Как артефакт прошлого картина интересна, но как произведение киноискусства – увы, нет.



Колесо времени
Сериал, 1 сезон
США, 2021

Вдруг оказалось, что неплохая экранизация. С фэнтезийными сериалами не угадаешь. Постановки по Толкину и Мартину стали культовыми, а вот киновоплощения романов Льюиса как-то не очень впечатлили.
Колесо времени» Джордана – материал сложный. Первые книги были хороши, автор создал оригинальный мир со множеством героев, хотя, как водится с довольно понятными историческими аналогиями, но потом уже пошли дебри.  Писателю даже не удалось завершить всю серию и последние (из четырнадцати книг) после смерти Джордана от редкой болезни, дописывал уже соавтор.
Как вот этот объем передать на экране?  Если сериал по «Игре престолов» «обогнал» вышедшие романы Д.Мартина, то у Джордана материал для экранизации явно избыточный. Да и удержатся ли создатели на неплохом уровне, заданном первым сезоном,  все же сырье для сценариев явно неравноценное, а переход к утомительным самоповторам весьма вероятен.
Но, начало, повторим неплохое.  Кастинг и постановка удачные.  Стоит отметить, что в пятерке режиссеров, как и в пятерке вероятных «драконов», а также вообще среди исполнителей торжествуют принципы мультикультурализма. Пока это не очень мешает, но что будет дальше?  Феминизма в «Колесе» изначально было с избытком, одна выдумка с Айз-Седай чего стоит.  Образы Морейн со своим стражем Ланом пока кажутся наилучшими актерскими удачами.
Неплохая сказочка для рождественских каникул.


Журналист(ка)
Сериал, Япония, 2021

Масуда, Судзуки, Мураками – самые известные за пределами Японии японские фамилии носят герои этого сериала. Внешность главной героини, журналистки-расследовательницы  какая-то не совсем японская, она немного напоминает испанку. Такое ощущение, что продукт  создавался прежде всего на экспорт. Но пишут, что «вызвал резонанс в стране Восходящего Солнца», ломает традиции умолчания о коррупции в стране и т.п.
Ну, нам судить об этом трудно. Однако повод из-за которого весь сыр-бор у отечественного зрителя может вызвать гомерический хохот, особенно после просмотров соответствующих роликов на ю-тюбе. Представьте себе: занизили стоимость земли под строительство элитной школы по просьбе жены премьер-министра. И понеслась… вопросы в парламенте, газетные статьи, попытки скрыть следы злоупотреблений, «терки» среди прокурорских, внимание ведущих СМИ, самоубийство чиновника-фальсификатора, подключение разведки, моральные терзания вовлеченных в аферу и т.д. НЕТ! Это не триллионы долларов украли у страны и народа и вывели за рубеж и в оффшоры, это не регулярное опустошение бюджета под патриотические речи, тут всего лишь занизили стоимость земли, чтобы построить школу… Да-а, странные они какие-то эти японцы, такой сыр-бор из-за рядовой коррупционной сделки. Конечно, это может быть прикрытием реальной картины, в любой современной стране в теневом обороте миллиарды и злоупотребление служебным положением не редкость. Быть может, хитрые азиаты специально разыгрывают спектакль, чтобы скрыть следы более серьезных преступлений. А японцы любят изображать себя тонкими эстетами, будучи беспощадными головорезами, показывая остальным не меч, но хризантему. Но, быть может, это и на самом деле социальный запрос на борьбу с оргпреступностью (наподобие итальянских фильмов о мафии), и простым гражданам уже смертельно надоели «шалости» боссов. В фильме много наивного пафоса, морализаторства и т.п., но, возможно, в других местах именно такой «наивности» и не хватает?!


Восход Эдерлези
Сербия, 2018

Балканское безумие. Ну, у них там обычное дело снять цыганщину с сумасшедшинкой и элементами порно. Здесь в главной роли «Стоя» - звезда роликов для взрослых. Из ее философствований ( книга Стоянович «Философия, порно и котики») – она не только показывает, но и размышляет -  про этот фильм и узнал.
В общем, в следующем веке с Байконура к Альфа-Центавра отправляется миссия с целью распространить идеологию чучхе (про безумие смотри выше). Летит всего один космонавт с русской фамилией, но корпорация Эдерлези навязывает ему кампанию из андроидной женщины (в роли которой и выступает упомянутая порнозвезда с внешностью на троечку, но раскрепощенная). Короче, главной проблемой космического путешествия становится секс. Снято ( в бывшей югославской республике, конечно, без голливудской показух, а весьма бедненько-бюджетненько, и мерцающий свет является главный изобразительным средством, чтобы показать суровость полета по Солнечной системы. А дизайн корабля такой чучхеистский, что легко можно чокнуться юех дополнительных стимулов. Тем не менее, фильм гораздо интереснее и глубже, чем американщина на ту же тему, к примеру,  плаксивой «Зои», о любви искусственной женщины.
У седобородого мачо было много проблем с женщинами, а к роботу он привязался (еще бы – в таких то условиях!), и хочет ее освободить от положения сексуальной рабыни. Космонавт идет на нарушение протокола и уничтожает корневую программу андроидши. В благодарность за освобождение Нимани перестает «давать» Милютину.  Он в депрессии, Нимани плачет и делает попытку самоубийства.  Мужик ее спасает, жертвуя собой. Финиш - не долетая до Центавры.
Можно из этой оригинальной ленты извлечь мораль, но совсем не оригинальную. Еще  древние знали, что переход от неживого к живому ничего хорошего не сулит. В неотредактированной версии мифа о Пигмалионе ожившая статуя убивает царевича-скульптора.
Игры с ИИ (в совокупности с потепленчеством, ковидобесием, глобальным тоталитаризмом и т.п.) ни к чему хорошему не приведут. Впрочем, в прологе ленты об этом и говорится: социальный инженер на собеседовании утверждает, что о пилоте «известно все», Следовательно, цифровая диктатура уже установлена и при помощи компьютерных программ и андроидов «человек преодолевается».
Неглупый фильм.


Рецензии