1. 2 Раздражающий эффект чужого эго. Сулук. Гата1

1. 2. Развитие личности:
Раздражающий эффект чужого эго


При внимательном взгляде на жизнь мы обнаруживаем, что больше всего в жизни нас беспокоит эго другого человека; именно эго оказывает разрушительное воздействие на жизнь. Те, кто понимают, как правильно развивать личность, знают, что первый урок в жизни состоит в том, чтобы максимально стереть это эго. Христос говорит: «Блаженны нищие духом». Эта нищета духа есть смягчение эго. Когда в человеке смягчается эго, тогда в мыслях, речи и действиях этого человека появляется очарование. Иногда человек, пройдя через разочарование, страдание, пытку, проявляет в своей личности какое-то обаяние, и это обаяние происходит от смягчения эго. Но всякая добродетель, развивающаяся естественным образом, под влиянием жизни или обстоятельств, не есть добродетель в том же смысле, что и та, которая развилась благодаря собственным усилиям. Каждое прекрасное действие, мысль или речь проистекают из стирания себя или эго. Например, всякая вежливость возникает из-за того, что мы держим поводья эго. Красота речи всегда зависит от того же сглаживания себя, то же самое и с мыслью. Как только эго бесконтрольно выражает себя, оно ранит эго другого человека. Склонность низших существ к борьбе вызывается только эго, и у человека эта склонность не меньше, чем у них, а скорее больше. Именно эта тенденция вызывает волнения в жизни отдельных людей и в массах. Семейные распри в древние времена, а теперь и войны происходят из одного и того же источника, эго. Идея самоотречения в христианстве, если ее правильно рассматривать, выражала идею стирания, а не отречения. Те, чей контакт приносит нам утешение, легкость, покой, всегда имеют смягченное эго. Чем более великая личность, тем тоньше эго. Нет лучшего примера, чем пример Христа, омывающего ноги Своим ученикам.

Все виды удовлетворения эго созидают человеческое эго, а сокрушает эго терпение и отречение. На вопрос, целесообразно ли так разрушать эго, чтобы другие могли воспользоваться утонченным человеком, отвечают, говоря, что нет необходимости работать против эго, но нужно контролировать его. Не будет преувеличением, если я скажу, что злейшим врагом человека является его эго, его собственное эго. И когда это не находится под его контролем, мысли, речь и действия человека направлены на удовлетворение своего эго, и чем больше он удовлетворяет свое эго, тем больше его эго желает, и оно никогда не бывает удовлетворено. Никто другой не обладает такой силой в жизни порабощать человека, как его собственное эго. Человек на самом деле происходит от божественной сущности, и, будучи таковым, он имеет право быть царем своей собственной жизни, которая есть его собственное царство. Удовлетворяя свое эго, человек падает с царской власти в рабство, и в конце концов его собственная жизнь становится для него бременем. И чтобы обрести собственное царство, он должен разрушить иллюзию, что, удовлетворяя свое эго, он демонстрирует свою силу; он удовлетворяет своего врага, удовлетворяя свое эго. Персидский поэт говорит: «Каждый раз, когда я заключаю мир с моим врагом, у него есть возможность снова подготовиться к борьбе». Великая битва, которую ведут суфии, мудрецы и йоги, — это битва с эго, но мудрец сражается со своим собственным эго, а обычный человек — с эго других людей. И разница в результате этих двух битв в том, что победа и поражение обычного человека мгновенны, а победа мудреца вечна. Первый, закончив одно сражение, должен начать другое, а второй, добившись успеха, побеждает. Все, что получает первый, в конце концов, не принадлежит ему, потому что его царство не принадлежит ему; все, что он приобретает, не принадлежит ему, но мудрец — король в своем царстве.

Перевод: Садананда Брамхачари


Рецензии