Урок 6 - Школьная парта
Сейчас таких парт в школах нет, вместо них – лёгкие столики и стульчики.
Массивная старинная парта – это верстак, станок на двоих, со всеми удобствами для чистописания перьевыми ручками, с которых вечно капают чернила, оставляя ужасные кляксы. Конструкция парты продумана до деталей. Сиденье намертво соединено опорами с наклонной столешницей, поэтому, когда ученик вставал, он не мог отодвинуть сиденье, но зато мог поднять крышку – свою часть столешницы. Крышка была прикреплена на петлях, и при откидывании, полностью ложилась на столешницу. Наклон столешницы был таков, что текст можно было читать только под прямым углом – это важно для зрения. А на другом конце от крышки верхняя часть парты заканчивалась небольшим ровным пространством с углублением для чернильницы и двумя желобами для ручек – « вставочек» - и карандашей. Для ног имелась подножка, а под столешницей была полка для тетрадей и учебников – в неё упирались коленки, если парта была не по размеру. Были парты разных размеров – для начальной школы и для средней. А дети – все разные по росту, поэтому в классе первым рядом ставились маленькие парты, а в конце класса – большие, для верзил. Парта не имела острых углов и выступающих деталей крепления, поэтому казалось, что она вырублена из одного большого куска дерева. Впечатление монолитности подкреплялось тем, что поверхность парт была покрыта несколькими слоями масляной краски. Красили каждое лето: столешницу – в чёрный цвет, а сиденье и бока – в коричневый. Сдвинуть с места такую тяжеленную парту было непросто, зато это сооружение было прочным и служило нескольким поколениям учеников.
Писали чернилами фиолетового цвета. Пятна от них особенно трагично выглядели на белых парадных передниках девочек. Чернильницы должны были всегда быть наполнены – за эти следили дежурные, они обходили класс и наливали чернила из стеклянной бутылочки. Деревянные ручки, стальные перья и карандаши ученики приносили с собой, а если кто забывал, то у учителя были запасные. Помарки при письме получались легко - перья могли быть разношенными, погнутыми, а в чернильнице могли быть, если не мухи, то волосы и обрывки промокашки. Промокашка – это ворсистая и пористая мягкая бумажка, типа туалетной. Их вкладывали в каждую тетрадь ещё на фабрике, а отдельно они не продавались. Ими промокали только что написанное и не высохшее – и можно было легко размазать чернила по тетрадному листу, если действовать неаккуратно. И этой же промокашкой протирали перья, хотя и не разрешалось, потому что на перьях после этого оставались ворсинки, попадавшие потом в чернильницу. Вытирать перья надо было специальными тряпочками-перочистками. Их можно было купить, или сделать самим из нескольких кружочков плотной материи, которые сшивались вместе – получалась такая розочка, между лепестками которой и протирались грязные от чернил перья.
Однако, вернёмся к партам и крышкам. В начале каждого урока, когда весь класс садился после приветствия учителю, грохот от падения крышек мог быть оглушительным. Но за соблюдением тишины учитель следил – по его команде все старались садиться тихонечко, плавно опуская на место зажатые в ладонях крышки парт. Если шум всё же получался, учитель был вправе не начинать урока, а заставить всех обратно встать и снова сесть, но уже без шума. И так могло повторяться два – три раза, пока класс не садился в полной тишине.
И тут, в середине урока, я, со своим возмущением от неоценённого моего труда, с грохотом опускаю крышку - просто бросаю её на место и сажусь с надутым лицом. Учитель тут же велит мне встать, говорит какие-то осуждающие слова и приказывает мне привести в школу отца. Вообще, отец никогда в школу не приходил ни на какое родительское собрание или по другому поводу – ходила мама. Он всегда возвращался домой поздно, так как работал на ответственном посту по партийной линии. Я пытаюсь объяснить это учительнице, но она настаивает – пусть придёт отец. В конце классного журнала есть таблица, на которой указаны места работы родителей учеников – возможно, учительница туда не заглянула. И вот, в большую перемену к школе подъезжает чёрная «Волга». Водитель остаётся сидеть, а отец, в костюме и с галстуком, проходит в школу и направляется в учительскую. Мне было жаль бедную учительницу – она, уже потная и красная, улыбается и что-то говорит, не ругая меня, а, скорее, извиняясь за то, что моё поведение заставило отца прийти в школу. Мне было стыдно за всю эту ситуацию – моя самолюбивая страсть была как поднявшийся из греховных глубин пузырь, который лопнул на поверхности и возбудил идущие в стороны круги, задевающие и травмирующие многих людей. А на контурной карте, наверняка, были ошибки, касающиеся содержания задания, а не ровности закраски.
Свидетельство о публикации №222011500896