Учиться красноречию. Советы из личного опыта

Как научиться красноречию ( советы из личного опыта )

Однажды, когда я училась на последнем курсе университета(я не гуманитарий по образованию), знакомая старшеклассница задала мне вопрос:
«Как мне научиться говорить  по русски, как ты?»
 Я слушаю как ты говоришь по русски, и мне так хочется говорить так же  красиво.
Но я начинаю пытаться так говорить и...не получается так ...
 

Я ответила ей, что научиться можно, но нужно захотеть и постараться.
Для этого надо, конечно, прежде всего много читать. Но и читать надо умеючи.
Надо постоянно увеличивать свой словарный запас. Есть хороший способ, которому я сама следую и научу. На другой день я принесла ей несколько толстых книг из своего собрания. Эти произведения я отобрала, как увлекательные, и в то же время написанные мастерами художественного слова. К книгам я добавила чистую тетрадь, простой графитовый карандаш и шариковую ручку.
Протягивая все это знакомой, я объяснила:

Вот  книги, тетрадь, карандаш  и ручка. Выбери какую-нибудь книгу и положи рядом тетрадь и ручку. Читай. Не нужно то и дело отвлекаться от текста, но встретив интересное для себя слово, оборот речи, колоритное сравнение, глубокую и остроумную сентенцию и т.д. - то, что зацепит внимание - отмечай на полях простым карандашом. Когда устанешь, отложи книгу. А потом снова раскрой прочитанные главы и методично перепиши отмеченные карандашом места в тетрадку, посвященную работе над этой книгой.

Но это еще не все. Хотя и это много. Но еще лучше и быстрее ты научишься красно говорить не в том случае, если оставишь все в тетрадках - но будешь применять на практике. Как? Составь списки выписанных слов - и произноси их в своей повседневной речи. Заучивай сентенции, афоризмы, запоминай и осмысливай цитаты - и находи способы применить все это. Вот тогда дело пойдет. Это увлекательно!

Она внимательно все выслушала и с энтузиазмом принялась за дело. Я была рада, но,  увы, скоро разочарована:ей быстро прискучило это занятие. Тяжело, скучно...
Да. Видимо, кто для чего рожден...

О методе систематического пополнения словарного запаса я прочла студенткой в одном из самых замечательных руководств, какие встречала:Дейл Карнеги. "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично".
В нем, в частности, приводится следующий пример в главе "Улучшайте свой слог":

Один  нью-йоркский   оратор,  которого   часто  хвалят   за  четкую
структуру его  предложений и  красоту языка,  во время  одного недавнего
разговора открыл  секрет своей  способности выбирать подходящие, меткие
слова. Каждый  раз, когда он сталкивался с незнакомым  словом в
разговоре или при чтении, он записывал его в специальную книжечку.
Затем, перед тем как ложиться спать, он смотрел в свой словарь и брал
это слово на вооружение. Если ему  не удавалось собрать таким образом
никакого материала в течение  дня, то он изучал одну или две страницы
работы Ферналда "Синонимы, антонимы и предлоги", отмечая значения слов,
которые он считал взаимозаменяемыми в качестве  полных синонимов. Одно
новое слово в день - таков  его девиз. Это означает, что в течение года
он приобретал  триста  шестьдесят  пять  дополнительных  орудий  для
выражения мыслей. Эти новые слова собираются в записной книжке, а их
значение просматривается в течение дня в свободные минуты. Он заметил,
что новое слов  становится для  него обиходным после  того, как он
применил его трижды.

Я стала следовать этому совету. У того оратора - это Словарь «Синонимы, антонимы и предлоги». А у меня, если встречались в текстах книг слова иноязычного звучания-то заглядывала в очень пухлый и очень давнего выпуска Словарь иностранных слов. Даже если знала значения слов - все равно выработала привычку узнавать точную этимологию и значение по Словарю иностранных слов, одной из культовых книг в домашней библиотеки.
Но главное:я выписывала понравившиеся, впечатлившие слова, выражения, обороты, мысли - и  ПРИМЕНЯЛА ИХ.

В абзаце приведенном выше, я сейчас отметила важнейший момент:просматривать перед сном свои записи. Дело в том, что это вернейший способ запечетлевания в памяти:перед сном и сразу после пробуждения. Если известное изречение "Повторение-мать учения" - истинно, то прежде всего именно в эти моменты сонмноленции, когда широко распахнуты врата восприятия и запоминания. На границе сна и бодрствования-сознания и бессознательного, бета и альфа-режимов мозговой активности.

Конечно, я много читала и в школьные годы, постоянно набирая книг из нескольких библиотек.Но на систематическую основу работу над своим устным и письменным слогом пос тавила студенткой, и в этом книга Д.Карнеги мне очень помогла, многое подсказала.

Вот таковы мои советы, которым следую  сама.

----------
илл.:репродукция картины Marie-Augustin Zwiller "Women and Book"
 

20/04/2013г.

 
-------
От 10/01/2022г.:
Какая зачитанная старая книга в руках девушки на картине! И картина замечательная, так реалистично схвачена сценка, так натуралистично падают волосы и так натурально выглядят странички зачитанной книги.

А на тему эссе см. еще у меня:

------------------------------


  16.01.2022 14:29


Рецензии