Беседы с мудрецами День рождения Оноре де Бальзака

 Оноре де Бальзак: «Равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом»

Недавно независимый журналист М. Михайлов случайно нашел в польском журнале «Пшекруй» озадачившую его фразу: «каждый читает такого Бальзака, которого заслуживает». Почувствовав некоторую неуверенность, наш друг решил мысленно обратиться к любимому писателю и поговорить с ним о жизни, чтобы «получить по заслугам».
Вот запись их беседы.

Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе. Крупнейшее творение Бальзака – серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая жизнь современного писателю французского общества.
Родился: 20 мая 1799 г., Тур, Эндр и Луара, Первая Французская республика
Умер: 18 августа 1850 г. (51 год), Париж, Вторая французская республика
В браке с: Эвелина Ганская (1850 г.)

М. – Уважаемый господин Бальзак, наш прославленный поэт, нобелевский лауреат, И. Бродский, будучи молодым человеком, в письме к А. Ахматовой, высказал мысль о том, что «главное – величие замысла».  Эта идея не раз обсуждалась в их переписке.
Не берусь судить, насколько в том преуспели всемирно признанные поэты,
 но Вы в своей «Человеческой комедии» сумели воплотить великий замысел в великих произведениях. Недаром знаменитый английский писатель Оскар Уайльд писал: «Девятнадцатый век, каким мы его знаем, в значительной степени изобретен Бальзаком. Мы просто выполняем, с примечаниями и ненужными добавлениями, каприз или фантазию творческого ума великого романиста».
 Писатель, сумевший «объять необъятное», наверняка, знает жизнь как никто другой.
 «Жизнь – это трагедия, постоянная борьба без победы и даже без надежды на победу» – мрачно заметил испанский философ, писатель и общественный деятель Мигель де Унамуно. А что скажете Вы?

Б. – Жизнь – это сложное, трудное ремесло, и надо приложить усилия, чтобы  научиться ему.

М. – Что главное в этой нелегкой науке?

Б. – Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.

М. – Видимо, это мало кому удается, если счастливых людей так мало.

Б. – Большинство людей проживает жизнь, полную тихого отчаяния, проводя  большую часть времени на работе, которую они ненавидят, чтобы иметь  вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей,  которые им несимпатичны.

М. – Звучит печально. Но, вероятно, так и есть.
«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность», – писал сорокалетний И. Бродский.

Б. – Горе – самое стойкое из всех наших чувств.

М. – Может быть, в нашем горестном состоянии есть доля и нашей вины?

Б. – Нас чаще губят не сами горести, а потерянные надежды.

М. – «Надежда – хороший завтрак, но плохой ужин», – считал английский философ и политик Ф. Бэкон. Наверное, следует смотреть на жизнь более трезво.
Один мой молодой друг часто повторял, что его жизненный девиз –
«не обольщайся!» Думаю, он был мудр не по годам. И, конечно, нужно извлекать уроки из своих неудач.

Б. – Несчастье – лучший учитель. В несчастье можно многому научиться,  узнать цену деньгам, цену людям.

М. – Конечно, хотелось бы изучать жизнь при более благоприятных обстоятельствах. Но даже  в самых трудных условиях почти у каждого человека есть какие-то свои маленькие радости, какой-то свет в окошке.

Б. – Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.

М. – Всегда ли добро означает наслаждение прелестями жизни?

Б. – Испивая чашу удовольствия до дна, мы обнаруживаем там больше гравия, чем перлов.

М. – Отсюда и разочарование. Большинство людей главным злом считают бедность,  а добром – богатство.

Б. – За каждым богатством кроется преступление.

М. – Завоевав незаконно богатство и пожертвовав малую толику на храмы и прочую благотворительность, богачи пробираются во власть и начинают учить народ нравственности.

Б. – Что касается нравов – человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде.

М. – Недаром Дизраэли писал: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга,
как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам…
Богатые и бедные».
Неужели люди никогда не достигнут равенства – одного из главных лозунгов всех революций?

Б. – Равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом.

М. – Увы, так было во все времена; неужели человечество никогда не образумится?
Но вернемся в наши дни: нередко люди скромного материального достатка, поддавшись постоянным атакам агрессивной рекламы, берут в банках
неподъемные кредиты, чтобы только не отстать от соседей в потреблении
всякой всячины. Разве без этого нельзя обойтись?

Б. – Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?

М. – Мне кажется, в ней есть вещи, которые не купишь. Есть бескорыстные отношения, в которых нет места расчетам. Не везде и не всегда деньги решают все.

Б. – Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.

М. – Ваш великий талант принес Вам всемирную славу. Разве она не принесла счастье, которое ни с чем не сравнимо и не измеряется в деньгах?

Б. – Слава – товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо.

М. – Но это товар не рыночный, хотя оплачен подвижническим трудом.

Б. – Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.

М. – Мне кажется, что, когда человек занимается тем, что ему интересно, и подходит к своей работе творчески, то получает удовольствие вне зависимости
от успеха и оплаты своего труда.

Б. – Есть свои радости в каждом виде творчества: все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь.

М. –Когда человек увлечен творчеством, житейские неурядицы и даже серьезные проблемы легче переносятся.

Б. – Любовь и работа имеют свойство делать человека абсолютно равнодушным к другим вещам.

М. – Тогда поговорим о любви. Каждому ли удается испытать это чувство?

Б. – Любовь – такое редкое явление, что можно прожить всю жизнь, так и не встретив человека, которого природа наделила способностью дать нам счастье.

М. – Тем не менее, именно в ожидании счастья большинство людей стремится вступить в брак. Видимо,  страх одиночества толкает их на этот шаг. Хотя неизвестно, что лучше.

Б. – Одиночество – прекрасная вещь; но ведь необходимо, чтобы кто-то вам сказал, что одиночество – прекрасная вещь.

М. – По-моему, человек сам чувствует, что для него прекрасней: свобода или брак без любви. Нередко в таком браке супруги мучаются сами и мучают друг друга.

Б. – Несчастные браки между людьми, казалось бы, поставившими себе целью облегчить друг другу жизнь и сделать ее приятной, объясняются постоянным общением друг с другом, которое раскрывает их подлинные качества.

М. – Эти подлинные качества до свадьбы были незаметны?

Б. – Люди, готовящиеся вступить в брак, обманывают друг друга,  и это – невольный, невинный обман: каждому непременно нужно выставить  себя в наиболее благоприятном свете; они состязаются в стремлении пленить один другого и в результате представляются друг другу лучше, чем впоследствии оказываются на самом деле.

М. – Итак, на смену очарованию приходит разочарование.

Б. – Любовь слепа, зато семейная жизнь – гениальный окулист!

М. – Человек прозрел, но всю жизнь надо прожить вместе. Не позавидуешь.

Б. – Брак – это война между мужчиной и женщиной, победителю достается свобода.

М. – Если победителю – свобода, то побежденному остается ревность. Порой беспричинная. Весьма разрушительное чувство.

Б. – Ревность у мужчины складывается из эгоизма, доведенного до чертиков,
 из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного тщеславия. Ревнивец сомневается на самом деле не в своей жене, а в себе самом.

М. – А  от ревности недалеко до ненависти. Может быть, это и есть разновидность ненависти, чувство оскорбленного собственника, везде ищущего измену.

Б. – Ненависть, как и любовь, питается каждой мелочью, все идет ей на потребу. Как любимого человека считают не способным ни на что плохое, так от человека, которого ненавидят, не ждут ничего хорошего.

М. – Достойный человек никогда не опускается до столь низменных чувств,
 он уважает свободу ближних.

Б. – Ненависть – порок мелких душ, они питают ее всем своим ничтожеством и  делают из нее предлог для низкой тирании.

М. – Ненависть зачастую проистекает не только из ревности, но из зависти.

Б. – Зависть – один из наиболее действенных элементов ненависти.

М. – Вы согласны, что это родственные эмоции, и в жизни приходится наблюдать их чаще, чем хотелось бы?

Б. – Как естественно разрушать то, чем мы не можем обладать, отрицать то, чего не понимаем, и оскорблять то, чему завидуем!

М. – Честно говоря, мне это не кажется естественным, но многие люди именно так себя ведут. И тут идут в ход самые нелепые сплетни и прямая клевета.
Джонатан Свифт об этом писал: «Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, так черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты». И еще: «Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него».

Б. – Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит.

М. – Вам, вероятно, не раз приходилось испытывать подобные атаки со стороны завистников и недругов. Помогало ли сочувствие и жалость близких пережить невзгоды?

Б. – Жалость – чувство,  которое всего труднее выносить от других людей, особенно если действительно подаешь повод к жалости. Их ненависть –
укрепляющее средство, она придает смысл твоей жизни, она вдохновляет на месть, но сострадание к нам убивает нас, оно еще увеличивает нашу слабость. Это – вкрадчивое зло, это – презрение под видом нежности или же оскорбительная нежность.

М. – Не каждый предпочтет ненависть состраданию. Для этого надо обладать
гордым нравом, сильной волей и мужеством. Ведь нередко люди нарочно прибедняются, чтобы вызвать у других жалость и воспользоваться ей в своих интересах.

Б. – Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями...

М. – То есть для достижения подлинных высот в искусстве одного таланта мало?

Б. – Талант в мужчине то же, что и красота в женщине, – всего лишь обещание.
Для того чтобы быть подлинно великим, его сердце и характер должны быть равны его таланту.

М. – Какую задачу должен ставить перед собой обладатель великого таланта?

Б. – Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики».

М. – Некоторые писатели посвящают себя написанию исторических романов
и создают увлекательные произведения, которыми зачитывается публика, но жестко критикуются  профессиональными  историками,  проводящими
жизнь в архивах, однако имеющими  весьма ограниченный круг читателей.

Б. – Хорошо написанные исторические романы стоят больше курсов истории.

М. – Во всяком случае, для многих читателей, которые получают удовольствие от хорошей литературы и попутно знакомятся с историческими событиями, которые различные историки по-разному трактуют. А есть ли какой-то общий критерий ценности художественного произведения?

Б. – Когда мы читаем книгу, чувство правдивого говорит нам: «Это ложь!» – при каждой неверной детали. Если это чувство говорит часто и говорит всем, значит, книга не имеет и не будет иметь никакой ценности. Секрет всемирного вечного успеха в правдивости.

М. – Мне кажется, не все готовы к столь серьёзному восприятию книг и имеют это тонкое чувство правдивого.  Каждый воспринимает многоуровневое произведение в пределах своих возможностей.
 Эту остроумную мысль из польского журнала я уже упоминал перед началом нашей беседы: «Каждый читает такого Бальзака, какого заслуживает». 
Итальянский писатель и философ Умбе;рто Эко считал: «Чтение – это не прогулка за городом, во время которой случайно, то там, то сям, собирались лютики-цветочки поэзии, выросшей из навоза разложившейся структуры. Чтение – это подход к тексту как к единому живому и многоуровневому организму». Так что же, по Вашему мнению, нужно, чтобы понять и оценить
хорошую книгу?

Б. – Чтобы оценить прекрасные литературные произведения… нужно обширное образование, развитой интеллект, покой, досуг и известное напряжение ума.

М. – Таких подготовленных читателей во все времена было немного, а
в сегодняшнем перегруженном информацией мире их осталось совсем мало.
Зато Ваши современники оценили и поняли Вас по достоинству.

Б. – Но кто может льстить себя надеждой, что был когда-либо понят? Мы все умираем непознанными. Так говорят женщины и так говорят писатели.

М. – Неужели все колоссальные усилия гениев мировой литературы пропадут зазря?

Б. – Что стало бы с литературой, если бы дела ее не защищались? У нас есть свой кассационный суд – это будущее. Счастлив тот, кто сможет предстать перед ним!

М. – Вы, конечно, правы, дорогой господин Бальзак! Вы подарили нам незабываемые часы наслаждения Вашими книгами. По Вашим произведениям поставлено множество фильмов с лучшими актерами; их посмотрели миллионы зрителей во всем мире. Вы предстали перед потомками во всем величии Вашего гения. Так что на суде будущего Вы победили.

На этой оптимистической ноте закончилась наша беседа с великим писателем…


Рецензии
Спасибо, Елена, за такое интересное, а главное - ценное интервью!
Читала, наслаждаясь умом и мудростью великого Бальзака, кое-что записывала, а хотелось ВСЁ запомнить НАВСЕГДА! Ещё раз благодарю Вас за то, что подаёте нам удовольствие "на блюдечке с золотой каёмочкой"!

С большим уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   26.01.2022 17:00     Заявить о нарушении
Мне приятно, Галина, что Вы тоже так высоко цените моего любимого писателя.
"Беседовать" с ним мне было интересно. И рада, что мое удовольствие Вы разделяете.
С большим пиететом,

Елена Пацкина   26.01.2022 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.