Гостиница Адмирал Бенбоу Глава 20. Лондон

  2 сентября, Лондон
Вот мы и в Лондоне. Я распрощалась с Миссис Дуглас и девочками. Девочки просили меня остаться, но я им объяснила, что не могу оставить Миссис Беркли, у нее никого нет. Миссис Дуглас дала мне свой адрес. Она сказала, что я ей очень понравилась и если мне понадобится работа гувернантки, она спросит своих знакомых, и место мне найдется.
Миссис Беркли сняла номер на неделю в гостинице «Утренняя заря», в которой я жила с матерью, за это время она собиралась уладить свои пенсионные дела. Перед сном она сказала:
- Сара, завтра я поеду с Миссис Дуглас в Адмиралтейство за пенсией, а ты можешь погулять по Лондону. У тебя есть какие-то планы?
- Да. Я хотела бы посетить Леди Мэри Уортли Монтегю.
- А кто это?
- Английская писательница и путешественница. В юности она влюбилась в Эдварда Монтегю, и, поскольку ее отец не давал согласия на брак, предлагая более знатного жениха, сбежала из дома и обвенчалась с Эдвардом без согласия отца. Она была глубоко благодарна Эдварду, за то, что он взял ее без приданого. Мэри была очень хороша собой, и в нее даже влюбился поэт Александр Поуп. Потом ее муж получил должность посланника при дворе султана в Константинополе, и два года они жили в Турции. Она привезла оттуда вакцину для прививок от оспы.
- Сара, зачем она тебе, и станет ли она с тобой разговаривать?
- Она написала свои впечатления от поездки в Турцию в виде писем, я а начала писать заметки о моей поездке на Ямайку. Я хочу посоветоваться с ней, заинтересует ли эта тема английское общество, и смогу ли я это опубликовать. И еще кое-что хотела бы с ней обсудить…
Последнюю фразу я прервала, заметив, что Миссис Беркли закрыла глаза и стала ровно дышать. Взяла свечу и вышла в прихожую. В окно был виден вечерний Лондон. По улице шли парочки, стучали колеса кэбов. Спать не хотелось, и я вышла на улицу. Вон то кафе, в котором я рассказывала Роберту тайну нашего рождения. Мы тогда зашли и заказали кофе. Вот за этим столиком мы сидели год назад. Как он испугался! И предложил мне руку и сердце после одного дня знакомства. Бедный мальчик. Мечтатель. Где он сейчас? Я помню его адрес, может зайти?

5 сентября
Я помогла Миссис Беркли собраться, а сама после завтрака отправилась в Ковент-Гарден, обдумывая по дороге предстоящий разговор с Леди Монтегю. У меня есть несколько страничек с дорожными впечатлениями. Могу ей показать. Вот листок с описанием нападения маронов на Форт Джордж. Будет леди Монтегю это читать? И вообще, примет ли она меня. Еще одну тему я хотела бы затронуть: на Ямайке мало белого населения, и там почти нет белых женщин.
У входа меня встретил дворецкий.
- Пожалуйста, доложите Леди Монтегю, - сказала я, - меня зовут Сара Гудмэн, я только что вернулась с Ямайки и хотела бы получить ее совет, как мне лучше представить свои дорожные заметки. У меня есть рекомендательное письмо.
Дворецкий кивнул головой и попросил подождать. Вскоре он вернулся и пригласил меня в дом. Леди Монтегю сидела за столом, заваленным бумагами. Она встала, подала руку и указала на стул.
- Вы только что с Ямайки? Ну, как там наши? И что собой представляет этот остров? Если у меня будет время, я там обязательно побываю. Там действительно опасно жить?
Я постаралась описать свои впечатления от первого дня приезда, и Леди Монтегю внимательно слушала, кивая головой. Потом она подвинула к себе толстую тетрадь и начала делать  в ней заметки.
- Вы меня извините, я привыкла сразу записывать мысли, которые приходят голову. Покажите ваши записи. У вас отличный почерк, а мои каракули разбирает только муж, приходится нанимать переписчика. Как жалко наших славных офицеров и солдат, умирающих вдали от Родины. А кто такой Крис? Ваш жених. Я вам глубоко сочувствую. Его похоронили там, где лежит Адмирал Бенбоу? Сара, могу я так вас называть? Я возьму над вами шефство. Где вы живете?
- Я здесь проездом.
- Тогда вот моя визитная карточка. Напишите мне, когда у вас будет постоянный адрес. Я думаю, ваши заметки можно будет издать. Английское общество интересуется нашими заморскими владениями. Я вижу, вы хотите еще что-то обсудить со мной. Говорите. Зовите меня Мэри.
Я сказала, что на Ямайке встречала очень мало белых женщин. Основное белое население: военные, коммерсанты, охотники, плантаторы, рыбаки – мужчины. У них нет другого выхода, как жениться на чернокожих девушках. Было бы здорово, если бы туда приехали незамужние невесты англичанки. Только там, скорее нужны не избалованные барышни, а те, кто не боится трудностей и готовы к труду для освоения этой красивой и плодородной земли.
- Я понимаю. Нужно послать туда «дочерей Короля».
- Дочерей Короля? – не поняла я
- Ты подумала о дочерях Короля буквально. Нет, нашим принцессам и здесь неплохо, хотя среди них есть и незамужние. Я имею в виду другое. Ты слышала или читала, как французы осваивали Квебек? Нет? Дочерьми короля называли французских девушек-невест, прибывших в Квебек из Европы по поручению и при финансовой поддержке короля Людовика Четырнадцатого. Около 1000 незамужних женщин эмигрировали в Квебек в конце прошлого века с намерением вступить в брак с уже проживавшими там французскими поселенцами.
- А кто мог туда поехать?
- Каждая девушка, получившая от священника справку, что она не замужем и от врача, что она здорова.
- Но им оплатили дорогу?
- Не только дорогу. За счет казны подготовили сундук с приданым. В него от щедрот королевских положили для старта в новую жизнь: шляпку, ткань на платочки, пару чулок и перчаток, бант, две пары шнурков на ботинки, белые нитки, 100 иголок, 1000 булавок, гребень, ножницы, два ножа и два ливра наличными. Ну, и сундук, разумеется, что представлял сам по себе ценность, будучи  единственным имуществом для бедной бесприданницы.
- А потом?
- После прибытия они селились в семьях фермеров, их знакомили с одинокими мужчинами и они выбирали себе будущих мужей. Никого насильно замуж не выдавали. Большинство из «дочерей Короля» в Квебеке успешно вышли замуж и стали родоначальницами новых поколений франко-канадцев. Так ты себе представляешь освоение Ямайки?
- Да, я как раз об этом и думала.
- Согласна, немало молодых англичанок захотят поехать на Ямайку, особенно после публикации твоих заметок, но, согласится ли Его Величество Георг II на такие расходы? Говорят, он скуповат. Во всяком случае, попробовать стоит. Ты слышала поговорку «инициатива наказуема»? Ты и будешь продвигать эту идею. Но я тебе помогу, сейчас напишу рекомендательное письмо принцессе Амелие, она живет в Кенсингтонском дворце. Она тебя примет, а дальше многое будет зависеть от тебя. Она одна из самых необычных британских принцесс, которая закрывает уши на всяческую лесть, а сердце её честнее некуда. Мы сейчас попьем чай, и я дам тебе ее адрес и рекомендательное письмо.
После чая мне дали понять, что время визита истекло, я с благодарностью распрощалась и поспешила в гостиницу. Наверное, Миссис Беркли уже вернулась и нуждается в моих услугах - я ведь на работе! Я была очень довольна встречей с Леди Монтегю, она мне очень понравилась.

6 сентября
Кенсингтонский дворец находится в западной части Лондона. Сложенное из красного кирпича двухэтажное здание с первого взгляда не выглядело резиденцией королей, хотя его внутреннее убранство действительно поражало взгляд. Я показала привратнику рекомендательное письмо леди Монтегю, и вышедший дворецкий проводил меня в приемную. Вскоре вышла принцесса Амелия со стеком в руке. Она была в костюме для верховой езды. Быстро просмотрев письмо, она ласково улыбнулась.
- Я вас слушаю. Только коротко, я тороплюсь.
- Ваше Высочество, - сказала я, - я только что вернулась из поездки на Ямайку. Этот прелестный Британский остров в Вест-Индии населяют одни мужчины. Я подумала, у нас найдется немало девушек, которые, охотно поедут туда и найдут там свое счастье. Возможно, государь поддержит такую идею.
- Ты хочешь, чтобы отец создал английскую версию «Королевских дочерей»? Не думаю, что в этом есть необходимость. В Канаде французы стремятся увеличить свою численность, чтобы противостоять англичанам, и руководство Квебека обратилось с такой просьбой к Людовику Четырнадцатому, а на Ямайке наша колониальная администрация вполне справляется, и от губернатора Ямайки подобной просьбы, насколько я знаю, не поступало. Ты ведь тоже не замужем, почему же ты вернулась на родину?
- У меня были личные причины.
- Понимаю. Я, конечно, расскажу отцу о твоем визите, он интересуется жизнью в наших заморских владениях. К сожалению, его в Лондоне сейчас нет.
- Ваше Высочество, еще во время этой поездки я видела остров, который носит ваше имя. Этот красивый остров необитаем, и сейчас посещают его только пираты. Я думаю, в Англии найдется немало желающих заселить и этот райский уголок.
- Да, я слышала, что губернатор Джорджии Джеймс Оглторп  решил увековечить мое имя, и об этом я поговорю с отцом. О, уже привели лошадей, а ты не ездишь верхом? Жаль, ты могла бы поехать со мной, и мы бы еще поболтали. Передай привет леди Монтегю, я ей благодарна за помощь в искоренении оспы.
Выходя из ворот дворца, я видела, как принцесса Амелия вышла во двор, где ее ждала свита и егеря с собаками, предстояла большая охота. У каждого свое.
Интересно было прикоснуться к жизни двора. Я представила себе на минутку, как поменялась бы местами с принцессой Амелией. Я в охотничьем костюме еду на охоту, а она спешит в гостиницу заказать обед для Миссис Беркли и будет прислуживать за столом. А что я сегодня буду рассказывать Миссис Беркли перед сном?

7 сентября
Последний день в Лондоне выдался туманный. Миссис Беркли уже договорилась о пенсии и один день решила просто отдохнуть. Утром мы вдвоем погуляли по Лондону, а когда хозяйка после обеда легла вздремнуть, я отпросилась на пару часов. Почему бы не повидать Роберта, подумала я. Хотя он может уже не жить с родителями. Наверное, он женился на Шарлотте, стал респектабельным владельцем хорошей виллы, а обо мне и думать забыл. И Миссис Хокинс не впустит меня в дом. Как легко она отказалась от старой подруги.
Я ошиблась, как только я сообщила дворецкому свое имя, он проводил меня в гостиную.
- А вот и Сара, - воскликнула миссис Хокинс, - теперь у нас кворум.
В гостиной был накрыт стол, и за ним сидели друзья Роберта Дэвид Ливси и Джон Трелони. Оба встали и поклонились. Сегодня 7-е сентября, вдруг вспомнила я, это его день рождения! А где же сам именинник?
- Садись, садись, - пригласила меня миссис Хокинс, - рассказывай, куда ты дела моего сына?
- Миссис Хокинс, вы ошиблись, я видела Роберта тогда в Лондоне в последний раз.
- И ты не знаешь где он? Ведь он исчез вскоре после твоего отъезда.
- Абсолютно. Вообще весь год я не была в Англии. Он, что, ушел из дома?
- Сбежал, как последний негодяй! – подал голос отец Роберта, - с его уходом от нас отвернулись многие наши друзья.
- Я думала, он поехал к тебе, - сказала миссис Хокинс, - за весь год ни одной весточки. Боюсь, что его уже нет в живых.
Она достала кружевной платочек и осторожно приложила к глазам, чтобы не размазать краску.
- А я уверен, что Роберт жив, - сказал Дэвид, - просто он хотел изведать романтику моря и где-то сейчас на палубе корабля вспоминает свой дом.
- Значит ты, Сара, была на Ямайке. Как выглядит тамошний госпиталь? Спросил отец Роберта. - Есть хирургическое отделение? Да, врачам еще предстоит много работы. А вы, Джон и Дэвид, как вы провели этот год?
- Я окончил медицинский курс, - сообщил Дэвид, - и планирую пройти практику врача на военном судне.
- А я теперь почтенный сквайр, владелец поместья и земель в графстве Сомерсет, - добавил Джон, - если кто-то из вас, господа, решить отдохнуть на юге, добро пожаловать. От меня недалеко курортный городок Бат, который я планирую посетить в ближайшее время. Кстати, Дэвид в моем округе нет своего врача, приезжай, я тебе организую хорошую практику.
- Рад был всех вас увидеть, - отец Роберта встал, - мне пора на дежурство.
Когда мы вышли, Джон предложил прогуляться втроем по Лондону, но я отказалась, так как отпущенные мне два часа подошли к концу.
- Дэвид, если ты никуда не спешишь, у меня к тебе есть просьба, - попросила я. - Пойдем со мной в гостиницу, и посмотри, как врач, миссис Беркли, я у нее работаю компаньонкой. Она жалуется на здоровье, а знакомых врачей в Лондоне у нее нет.
- Вообще-то я тренировался на мужчинах, но попробую.
Миссис Беркли лежала в постели и посмотрела с недоверием на молодого врача.
- Мадам, я могу показать вам мой диплом. Дайте мне руку. Пульс слабый. Теперь я послушаю ваше сердце. Аритмия. На что вы жалуетесь?
- Мне тяжело дышать. Недавно погиб мой сын, с тех пор мне кажется, я с ним скоро встречусь. И болят суставы. Вот здесь и вот здесь.
- Я вам глубоко сочувствую. Но волноваться вам вредно. А что это за полбутылки у вас на ночном столике? Ром. Вы выпиваете? Этого вам нельзя. Сара убери эту бутылку. А что касается суставов, то рекомендую вам провести пару недель в Бате на водах, вы отдохнете, успокоитесь и подлечитесь. И никакого спиртного.
- Спасибо сэр. Сколько я вам должна?
- Пять шиллингов.
- Сара, ты знаешь, где лежит мой кошелек, уплати доктору десять.
- Это мой первый гонорар врача, - шепнул у выхода Дэвид, - я эти деньги сохраню. У тебя строгая хозяйка, но она тебе доверяет. Пара недель в Бате ее укрепят. И никакого спиртного. До встречи!
Когда я вернулась, бутылка рома снова стояла на тумбочке у кровати.
- Где ты нашла этого мальчишку?
- Он окончил медицинский факультет Оксфорда. Он мой старый знакомый. Мы были соседями.
Последнее я придумала, чтобы избежать лишних вопросов.
- Отказаться от рома я не могу, а его совет провести пару недель на водах в Бате неплохой. Поменяй наши билеты, мы едем в Бат. Когда-то я ездила туда с мужем и детьми. За что меня Бог наказал?
Она снова достала платочек.
- Миссис Беркли, ваш сын погиб, как герой во славу Англии, но у вас есть дочь – Лили. Значит, будут внуки. Вам волноваться вредно.
- Налей мне стаканчик рома, иначе я не засну.
- Но доктор…
- Делай, что тебе говорят. Утром уложишь вещи, и мы отправимся в Бат.
Что делать? Она сопьется.


Рецензии