Драма Эры Абьюза Зелёных Штанов

Семён Саксеев и Ко по мотивам пьесы Тирсо Де Молины. «Дон Хиль Зелёные Штаны» абьюз- кабаре.
Режиссёр – Пётр ШЕРЕШЕВСКИЙ.
Художник – Надежда ЛОПАРДИНА.
Свет – Юрий СОКОЛОВ, Егор КОРНИЛОВ.
Звук – Сергей ДРОБОТ.
Видео – Егор ЯКОВЛЕВ, Иван ОСТАПЕНКО, Евгений ФИЛЬШТИНСКИЙ.
Действующие лица и исполнители:
Донья Хуана – Дарья ЗМЕРЗАЯ.
Дон Мартин – Андрей ЖИЛИН.
Донья Инес – Алина КИКЕЛЯ.
Донья Клара – Светлана ГРУНИНА.
Дон Хуан – Владислав МЕЗЕНИН.
Кинтана – Максим ШИШОВ.
Караманчель – Александр ХУДЯКОВ.   
Премьера состоялась 3.12.2021
В спектакле «Дон Хиль Зелёные Штаны» Пётр Шерешевский обращается к творчеству Трисо Де Молина (1579-1648) к его драматургическому наследию, которые является квинтэссенцией его наблюдений человеческого общества и тенденций определяющих взаимоотношения людей. Многогранная творческая натура Де Молина объединяла в себе массивы знаний, достигнутых наукой того времени, его многочисленные труды по богословию и историографии, а также его собственные наблюдения человеческого общества. Всё это и многое другое нашло своё воплощение в коллекции маньеристических пьес, каждую из которых можно рассматривать в качестве драматургической попытки Де Молина представить его современникам плоды его анализа тенденций управляющих человеческим обществом. В пьесе «Дон Хиль Зеленые Штаны» Де Молина сфокусировал внимание театральной общественности на различных парадоксальных тенденциях человеческого общества, которые существуют издревле и неподвластны времени, сквозь столетия и века они продолжают оказывать сильное влияние на взаимоотношения людей. Своё видение этих парадоксов и контрадикций человеческого общества он облёкает в форму авантюрной комедии «плаща и шпаги», в ней он сосредотачивает внимание современников и людей нашего времени на этих тенденциях человеческого общества. В пьесе проекция этих тенденций была написана Де Молина с натуры, они возникнувшие с момента зарождения цивилизации, не подвластны времени так как эти тенденции благополучно продолжают жить и оказывать влияние на человеческие отношения в реалиях нашего времени.
Шерешевский в своём обращении к этим драматургическим плодам наблюдений человеческого общества выходит за рамки осовременнивания первоисточника или создания новой интерпретации пьесы. В спектакле «Дон Хиль Зелёные Штаны» он использует это произведение в качестве окна возможности для создания особого временного расширения плодам познания Де Молина. Для реализации этой концепции в спектакле Шерешевский прибегает к инструментарию современной драматургии, с помощью  которой он возводит мост времени, соединяющий персонажей эпохи Де Молина и людей нашего времени. В спектакле этим окном возможности является пьеса, созданная в драматургической мастерской Семёна Саксеева и Ко, она написана в натуралистической манере, её персонажи и события это этюды-зарисовки реалий нашего времени. Этот плод современного драматургического импрессионизма использует сюжет Де Молина в качестве объекта инспирации для воплощения картин человеческой жизни времени 2,1, созданные в стенах драматургической лаборатории Камерного Театра Малыщицкого. В этом творческом пространстве первоначальный замысел пьесы и её современная проекция образуют особый творческий тандем, нацеленный на воплощение картины человеческих отношений нашего времени. Особенностью этого сценического подхода заключается в том, что персонажи первоисточника обретают дуальное воплощение, при котором они существуют в двух временах одновременно. В этой форме дуальности язык и мысли первоисточника сохраняются и в реалиях 2,1 они актуальны и понятны нашим современникам.
В сценической истории под названием «Дон Хиль Зелёные Штаны» персонажи в двухстороннем переходе из одной эпохи в другую сохраняют свою аутентичность, так как временная граница нивелирована, лишена контрастности и парадоксальности. В ней  история Дона Хиля и его современного прообраза воплощена по формуле «один сюжет – две эпохи», в нём нивелирование временных аспектов осуществляется с сохранением их контекста, а граница, разделяющая их постепенно исчезает. В процессе нашего проникновения в её сюжетное пространство она теряет свою контрастность, так как зритель в своём познании постепенно сосредотачивает своё внимание в большей степени на смысловом контенте, а не на исторических особенностях и их визуальном воплощении. В спектакле этот особый концептуальный мост, соединяющий времена возведён с помощью специальной подводки, сценических инсталляций, StandUp наративе и музыкальном сопровождении. Музыкальная линия в спектакле один из многочисленных инструментариев усиливающих замысел и контекст сценических картин, она тонко вплетена в дуальное пространство. В нём кабареточная оболочка соединяет в себе музыку различных стилей, которая фокусирует зрительское внимание на концептуальных точках этой истории. Песни спектакля «Дон Хиль Зелёные Штаны органично инсталлированы в сценическое действие, они невероятно экспрессивны своим звучанием, в них лирика и музыкальная основа приближены к экспрессии зонг опер двадцатого века. Музыкальное действо в союзе с различными театральными приёмами и сценическими решениями нивелирует временные границы. Этот процесс осуществляется через фокусировку зрительского познания на объекте познания, находящимся над временем. Этот подход помогает зрителю в его познании избежать стереотипизации, легко лавировать между эпохами, избежать влияния паттернов восприятия образа и эпохи.
Образ Дона Хиля в спектакле сохраняет свой первоначальный сюжетный замысел, он квинтэссенция иллюзии, которая охватывает человеческие умы и здесь его иллюзорность неподвластна времени, она сохраняет своё значение для персонажей двух эпох. В спектакле это сложный многокомпонентный персонаж обладает аурой неких сверх возможностей, дарованных ему, иллюзия присутствия их притягивает к нему всеобщее внимание, инициирует процесс мифологизации его образа в подсознании окружающих. В этой истории Дону Хиль - это мощный эмоциональный триггер, посылающий особые импульсы человеку, активирующие эмоциональную основу, его воображения. Под их влиянием персонажи ослеплены, выведены из состояния душевного равновесия, так как его силуэтный образ ослепляет их и погружает их в особое состояние, в котором они далеки от реалий. В этой истории его портрет нарисован контурными линиями, очень схематично, он отправная точка моделирования человеческой мысли и сознания. В ней каждый персонаж создаёт собственную индивидуальную проекцию этого мифа, в которой каждый выполняет собственную тонкую прорисовку образа на основе собственных фантазийных представлений. В финальной точке этого процесса, создания собственная проекция образа Дона Хиля лишена своей контурности, она полностью сформирована. Для людей оказавшихся в зоне его влияния она определяет парадигму восприятия окружающего мира, играет определённую роль в их спектакле жизни.
 В реалиях двадцать первого века пространство образа Дона Хиля используется в качестве инструмента познания негативных тенденций доминирующих в отношениях людей нашего времени и здесь, среди этого букета цветов зла нашего времени внимание зрителя сосредотачивается на концепции абьюза. Особенностью этого объекта нашего познания заключается в том, что оно является некой квинтэссенцией, соединяющей в себе многие другие тенденции способствующие непониманию и разобщению людей нашего времени.
В дуальном временном пространстве этой истории человеческое увлечение иллюзорными явлениями подвигает их к использованию инструмента абьюза к окружающим их людям. В пьесе этот аспект раскрыт в особом сатирическом компоненте, которая обозначен в зелёных штанах Дона Хиля, этот эксцентричный артефакт одежды драматург использовал в качестве иллюстрации абсурда человеческой мысли, возвеличивающей нечто незначительное до невероятных размеров и концентрирующее внимание людей. Шерешевский в своём сценическом воплощении наблюдения Де Малина усиливает гротеск абсурдности этой компоненты, обогащает её другими подобными образами нашей эпохи. Они проецируют человеческие амбиции, желания спровоцированные этим полу- мифическим персонажем и рядом других фетишей нашего времени. Действия людей, спровоцированные этим элементом, иллюстрируют нам различные проявления концепции абьюза, чьё значение выходит за границы англо-американского термина. В этой истории abuse рассматривается в качестве инструмента негативного воздействия на человека, с помощью которого происходит примитивизация человеческих отношений, индивидуальности, сведение человеческих отношения до уровня эгоистических желаний и потребностей. В познании пространства этого понятия наш взор сосредоточен на людях, увлечённых сложной многомерной иллюзией, которая условно обозначена именем Дона Хиля, влиянием его направляют свои усилия на достижение иллюзорных целей и создают точки абьюза. В них происходит расширение нашего познания этого явления человеческих отношении через эти точки проходит наш путь познания в финале которого мы изучаем реальные лики драмы человеческой жизни. В пространстве человеческой жизни они скрыты под внешним слоем человеческих амбиций и увлечения иллюзорными образами.
Наше познание глубин человеческой драмы осуществляется в сценической картине представляющую её индивидуальную проекцию в жизни каждого персонажа. Она обретает визуальные черты в точке человеческого одиночества, в ней они наедине с собой, со своими чувствами, переживаниями и страданиями. Этот момент познания человеческой жизни осуществляется в проекции комнаты в ночи, в ней каждый персонаж рассказывает историю трагедии своей жизни, доверительно делится своими переживаниями и болями причиненными и пережитыми ими. Наше изучение этого большого многоликого панна осуществляется фрагментарно, в нём каждый фрагмент представляет нам картину маленькой трагедий человеческой жизни в эру абьюза человеческих чувств. В ликах, запечатленных в этой картине, каждый из нас может легко узнать очертания собственной жизни, трагических моментов в которых мы познали различные проявления абьюза, получили шрамы не зарастающие во времени. В спектакле «Дон Хиль Зелёные Штаны предлагает нам всем прожить эти истории и таким образом попробовать предотвратить господство эры абьюза в пространстве человеческой жизни.


Рецензии