Опеченский Посад

 В феврале 1956 года семья, то есть мама, папа и Серега, переехала с малой родины Сереги, города Пестово, в небольшое село с интересным названием Опеченский Посад, что находится в Новгородской области в 20 километрах от районного центра города Боровичи и расположено на берегу реки Мста.

 Село застраивалось по образцу Васильевского острова в Петербурге: улицы в нем идут параллельно реке и называются линиями.

 На 1-ой линии в Посаде стоит дом писателя-народника Павла Владимировича Засодимского, работавшего в 1872 году учителем в школе для крестьянских детей в соседнем селе. На основе полученных здесь впечатлений он описал в своём романе «Хроника села Смурина» расслоение боровичской деревни после отмены крепостного права. Ещё один деревянный двухэтажный дом с мемориальной доской напоминает о том, что здесь в 1890-е годы жил будущий русский писатель Вячеслав Яковлевич Шишков, автор романов «Угрюм-река» и «Емельян Пугачёв».

 В Опеченском Посаде на берегу Мсты находится дендропарк, созданный неравнодушным, влюблённым в природу человеком Семёном Андреевичем Ушановым. В нём растут десятки видов деревьев и кустарников, родина которых – Япония, Америка, Балканы, Китай, Корея и другие. У входа – огромная деревянная фигура медведя с деревянным бочонком «мёда» на плече, в нижней части парка – фонтаны, смотровая площадка, уединённый «Остров влюблённых».

 В селе Опеченский Посад прошло детство Сереги. Там, как правило, мама отводила его в детский сад и забирала оттуда вечером. Мама Сереги рассказывала, что он постоянно притворялся, что у него болит нога, неестественно ее при этом выворачивал, и постоянно просился на руки. Вот таким был баловнем, а возможно и бабушка Груша, когда еще жили в Пестове, Серегу к рукам приучила.

 Мама работала в аптеке. Сначала заместителем, а потом и заведующей аптекой. Жили на втором этаже аптеки. Этаж был с мезонином и смотрелся очень красиво и старинно. Отопление было печное. Зимой, хотя отец очень хорошо протапливал все печи, и в аптеке, и в квартире, по утрам было так зябко, что пар шел изо рта и очень не хотелось вылезать из-под одеяла из теплой постели. В 1960 году Серега пошел в школу. Причем начальная школа находилась на другом берегу реки Мста в селе Опеченский Рядок, а моста через реку тогда еще не было и приходилось каждый день туда и обратно переправляться на пароме, а зимой по ледяной переправе. Особенно пацанам это доставляло огромную радость. Очень хорошо Серега помнит свою первую учительницу – Пчелкину Марию Ивановну. Она первая заложила тягу к знаниям, любила своих учеников, как своих детей. А вот своих детей ей «боженька» не дал.

 Домашние задания все дети, как правило, выполняли сами. Понятия найма каких-либо репетиторов тогда вообще не существовало. Сильные ученики, правда, могли быть прикреплены к слабым для оказания им помощи. К Сереге, например, был прикреплен Коля Ришахрит, с которым они вместе делали домашние уроки. Эта Серегина «преподавательская» деятельность настолько выводила его из себя, что ему иногда хотелось Николая взять за грудки и потрясти его, чтобы прошла его тупость. И для себя Серега тогда понял, что в будущем ему ни в коем случае нельзя выбирать учительскую или преподавательскую стезю. Выдержки и хладнокровия для этого у него явно не хватает.

 Детство Сереги с одной стороны было очень беззаботным. Дети практически были предоставлены сами себе в рабочие дни родителей. После школы, выучив уроки, бежали к друзьям на улицу, где иногда играли допоздна, пока не стемнеет. Время хоть и было не очень хлебосольное, зато очень безопасное. Родители не задумывались о том, что с ребятами может что-либо произойти по вине нехороших людей. Если кто-то и получал какие-то травмы, то только по своей вине. Бегали босиком, гоняли в футбол, играли в войну, разделившись на красных и белых или русских солдат и фашистов. Ведь война-то на самом деле не так давно была и в доме культуры часто показывали военные и революционные фильмы.

 Но с другой стороны и забот хватало. Питаться часто приходилось подножным кормом. Очень рано, как отец говорил, с возраста пяти лет, Серега с ним уже ходил за грибами, окучивал картошку на небольшом огороде при аптеке, полол гряды с морковью и другими овощами. Отопление в доме было печное, поэтому Сереге с отцом приходилось пилить и колоть дрова, а потом складывать их в поленницы. Часто друзья Сереги ему в этом деле помогали, чтобы быстрее закончить работу и бежать играть в футбол.

 Дружно жили. Причем какой-либо дискриминации по национальному признаку вообще не существовало. Ребятам было тогда все равно, кто какой национальности. И дружили и с цыганятами, и с евреями. Были и армяне, и азербайджанцы. И много еще кого было. Но о том, что, оказывается, есть разные национальности, узнали позднее, когда стали повзрослее. А в те годы все действительно были единым народом с нерушимой дружбой и неподдельным интернационализмом в душе.

 После окончания начальной школы Серега пошел в пятый класс во вновь построенную школу. Находилась она на окраине Опеченского Посада практически в боровом лесу, в котором можно было собирать даже белые грибы. Школа была трехэтажная, со своим спортзалом, специализированными кабинетами и стадионом. Очень красивая и современная школа на то время была. Руководил школой Новиков Михаил Андреевич. Его жена Мария Ивановна работала вместе с мамой Сереги в аптеке. А с их сыном Мишкой Серега дружил. Да и семьями тоже дружили. Новиковы были семьей сельских интеллигентов. Их предки вполне могли иметь дворянские или помещичьи корни. В их быту чувствовалась размеренная патриархальность, во всем был порядок, все трапезы были четко расписаны по часам. Ну да и история самого села говорит о том, что в нем можно было встретить, в том числе, и потомков очень знаменитых людей. Да и само место ваяло интересных людей, которые не по наследственности становились известными, а сами эту известность заслужили.
 
 Практически сразу же по приезду родителей Сереги в Опеченский Посад они познакомились с семьей Ушановых. Семен Андреевич работал руководителем местной санэпидстанции, а Зоя Ивановна была акушеркой в местном роддоме. 24 января1959 года родился родной братишка Сереги Александр. Не знает Серега точно, но думает, что роды вполне могла принимать Зоя Ивановна.

 С семьей Ушановых Серегину семью связывает многолетняя дружба. Даже возврат в 1966 году в Пестово не прервал эту дружбу. Родители часто встречались, причем не только по поводу каких-нибудь юбилеев, но и приезжали друг к другу просто, когда скучали по общению. С дочерьми Ушановых, Любой, Верой и Надеждой семья Сереги и его родственники до сих пор поддерживают связь, хотя и живут в разных местах России. И дружбе этой уже более шестидесяти пяти лет!

 


Рецензии