Мольер и его моль ер...

\\ НЕ для печАти* Только для ЗаГоТовок в Стихи-Ру* //

             \\ Жан-Батист ПоклЕн //
         театральный псевдоним — МольЕр
     15 января 1622, Париж — 17 февраля 1673 —
        французский комедиограф XVII века,
           создатель классической комедии,
        по профессии актёр и директор театра,
       более известного как труппа Мольера.

       Французский комедиограф XVII века,
        создатель классической комедии,
      по профессии актёр и директор театра,
      более известного как труппа Мольера.
    Родился: 15 января 1622 г., Париж, Франция
Умер: 17 февраля 1673 г. (51 год), Париж, Франция
     В браке с: Арманда Бежар (1662-1673 гг.)
Партнёр: Мадлена Бежар \\ Родители: Жан Поклен
Дети: Мари Маделейн Поклен, Луи Поклен, Пьер Поклен
Цитата:       Лицемерие — модный порок,
    а все модные пороки сходят за добродетели.

       \\\\  Ранние годы Поклена - Мольера ////

Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи,
       в течение нескольких веков занимавшейся
          ремеслом обойщиков-драпировщиков.

Мать Жан-Батиста, - Мария Поклен-КресЕ (умерла11 мая 1632),
    умерла от туберкулёза, отец, Жан Поклен (1595—1669),
был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII
и отдал сына в престижную иезуитскую школу — Клермонский коллЕж
        (ныне лицей Людовика Великого в Париже),
где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал
        в подлиннике римских авторов и даже, по преданию,
    перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция
        «О природе вещей»,- пперевод  которого утерян.

   По окончании коллЕжа в 1639 году Жан-Батист
выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

       Находился под идейным влиянием философа Гассенди,
лекции которого слушал в компании других молодых интеллектуалов.

           \\\\ Начало актёрской карьеры ////

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла
        и Жан-Батист избрал профессию актёра,
          взяв театральный псевдоним Мольер.

    После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар,
в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра»
             новой парижской труппы из 10 актёров,
  зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года.

Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже
            труппами Бургундского отеля и Марэ,
     «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году.

Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции,
примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

    \\ Труппа Мольера в провинции. Первые пьесы //

         Скитания Мольера по французской провинции
на протяжении 13 лет (1645—1658) в годы гражданской войны
 (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.

  С 1645 года Мольер с друзьями заступают к Дюфрену
       и в 1650 году он возглавляет группу.

Репертуарный голос группы Мольера и явился стимулом
     к началу его драматургической деятельности.
   Так годы театральной учёбы Мольера стали годами
и его авторских работ. Множество фарсовых сценариев,
      сочинённых им в провинции, исчезло...

     Сохранились только пьески «Ревность Барбулье»
 и «Летающий лекарь», принадлежность которых Мольеру
   не вполне достоверна, как и кое-что из Шекспира...

        Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес,
игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции:
  «Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке»,
«План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень»,
   «Вязальщик хвороста», причём заглавия эти перекликаются
            с ситуациями позднейших фарсов Мольера,
   например как,- «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена»,
                д. III, сц. II.

Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса
оказала влияние на основные комедии его зрелого возраста.

   Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера
под его руководством и с его участием в качестве актёра,
        способствовал упрочению её репутации.

   Ещё больше возросла она после сочинения Мольером
двух больших комедий в стихах — «Шалый, или Всё невпопад» 1655
                и «Любовная досада»  1656,
    написанных в манере итальянской литературной комедии.

 На основную фабулу, представляющую вольное подражание
АЖ:    \\ ..всё-таки подражАние..,- Италии..!! //
итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования
         из различных старых и новых комедий,
   соответственно приписываемому Мольеру принципу
     «брать своё добро всюду, где он его находит».

Интерес обеих пьес сводится к разработке комических положений
и интриги; характеры в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 году,
    по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля,
                она вернулась в Париж.

           \\ Парижский период МольЕра. //

В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 года
      в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV.

Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех
      и решил судьбу труппы: король предоставил ей
придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661,
          пока не перешла в театр Пале-Рояль,
         где уже оставалась до смерти Мольера.

           С момента водворения Мольера в Париже
начинается период его лихорадочной драматургической работы,
напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти.

        За те 15 лет с 1658 по 1673 Мольер создал
  все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями,
ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп. 

                \\\\ Ранние фарсы ////

Парижский период деятельности Мольера открывается
одноактной комедией «Смешные жеманницы» 1659.
В этой первой, вполне оригинальной, пьесе,-
 Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей
в аристократических салонах вычурности и манерности речи,
тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе
(см. Прециозная литература) и оказывавшей сильное влияние
 на молодёжь (преимущественно женскую её часть).

      Комедия больно уязвила виднейших жемАнниц.
АЖ:  \\ Старея,- УМники становятся ЯЗВИТЬельней... //
Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии,
 после отмены которого она шла ..с удвоенным успехом.

При всей своей крупной литературно-общественной ценности
    «Жеманницы» — типичный фарс, воспроизводящий
         все традиционные приёмы этого жанра.

Та же фарсовая стихия, придававшая юмору Мольера площадную яркость
и сочность, пропитывает также следующую пьесу Мольера «Сганарель,
или Мнимый рогоносец» (Sganarelle, ou Le cocu imaginaire, 1660).

Здесь на смену ловкому слуге-плуту первых комедий — Маскарилю —
приходит придурковатый тяжеловесный Сганарель, впоследствии
       введённый Мольером в целый ряд его комедий.

       \\ Люлю-союз, который называется "браком".. //

     23 января 1662 года Мольер подписал брачный контракт
с Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлены. Ему 40 лет, Арманде 20.

        Против всех тогдашних приличий,
    на свадьбу пригласили лишь самых близких.
Церемония венчания состоялась 20 февраля 1662 года
     в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.

         \\\\  Комедии воспитания ////

      Комедия «Школа мужей»  1661, которая тесно связана
с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школа жён» 1662,
               знаменует поворот Мольера от фарса
         к социально-психологической комедии воспитания.

 Здесь Мольер ставит вопросы любви, брака,
   отношения к женщине и устроения семьи !!

Отсутствие односложности в характерах и поступках персонажей
       делает «Школу мужей» и особенно «Школу жён»
                крупнейшим шагом вперёд
         в сторону создания комедии характеров,
       преодолевающей примитивный схематизм фарса.

При этом «Школа жён» несравненно глубже и тоньше «Школы мужей»,
  которая по отношению к ней — как бы набросок, лёгкий эскиз.

Столь сатирически заострённые комедии не могли не вызвать
ожесточённых нападок со стороны врагов драматурга.
Мольер ответил им полемической пьеской «Критика „Школы жён“» 1663.

Защищаясь от упрёков в гаерстве, он с большим достоинством
 излагал здесь своё кредо комического поэта
(«вникать как следует в смешную сторону человеческой природы
и забавно изображать на сцене недостатки общества»)
и высмеивал суеверное преклонение перед «правилами» Аристотеля*.

Этот протест против педантической фетишизации «правил»
вскрывает независимую позицию Мольера по отношению
к французскому классицизму, к которому он примыкал
    однако в своей драматургической практике.

Другим проявлением той же независимости Мольера является
и его попытка доказать, что комедия не только не ниже,
но даже «выше» трагедии, этого основного жанра классической поэзии.

 В «Критике „Школы жён“» он устами Доранта даёт критику
классической трагедии с точки зрения несоответствия её «натуре»
(сц. VII), то есть с позиций реализма. Критика эта направлена
против тематики классической трагедии, против ориентации
её на придворные и великосветские условности.

Новые удары врагов Мольер отпарировал в пьесе
      «Версальский экспромт»  1663.

Оригинальная по замыслу и построению действие её происходит
на подмостках театра, комедия эта даёт ценнейшие сведения
о работе Мольера с актёрами и дальнейшее развитие его взглядов
           на сущность театра и задачи комедии.

Подвергая уничтожающей критике своих конкурентов —
актёров Бургундского отеля, отвергая их метод условно-напыщенной
трагической игры, Мольер вместе с тем отводит упрёк в том,
что он выводит на сцену определённых лиц.
Главное же — он с невиданной дотоле смелостью издевается
над придворными шаркунами-маркизами, бросая знаменитую фразу:
 «Нынешний маркиз всех смешит в пьесе;
и как в древних комедиях всегда изображается простак-слуга,
заставляющий хохотать публику, точно так же и нам необходим
      уморительный маркиз, потешающий зрителей».

     \\\\  Зрелые комедии. Комедии-балеты ////

     Из баталии, последовавшей за «Школой жён»,
  Мольер вышел победителем. Вместе с ростом его славы
         упрочились и его связи со двором,
при котором он всё чаще выступает с пьесами, сочинёнными
     для придворных празднеств и дававшими повод
           развернуть блестящее зрелище.

Мольер создаёт здесь особый жанр «комедии-балета»,
сочетая балет (излюбленный вид придворных увеселений,
в котором сам король и его приближённые выступали
в качестве исполнителей) с комедией, дающей сюжетную
мотивировку отдельным танцевальным «выходам» 
и обрамляющей их комическими сценами.

        Первая комедия-балет Мольера — «Несносные».
Она лишена интриги и представляет ряд разрозненных сценок,
       нанизанных на примитивный сюжетный стержень.
Мольер нашёл здесь для обрисовки светских щёголей, игроков,
дуэлистов, прожектёров и педантов столько метких сатирико-бытовых
чёрточек, что при всей своей бесформенности пьеса является шагом
    вперёд в смысле подготовки той комедии нравов, создание
              которой являлось задачей Мольера
     («Несносные» были поставлены до «Школы жён»).

Успех «Несносных» побудил Мольера к дальнейшей разработке жанра
  комедии-балета. В «Браке поневоле» 1664, Мольер поднял жанр
 на большую высоту, добившись органической связи комедийного
           (фарсового) и балетного элементов.

В «Принцессе Элиды» 1664,- Мольер пошёл противоположным путём,
   вставив шутовские балетные интермедии в псевдоантичную
            лирико-пасторальную фабулу.

     Так было положено начало двум типам комедии-балета,
          которые разрабатывались Мольером и дальше.
        Первый фарсово-бытовой тип представлен пьесами
«Любовь-целительница» 1665, «Сицилиец, или Любовь-живописец» 1666,
 «Господин де Пурсоньяк» 1669, «Мещанин во дворянстве» 1670,
     «Графиня д’Эскарбаньяс» 1671, «Мнимый больной» 1673.

 При всей громадной дистанции, отделяющей такой примитивный фарс,
как «Сицилиец», служивший только рамкой для «мавританского» балета,
         от таких развёрнутых социально-бытовых комедий,
        как «Мещанин во дворянстве» и «Мнимый больной»,
  мы имеем здесь всё же развитие одного типа комедии — балета,
         вырастающего из старинного фарса и лежащего
              на магистрали творчества Мольера.

  От других его комедий эти пьесы отличаются только наличием
     балетных номеров, которые вовсе не снижают идеи пьесы:
Мольер не делает здесь почти никаких уступок придворным вкусам.

  Иначе обстоит дело в комедиях-балетах второго,
галантно-пасторального типа, к которому относятся:
«Мелисерта» 1666, «Комическая пастораль» 1666,
«Блистательные любовники» 1670, «Психея» 1671 —
    написана в сотрудничестве с Корнелем*.

               «Тартюф» 1664—1669.
Направленная против духовенства, в первой редакции комедия
    содержала три акта и изображала лицемера-пАстора...
В таком виде она была поставлена в Версале на празднестве
«Увеселения волшебного острова» 12 мая 1664 под названием
«Тартюф, или Лицемер»  и вызвала недовольство со стороны
      религиозной организации «Общества святых даров».

В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов
и добилось запрещения «Тартюфа». Мольер отстаивал свою пьесу
   в «Прошении» на имя короля, в котором прямо писал,
        что «оригиналы добились запрещения копии».

        Но это прошение не привело ни к чему...
        Тогда Мольер ослабил резкие места,
переименовал Тартюфа в Панюльфа и снял с него рясу...

В новом виде комедия, имевшая 5 актов и озаглавленная «Обманщик»,
 была допущена к представлению, но после первого же спектакля
                5 августа 1667 снова снята...

Только через полтора года «Тартюф» был наконец представлен
           в 3-й окончательной редакции.

Хотя Тартюф и не является в ней духовным лицом,
последняя редакция вряд ли мягче первоначальной.
Расширив очертания образа Тартюфа, сделав его не только ханжой,
лицемером и развратником, но также предателем, доносчиком
и клеветником, показав его связи с судом, полицией
и придворными сферами, Мольер значительно усилил сатирическую
остроту комедии, превратив её в социальный памфлет.

Единственным просветом в царстве мракобесия,
произвола и насилия оказывается мудрый монарх,
который разрубает затянутый узел интриги и обеспечивает,
как deus ex machina, внезапную счастливую развязку комедии.
Но именно в силу своей искусственности и неправдоподобности
благополучная развязка ничего не меняет в существе комедии.

                «Дон-Жуан»
    Если в «Тартюфе» Мольер нападал на религию и церковь,
то в «Дон-Жуане, или Каменном пире» 1665 объектом его сатиры
                стало феодальное дворянство.
В основу пьесы Мольер положил испанскую легенду о Дон Жуане —
                неотразимом обольстителе женщин,
           попирающем законы божеские и человеческие.
Он придал этому бродячему сюжету,
облетевшему почти все сцены Европы,
оригинальную сатирическую разработку.

     Образ Дон Жуана, этого излюбленного дворянского героя,
 воплотившего всю хищную активность, честолюбие и властолюбие
          феодального дворянства в период его расцвета,
Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа 17 вЕка —
титулованного развратника, насильника и «либертена», беспринципного,
                лицемерного, наглого и циничного.

Он делает Дон-Жуана отрицателем всех устоев,
на которых основывается благоустроенное общество.
Дон-Жуан лишён сыновних чувств, он мечтает о смерти отца,
он издевается над мещанской добродетелью, соблазняет
и обманывает женщин, бьёт крестьянина, вступившегося за невесту,
тиранит слугу, не платит долгов и выпроваживает кредиторов,
 богохульствует, лжёт и лицемерит напропалую,
состязаясь с Тартюфом и превосходя его своим откровенным цинизмом
(ср. его беседу со Сганарелем — д. V, сц. II).

Своё негодование в адрес дворянства, воплощённого в образе Дон-Жуана,
Мольер вкладывает в уста его отца, старого дворянина Дон-Луиса,
и слуги Сганареля, которые каждый по-своему обличают порочность
Дон-Жуана, произнося фразы, предвещающие тирады Фигаро
(например: «Происхождение без доблести ничего не стоит»,
«Я скорее окажу почтение сыну носильщика, если он честный человек,
чем сыну венценосца, если он так же распущен, как вы» и т\п).

Но образ Дон-Жуана соткан не из одних отрицательных черт.
При всей своей порочности Дон-Жуан обладает большим обаянием:
он блестящ, остроумен, храбр, и Мольер, обличая Дон-Жуана
как носителя пороков, одновременно любуется им,
отдаёт дань его рыцарскому обаянию.

                \\\\  «Мизантроп» ////

Если Мольер внёс в «Тартюфа» и «Дон-Жуана» ряд трагических черт,
      проступающих сквозь ткань комедийного действия,
                то в «Мизантропе» 1666
             эти черты настолько усилились,
     что почти совсем оттеснили комический элемент.

Типичный образец «высокой» комедии с углублённым психологическим
анализом чувств и переживаний героев, с преобладанием диалога
над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента,
с взволнованным, патетическим и саркастическим тоном речей главного
героя, «Мизантроп» стоит особняком в творчестве Мольера.

Альцест не только образ благородного обличителя общественных пороков,
             ищущего «правды» и не находящего её:
он отличается меньшей схематичностью, чем многие прежние персонажи.
          С одной стороны, это — положительный герой,
     благородное негодование которого вызывает сочувствие;
       с другой стороны, он не лишён и отрицательных черт:
он слишком несдержан, бестактен, лишён чувства меры и чувства юмора.

               \\\\ Поздние пьесы ////

Чересчур глубокая и серьёзная комедия «Мизантроп»
была холодно встречена зрителями, искавшими в театре
прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер
присоединил к ней блестящий фарс «Лекарь поневоле» 1666.

Эта безделка, имевшая громадный успех и до сих пор сохранившаяся
в репертуаре, разрабатывала излюбленную Мольером тему
о врачах-шарлатанах и невеждах.
Любопытно, что как раз в самый зрелый период своего творчества,
когда Мольер поднялся на высоту социально-психологической комедии,
он всё чаще возвращается к брызжущему весельем фарсу,
лишённому серьёзных сатирических заданий.

Именно в эти годы Мольером написаны такие шедевры
развлекательной комедии-интриги, как «Господин де Пурсоньяк»
и «Проделки Скапена» 1671. Мольер вернулся здесь к первичному
 источнику своего вдохновения — к старинному фарсу.

В литературоведческих кругах издавна установилось несколько
пренебрежительное отношение к этим грубоватым пьескам.
Это отношение восходит к законодателю классицизма Буало,
порицавшему Мольера за шутовство и потакание грубым вкусам толпы.

Основная тема этого периода — осмеяние буржуа,
стремящихся подражать аристократии и породниться с нею.
Эта тема развита в «Жорже Дандене» 1668 и в «Мещанине во дворянстве».

В первой комедии, разрабатывающей в форме чистейшего фарса
популярный «бродячий» сюжет, Мольер высмеивает богатого «выскочку»
 из крестьян, который из глупой спеси женился на дочери
разорившегося барона, открыто изменяющей ему с маркизом,
выставляющей его в дураках и напоследок
заставляющей его же просить у неё прощения.

 Ещё острее разработана та же тема в «Мещанине во дворянстве»,
одной из самых блестящих комедий-балетов Мольера,
где он достигает виртуозной лёгкости в построении диалога,
приближающегося по своему ритму к балетному танцу..
Эта комедия — самая злая сатира на буржуазию,
подражающую дворянству, какая вышла из-под его пера.

В знаменитой комедии «Скупой» 1668, написанной под влиянием
«Кубышки» Плавта, Мольер мастерски рисует отталкивающий образ
скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным),
у которого страсть к накоплению приняла патологический характер
          и заглушила все человеческие чувства.

Проблему семьи и брака Мольер ставит также в своей
предпоследней комедии «Учёные женщины» 1672,
в которой он возвращается к теме «Жеманниц»,
но разрабатывает её гораздо шире и глубже.
Объектом его сатиры являются здесь женщины-педантки,
увлекающиеся науками и пренебрегающие семейными обязанностями...

Вопрос о распаде мещанской семьи поставлен также
и в последней комедии Мольера «Мнимый больной» 1673.
На этот раз причина распада семьи — мания главы дома Аргана,
воображающего себя больным и являющегося игрушкой в руках
недобросовестных и невежественных врачей.
Презрение Мольера к врачам проходило сквозь всю его драматургию.

      \\\\ Последние дни жизни и смерть ////
Написанная смертельно больным Мольером комедия «Мнимый больной» —
      одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий.
    На её 4-м представлении 17 февраля 1673 года Мольер,
                игравший роль Аргана,
       почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля.
  Он был перенесён домой и через несколько часов скончался.
         Парижский архиепископ Арле де Шанваллон
      запретил было хоронить нераскаявшегося грешника
(актёры на смертном одре должны были приносить покаяние)
       и отменил запрет только по указанию короля.

    Величайшего драматурга Франции похоронили ночью,
без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

             \\\\ Список произведений ////

Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили
  его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 году.

    \\\\ Пьесы, сохранившиеся до наших дней ////

        Ревность Барбульё, фарс (1653)
        Летающий лекарь, фарс (1653)
  Шалый, или Всё невпопад, комедия в стихах (1655)
        Любовная досада, комедия (1656)
       Смешные жеманницы, комедия (1659)
  Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660)
Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661)
Школа мужей, комедия (1661) \\ Докучные, комедия (1661)
Школа жён, комедия (1662) \\ Критика «Школы жён», комедия (1663)
Версальский экспромт (1663) \\ Брак поневоле, фарс (1664)
         Принцесса Элиды, галантная комедия (1664)
            Тартюф, или Обманщик, комедия (1664)
        Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665)
           Любовь-целительница, комедия (1665)
Мизантроп, комедия (1666) \\ Лекарь поневоле, комедия (1666)
    Мелисерта, пасторальная комедия (1666, не окончена)
              Комическая пастораль (1667)
   Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667)
Амфитрион, комедия (1668) \\   Скупой, комедия (1668)
    Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668)
    Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (1669)
    Блистательные любовники, комедия (1670)
    Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670)
           Психея, трагедия-балет (1671,
в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
      Проделки Скапена, комедия-фарс (1671)
      Графиня д’Эскарбанья, комедия (1671)
         Учёные женщины, комедия (1672)
Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673)

    \\\\  Несохранившиеся пьесы ////

Влюблённый доктор, фарс (1653)
Три доктора-соперника, фарс (1653)
 Школьный учитель, фарс (1653)
Казакин, фарс (1653)
Горжибюс в мешке, фарс (1653)
Брехун, фарс (1653)
Ревность Гро-Рене, фарс (1663)
Гро-Рене школьник, фарс (1664)

          \\\\ Другие сочинения ////

     Благодарность Королю, поэтическое посвящение (1663)
          Слава собора Валь-де-Грас, поэма (1669)
             Разные стихотворения, в том числе
             Куплет из песенки д’Ассуси (1655)
                Стихи для балета г-на Бошана
     Сонет г-ну ла Мотт ла Вайе на смерть его сына (1664)
Братство невольничества во имя милосердной Богоматери, 4-хстишия,
        помещённые под аллегорической гравюрой
         в Соборе Матери Божьей Милосердной (1665)
Королю на победу во Франш-Конте, поэтическое посвящение (1668)
          Буриме на заказ (1682)

 


Рецензии