Техникум

  Судьба подарила четыре созидательных года 1958-1962.
…Я заканчивал восьмой класс средней школы, хочу отметить, что именно с середины учебного года я начал осознавать свою индивидуальность, появилось желание  утверждаться . Не могу отметить перечень обстоятельств, которые с подвигли    на это желание, вероятно, время и возраст. Осознанного  стимула, конечно не было. Не было и анализа провала вступительных экзаменов в Киевский железнодорожный техникум после седьмого класса , в который я не готовился. Хорошо помню летнюю рыбалку на Каховском водохранилище в 1957 году ,где я с ребятами  , смешными удочками ловили  маленьких сомиков  в проемах огромных валунов созданной дамбы Каховского водохранилища. Было чудное июльское лето, мыслей о школе и поступлении никаких.. И тут, Маманя объявляет мне, что Она получила письмо от брата, который рекомендует ей срочно отправить меня в Киев для поступления в железнодорожный техникум, в котором он преподавал технические дисциплины. Деталей подготовки к отъезду не помню. Очень отпечатался момент моего приезда в Киев. Меня не встречали, но подробная инструкция , как добраться к дому родственника у меня была, надо было воспользоваться троллейбусом до Крещатика. На автопилоте я оказался в троллейбусе. Все было впервые: троллейбус, огни большого города ( я приехал вечером),люди..В троллейбусе на меня обратили внимание две девчонки, точнее, не на меня а на мой саквояж – деревянный ящик с кожаным  ремешком  вместо ручки, вероятно, и мой провинциальный вид был подстать  моему  «чемодану». Странно.. все организационные и подготовительные мероприятия  и сдача вступительного экзамена у меня не оставили в памяти «отметины», смутно помню, что с экзамена меня выгнали за подсказку , вероятно, неправильную, такому же балбесу как и я. Продолжать учебу в восьмой класс родной школы пошел с удовольствием, а вот «проснулся» только во втором полугодии. Такое ощущение, что у меня был «выключен» мой аппарат восприятия окружающего мира, тут он включился, и я начал утверждаться, стал обращать внимание на свои оценки по учебным предметам и на доброжелательность учителей, некоторые из них стали авторитетами. Особенно, это относится к учителю физики Леониду Михайловичу Блоху –учитель от Бога. Меня он покорил своей внеклассной работой, создавал различные действующие модели портальных и цеховых кранов. Я помню его волшебные руки , которые ловко справлялись с различными инструментами, а работа на  трофейном токарном станке 1908 года производства  для нас мальчишек было волшебством. Вероятно, это было для меня значимо и определяющим на мое утверждение как хороший ученик восьмого класса. А, класс мой  «В» был сборный из «А» и «Б», в котором  постоянно  менялись  кураторы, учителя  и состав учеников (у нас были детдомовцы ,переростки и второгодники). Ребят восьмого класса, почти всех помню. Из-за уважению к прошлому, для истории, не могу не перечислить ИХ: Валера Гришин, Гена Давыденко, Иван Носовец, Толик Хохлов, Леня Голицан, Гена Кондыба, Володя Дубров, Николай Лалов, Света Моисеева, Валентина Иванова, Инна Кукурченке, Надя Васильева, Света Семенова, Надежда Донец, Юля Кандоурова, Талка Бойко, Виктор Деркач, Иван Лавренюк, Валентина Усачова, Нина Никифорова, Наталья Блошенко и я- Жорка Игнатенко (Игнат).  Отличников и очень одаренных  учеников у нас в классе не было, но по сообразительности и хватке могу отметить Генку Давыденко и Ивана Носовца, по прилежанию- Валерку Гришина, Генку Кондыбу, Свету Моисееву, Валентину Иванову, Надю Васильеву. Себя скромно могу поместить между двумя указанными группами, насколько это объективно, определилось когда я пришел в школу за документами после сдачи вступительных экзаменов в техникум. Завуч,  Шаповалова меня уговаривала продолжить учебу в 9-м классе, как обнадеживающегося на перспективу  выпускника школы №2. После нескольких бесед с Леонидом Михайловичем, я получил мудрое благословение- «Жорка, иди в техникум, маме будет легче и спокойней, а ты получишь специальность и  перспективу на будущее». Как это мне дорого!
 В 1958 году в Марганце открыли горный техникум, точнее его перевели из Никополя в новый , оборудованный  четырех этажный корпус в центре города с замечательным общежитием. Был объявлен набор на две  специальности «Горная электромеханика» и « Горная Разработка….» , на базе восьми  и десяти классов . К поступлению я отнесся уже с собственным понимаем, получив в техникуме перечень требований и программу к вступительным экзаменам,  я принялся готовиться. Надо было сдать три экзамена: математика устно и письменно, диктант по русскому языку.  Требования и перечень вопросов по математике меня обнадёжили, что я могу справиться, а вот с диктантом – у меня были постоянные проблемы с грамматикой ,выше тройки у меня оценок не было.  И здесь мне повезло… Маманя, мне объявляет, что приходила ее знакомая учительница начальных классов  с предложением, чтобы ее сын готовился к вступительным экзаменам со мной, а она возьмет на себя готовить нас к диктанту . Сына ее знал в лицо ,скромный мальчуган с розовыми щеками, учились мы с ним в разных школах , но жили по-соседству, я на улице Садовой, а он на Чапаева. Этап подготовки стал началом нашей дружбы на всю жизнь. Виталия Мовчан уже почти 19 лет нет на этом Свете, низкий Ему поклон. Помню и буду помнить до своих последних дней.
 И так, подготовка к вступительным экзаменам .. Мама Виталия взяла этот процесс под свой контроль, вся программа подготовки была расписана  по времени, а грамматика была под особым вниманием. За два дня перед экзаменом по русскому языку  она нам начала зачитывать  один и тот же диктант несколько раз. И каково было мое изумление, когда экзаменационная комиссия  торжественно, перед поступающей аудиторией вскрыла конверт и начала читать текст диктанта – я его знал наизусть. Все три экзамена мы с Виталькой сдали на 5 баллов, я русский диктант впервые!
Сентябрь 1958 год, я учащийся Марганецкого горного техникума. Этот статус учащегося очень значимо отличает тебя от школьника твоего возраста. Вероятно, причина в определенности твоей перспективы и квалификации, на которую настроен весь учебный процесс, с чудно подобранным преподавательским составом, уникальным лабораторным оборудованием и фантастическими классными аудиториями для общеобразовательных и специальных дисциплин. Я закрываю глаза и «вижу» аудиторию для русского языка и литературы со стендами великих классиков, с рисунками  акварелью различных сюжетов из их произведений. Удивительно, но по жизни , лучшего я не встречал. Подобно были оборудованы и другие аудитории. В чертёжном зале я впервые увидел кульман и перечень чертежных  принадлежностей для каждого учащегося. Запомнилось первое занятие в чертежном зале, преподаватель задерживался,  и мы после визуального осмотра своих рабочих мест начали «осваивать» чертежные инструменты. Особенно на меня произвела впечатление рейсшина,  я в ней увидел образ меча и мы с Виталькой начали изображать поединок. И в этот момент появляется директор техникума Курбатов . Очень узнаваемая личность, высокий, с благородным профилем , тонкими длинными пальцами, одним из которых Он указал на меня , Витальку и спокойно изрек  -  Спуститесь на первый этаж, в бухгалтерию и скажите чтобы с вас сняли стипендию за порчу учебных принадлежностей. Мы с Виталькой мигом слетели на первый этаж, постояв у двери бухгалтерии, шмыгнули ко второму входу на этаж, выждав момент, мы с опозданием явились на урок. Это было первое знакомство с директором техникума. Курбатов  Василий Григорьевич, потомственный горняк, всегда представал перед учащимися и преподавателями достойно, держал дистанцию, внешний его облик  способствовал этому , а Его черная горняцкая шинель, которую он одевал для значимости и авторитета специальности-чего стоила!. Уникальная личность. Учебный процесс в техникуме начинался с утренней гимнастики. Всех учащихся выстраивали перед общежитием (это в центре города , возле дворца культуры) , выходил Курбатов и руководил всем процессом, изображая приседания и наклоны. Запоминающие моменты..
  Хочу отметить, учебный процесс в техникуме был «захватывающий», на раслабуху  времени не было. Все ребята старались учиться хорошо. У меня основным стимулом были не только утверждение быть хорошим учеником, но и стипендия, которая для нашего с маманей  семейного бюджета была очень значима. Все дисциплины представлялись очень достойными преподавателями, многие из которых были фронтовиками, заслуживающие уважение и подражание, это Куксенко, Аппак, Шлома, Лопатко. Низкий им поклон.  А какая была практика по слесарному делу! Рядом с учебным корпусом, параллельно спортивной площадке , располагался одноэтажный корпус – с слесарной мастерской, кузнечно-термическим участком, с парком токарно-фрезерных станков. Результатом нашей работы были молоток, чугунная плитка и гаечный ключ 19 на 17, необходимо было кузнечную поковку ободрать зубилом, обработать напильником, отшабрить и отполировать с дотошным метрологическим контролем. Чего стоило обработать чугунную плитку!! Я, помимо зачета ,получил опыт работы с металлом на всю жизнь. Одним из хобби у меня было кузнечное мастерство, которое в эпоху перестройки мне значимо помогло материально и морально. Горжусь своим участием в реставрации кузнечных элементов Новоугрешского монастыря в г. Дзержинске Московской области, Оградой на погосте Ваганьковского кладбища.
  Время безжалостно стирает элементы памяти, моменты и люди исчезают безвозвратно, уже не могу вспомнить многие временные этапы. Но некоторые всплывают своей оригинальностью и необычностью. Помню урок по математике, который вел Леонид Кононович Головко. Это был класс-аудитория на втором этаже, окна которой выходили на парадную лестницу -выход на центральную улицу. Начало февраля, намело снега, лестница крутая с промежуточной площадкой посередине. Леонид Кононович, подойдя к окну начал хихикать, ребята такой момент, конечно, не могли упустить. Все прилипли к окнам и увидели на промежуточной площадке лежащего человека в тулупе с поднятым воротником, рядом лежала большая демонстрационная логарифмическая линейка (около 2 метров). Объект поднялся, отряхнулся, взял экспонат , приготовился преодолеть очередной участок лестницы, но порыв ветра спровоцировал падение объекта , логарифмическая линейка как лыжа покатилась вниз. Объект в тулупе развернулся лежа в нашу сторону и начал прикуривать, мы узнали преподавателя легендарного физика Шлому. Все грохнули, Головко смеялся до слез. События продолжались..Шлома закурив, поднялся, медленно спустился, взял под мышку экспонат пошел повторно на подъем, преодолев первую половину лестницы, на площадке  оглянулся , сделал разворот и уронил экспонат, который также лихо поехала вниз. Шлома медленно начал спуск по заснеженной лестнице, но поскользнулся и покатился вниз. Встал ,отряхнулся, взял экспонат в руки ,выжидающе посмотрел на лестницу и решил повторить попытку подъема, при этом дым сигареты из под ворота тулупа утверждающе информировал о решительности преподавателя физики. Не дойдя до площадки, он споткнулся, а злополучный экспонат по старому маршруту отправился вниз и тут наш уникальный объект внимания подминает под себя край тулупа и на Н-ом месте спускается в снежной пелене вниз. Ребята в восторге. .Поднявшись, отряхнулся, взяв экспонат, Шлома изменив маршрут, отправился к калитке, где отсутствует перепад высот и нет лестницы. Такое не забывается.
 Физику у нас преподавал Лопатко , детали машин Куксенко, сопромат Аппак, специальные дисциплины чета Нанаевых, русский язык , литературу и культурно-нравственные навыки нам прививала Наталья Дмитриевна Хошенко – наш куратор группы. Все  удивительные люди и прекрасные педагоги. Наталья Дмитриевна красивая, строгая женщина. Ребята любили Ее как маму. Будучи в Марганце, я непременно Ее посещал, контактировал с ней до последних ее дней! Помню с благодарностью. Низкий Ей поклон!.
Помимо теоретического освоения дисциплин, в учебный процесс были включены практические занятия, это производственно-ознакомительные и производственные практики . Одна из таких практик на Криворожский горнорудный комбинат, на шахту им. Орджоникидзе, где нас оформили в должности скреперист-лопаточник. Работали мы на горизонте с отметкой 400 метров. Скрепера мы видели, но работали с лопатами. В Кривом Роге все шахты рудные, выработка осуществляется путем бурения скважин, в которые закладывается заряд, а потом осуществляется подрыв породы.  После подрыва часть взорванной породы необходимо убрать, дабы установить там шкив для скрепера. Эта часть работы поручалась лопаточникам. Работа, конечно, была тяжелая, но по молодости и работа в замкнутом объеме, как то проходила оптимистично, возможно с внутренним пониманием , что она временная. Дала ли эта практика, нам будущим горным электромеханикам, опыт по специальности – вряд ли, а вот прочувствовать и понять участь шахтера в производстве, это да. И еще, я впервые заработал деньги, на которые мы с маманей приобрели мебель – платяной шкаф, круглый стол, четыре стула и покрывала на кровати.  Моя маманя расплакалась, Она конечно гордилась моими достижениями, а я с благодарностью вспоминал Леонида Михайловича, моего неосознанного покровителя.
 Осознанная, с моей стороны, была производственная практика на 5-ой шахте Марганецкого горного комбината, где я был оформлен электрослесарем с оформлением трудовой книжки, открыв этим свой трудовой стаж.
Процедуру защиты дипломного проекта, вручения дипломов и расставание с техникумом не помню. Но, даже за давностью лет, многое с благодарностью помню и понимаю роль техникума в моем становлении, это приобщение к техническому творчеству, умение приобретать опыт, самостоятельно принимать решения , уважать коллег, терпеть подчинение и субординацию . Всех одногруппников с благодарностью помню:  Стиблюк, Семененко, Павлов, Вовк, Петров, Калашников, Бесчастнов, Прудиус, Воронин, Рыбалко, Севастиди, Воронин, Сидоров, Бледный, Мовчан, Чапликас, Лысов,Савенков,Кравченко, Москаленко, Хомяк, Донец, Гришин,Некрасов,Кириенко, и еще 3 человека –забыл, но в лицо помню, это два брата и Леня.
 Благодарю Судьбу за такой временной подарок в моей жизни !
16 января 2022 год.


Рецензии