Е. Е. Карачева, А. С. Творогова. Быть человеком

Глава из новой книги "Творчество и вдохновение".


Е.Е. КАРАЧЕВА, заместитель директора
по воспитательной работе гимназии № 1 г. Шуя
А.С. ТВОРОГОВА, учитель русского языка
и литературы

«БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

      Так называется воспитательная система гимназии № 1 г. Шуя. В современном мире, быстро меняющемся, развивающемся, мобильном, молодому человеку очень непросто найти себя, определиться с тем, кто ты, какой ты, кем ты станешь. Мы не случайно расположили вопросы именно в таком порядке: главное – кто ты и какой ты? Задача современного образования и воспитания состоит в том, чтобы организовать работу так, чтобы ребенок не потерял себя, не потерял связи с богатейшей русской культурой, историей, смог идентифицировать себя как наследника величайшего народа.
      В гимназии № 1 создана социо-культурная среда, помогающая воспитать такого наследника. В течение многих лет в гимназии реализуются проекты, направленные на воспитание у учащихся культурных и духовно-нравственных ценностей, без которых человек называться настоящим человеком просто не может.
Наша гимназия – одно из самых старых учебных учреждений не только в городе Шуя, но и в Ивановской области: ей более 140 лет. Один из проектов – Школьный музей, проект «Исток». В кабинете истории располагаются постоянные и сменные экспозиции, рассказывающие об истории нашей гимназии, о школе периода Великой Отечественной войны (учениках, учителях, детях войны), о знаменитых выпускниках и замечательных педагогах. Кроме того, те или иные исторические события освещаются в сменных экспозициях, устраиваются встречи с выпускниками школы, проводятся традиционные Гимназические уроки,  разработан виртуальный музей гимназии № 1, создана Книга Памяти гимназии № 1, в которую включены сведения не только о педагогах и выпускниках школы, но и родственниках учеников гимназии № 1. Несомненно, деятельность Школьного музея и объединения «Исток» воспитывает в учениках особое отношение и к школе, и к людям, ставшим ее лицом, и к педагогам, и к собственной, неповторимой атмосфере гимназии № 1.
      Не менее интересный и важный проект – Серебряковские чтения.  За многие годы он претерпел изменения. В 1995 году он начинался как общешкольный конкурс чтецов произведений выпускника школы 1954 года, Поэта России, Геннадия Серебрякова. С течением времени он разрастался, претерпевал изменения: стали организовываться литературные встречи с местными поэтами, затем он превратился в открытый фестиваль, сейчас это Ежегодные Городские Серебряковские чтения, представляющие собой:
1) концертную программу
2) несколько площадок «Литературные встречи»
3) конкурсы чтецов в двух возрастных категориях (8-9 и 10-11 классы)
4) конкурс исследовательских работ «Анализ поэтического текста»
5) конкурс эссе «Афоризмы Бальмонта».
Девиз чтений всегда один: «Не запирайте душу на засов». Эпиграф чтений меняется в зависимости от тематики.

     Гимназия № 1 сотрудничает с литературными объединениями городов Шуя, Иваново, Кохма, с Ивановским областным отделением Союза писателей РФ.
В рамках Серебряковских чтений мы проводим творческие встречи с нашими выпускниками – писателями и поэтами, среди них – и В.В. Бердышев. Встречи с ним – это погружение не только в творческий мир самого писателя, но и в глубины русской классической культуры (поэзии, романсов, песенно-музыкальных произведений различных жанров). Атмосфера этих встреч неповторима и неподражаема – это теплота, ненавязчивость, очень корректное и в то же время трепетное отношение к отечественной культуре, что, несомненно, не может само по себе не воспитывать.
Еще один проект, о котором нельзя не упомянуть, – «Летняя гимназия». С 1995 года в гимназии №1 организована летняя творческая практика, которая со временем преобразована в общегимназический проект «Летняя гимназия». На базе летних оздоровительных лагерей действуют многопрофильные объединения (естественнонаучные, гуманитарные и физико-математические). Причем, если изначально в проекте принимали участие только старшеклассники, то в последние годы еще и учащиеся среднего звена. Если говорить о гуманитарном направлении, то формы работы можно перечислять бесконечно, это и:
• Лекции
• Практикум по разработке карт с нанесением маршрутов по литературным местам области
• Творческая мастерская
• Выпуск сборников детского творчества
• Творческая игра
• Конкурс методических разработок
• Литературные гостиные с участием городских поэтических клубов «Подсолнух», «Родник»
• Экспедиции по составленным картам литературных мест
• Подготовка, оформление и защита исследовательских работ на конференциях
• Студия литературного творчества
• Походы и экскурсии по историческим местам и местам воинской славы
• Архивная работа (работа с музейными фондами: Краеведческий музей, Музей им. М.В. Фрунзе, фондами городской библиотеки, городского архива, редакции газет)
• Проведение учащимися пеших экскурсий
• Встречи с интересными людьми и др.

      Вся эта системная и планомерная работа, конечно же, не оставляет равнодушными учащихся, совместная деятельность формирует душу подростков, их ценностное отношение к наследию, которое им передается, к которому они сами имеют непосредственное участие.
К счастью, у нас в гимназии есть возможность проводить полноценные уроки литературного краеведения. Особое место в этой системе занимают занятия, посвященные творчеству наших выпускников. Остановимся подробнее на творчестве В.В. Бердышева.
      Сначала обучающиеся на уроках знакомятся с биографическими данными писателя.
Виталий Всеволодович Бердышев родился 12 июня 1936 в г. Иваново, в семье потомственных врачей и педагогов. Жизнь в семье интеллигентов, безусловно, отразилась на образовании, воспитании Виталия, способствовала привитию любви к природе, искусству, научной деятельности. В том же 1936 году семья переехала в г. Шуя, где Виталий Бердышев учился в 10-й школе, а затем в 1-ой, которую окончил с золотой медалью в 1954 году. В том же году поступил в Военно-морскую медицинскую академию в г. Ленинграде.
       Служил Виталий Бердышев в частях Тихоокеанского флота. Занимался гигиеной и физиологией труда, проблемами адаптации и работоспособности военнослужащих в условиях Приморья. Участвовал в походах на надводных кораблях в низкие широты, познав все трудности несения боевой службы в океане. Все годы службы активно занимался научной деятельностью в области физиологии военно-морского труда. Кандидат медицинских наук.

       В 1980 году Виталий Всеволодович Бердышев ушел в отставку в связи с тяжелой болезнью позвоночника, с которой борется до сих пор. Неудержимая тяга к жизни и вечному поиску реализовалась в литературном творчестве. Из-под пера Виталия Всеволодовича выходят многочисленные рассказы, повести, мемуары. Пишет автор о красоте и величии нашей природы, о ветеранах, людских судьбах, вспоминает детство, воинскую службу, пишет об искусстве, музыке, науке валеологии. 
С 2018 года В. Бердышев занимается воссозданием истории своего курса (военно-морских врачей, выпуска ВМА им. Кирова 1960 года), объединив группу однокурсников-единомышленников, размещающих свои воспоминания на его странице в Проза.ру. И эта страница постепенно становится страницей памяти их курсантского братства и страницей истории целого поколения военно-морских врачей, детство которых пришлось на грозные военные годы.
       На уроках литературного краеведения обучающиеся гимназии приобщаются непосредственно и к творчеству писателя.
       Целая серия сборников Бердышева Виталия Всеволодовича уверенно заняла свое место на книжных полках библиотеки гимназии.
       Литературным творчеством В.В. Бердышев занимается после переезда в город Иваново. С 2008 по 2013 годы Виталий Всеволодович издал 38 сборников: рассказов, повестей, воспоминаний. Темы его произведений разнообразны: красота и величие природы, экология и мир животных, ветераны и людские судьбы, детство и воинская служба, культура и искусство, научная деятельность и семейная хроника. Обратимся к некоторым произведениям В.В. Бердышева, что ученики рассматривают на уроках литературного краеведения.

       Чтобы обучающимся было интереснее узнавать факты из жизни писателя, часто на уроках мы обращаемся к воспоминаниям В. В. Бердышева (воспоминания детства, юности, зрелости). Как известно, первые годы жизни Виталия Всеволодовича пришлись на страшный период истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Детские воспоминания о роковом лихолетье легли в основу книги «Военное детство», изданной в юбилейный для писателя 2021 год. В издании собраны воспоминания его однокашников по Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.
        К воспоминаниям В.В. Бердышева о страшных периодах истории нашей страны ученики также приобщаются на уроках. Так, например, работают с цитатами из книги В.В. Бердышева «Военное детство», конкретно обращаются к предисловию книги: «Что может быть трагичнее, безжалостнее, ожесточеннее того периода жизни нашего поколения, который мы испытали в детстве – в возрасте 5-8 лет, когда на нашу страну обрушились полчища фашистских захватчиков. Жизнь в эвакуации, в оккупации, в блокадном Ленинграде, в разрушенном Севастополе, зачастую в отрыве от родных и близких, при чрезвычайно скудном питании, в отсутствии медицинской помощи… Эсэсовские облавы, сожженные деревни, спасение в лесах и болотах (и не всегда под защитой партизан), угроза угона в Германию, батрачество на прибалтийских хозяев, фашистские концлагеря, голодомор и постоянная угроза смерти, – вот что сопровождало нас в те далекие и мучительные годы борьбы и сопротивления. Дети нашего поколения полностью или частично лишились счастья детства, на несколько лет были лишены нормального школьного образования, отцовского воспитания и материнской ласки… Но мы оставались детьми и находили для себя развлечения и забавы, далеко не безопасные, – подстать военному времени. Не все выдержали эти жесточайшие условия, дожили до долгожданной Победы, до радостных встреч с родными.
       Все это уже далекая история. И мы, ветераны, – последние из тех, кто «вживую» видел войну, испытал все ее горести и лишения. И яркие воспоминания последних очевидцев могут существенно дополнить сказанное и написанное ранее на военную тему».

        Ученикам гимназии особенно интересен период обучения писателя в средней школе № 1 (ныне гимназия № 1 г. Шуя). Ребятам интересно узнать, как учились их сверстники в середине XX века.  В 1954 году Виталий Всеволодович окончил среднюю школу с золотой медалью. Несмотря на то, что он учился хорошо, за проказы на переменах приходилось стоять в углу вместе с другими мальчишками. (Но это было еще в школе № 10, в которой он учился до 8 класса). «За время большой перемены, которая длилась 20 минут, мальчишки успевали перекусить в столовой минут за пять, а остальное время носились, сломя голову, играя в ловишки, прыгая по партам, или перелетая через них, хватаясь руками за спинки сидений. Следы от грязных ботинок и валенок превосходно высвечивались. Девчонки жаловались учителям и… начинались разборки... В третьем и четвертом классах мальчишки уже освоили стрельбу из рогаток, за что тоже доводилось стоять в углу. А однажды один из смельчаков умудрился из угла проползти под учительский стол, да еще и замяукал по-кошачьи. И это было так громко и неожиданно, что учительница подскочила, чуть не опрокинув стул, и сама закричала еще громче… Но, несмотря на это, ребята в классе были очень дружные и учиться им было не менее интересно, чем шалить на уроках и переменах. В любых поступках не было ни капли грубости, жестокости и безразличия, хотя это было военное и послевоенное время…».

        В.В. Бердышев продолжил обучение в Военно-морской медицинской академии в Ленинграде. Затем проходил службу в частях Тихоокеанского флота. Этот период жизни на уроках, посвящённых творчеству В.В. Бердышева, конечно не остаётся без внимания. В.В. Бердышевым написано множество статей, посвящённых физиологии военно-морского труда, физиологического обеспечения экипажей в походах, а также адаптации личного состава флота в Южном Приморье и Океанских тропиках. С данными статьями обучающиеся знакомятся обзорно.
        Особое место в работе на занятиях литературного краеведения уделяется городу Ленинграду и его роли в жизни писателя. Интересна книга «Ленинград и ленинградцы», вышедшая в двух частях в 2009 году. Этот город сыграл важную роль в жизни Бердышева. Его прадед Василий Егорович Морган – известный архитектор Санкт-Петербурга, внес большой вклад в облик города. В Ленинграде Виталий Всеволодович познакомился со своей супругой, любовь к которой хранит в душе всю жизнь.
        Особое место на уроках отводится знакомству с воспоминаниями детства В.В. Бердышева. К воспоминаниям о детстве писатель особенно часто обращается в нелёгкий для себя период. Все 30 лет после службы Виталия Всеволодовича преследовали боли в спине. В 1995 году у него случилось обострение болезни позвоночника с длительной потерей двигательной активности. Болезнь на два года приковала энергичного человека к постели. Благодаря оптимизму, любви к здоровому образу жизни и невероятной силе воли он преодолел недуг и смог встать на ноги. Именно в этот период Бердышев ищет душевное и физическое исцеление, обращаясь к воспоминаниям детства.  В предисловии к книге «Окунись в детство» (2008) он пишет: «Для меня детство – самый светлый период, настоящий земной рай, – воспоминания о котором всегда заставляют радостно трепетать мое сердце, а душу наполняться нежностью и всеобъемлющей любовью… В часы душевных волнений, гнетущих забот и переживаний за родных и близких, в периоды, когда теряешь последние силы в борьбе с физическими и душевными недугами, я часто обращаюсь к нему. Радуюсь встрече со своим цветущим садом, с любимой речкой Сехой, с кустиками и лесом на окраине Шуи. Вновь встречаюсь с друзьями, вместе с ними весело провожу время в забавах и развлечениях… И постепенно боли утихают, житейские невзгоды забываются, и вновь возвращается жажда жизни».

       Темы произведений В.В. Бердышева поистине разнообразны, но всё-таки большее внимание на уроках, посвященных творчеству писателя, уделяется красоте родной природы. С обучающимися на занятиях мы прослеживаем, как тесна связь природы с человеком в произведениях автора. «Природа! Прежде всего наша, русская природа с ее лесами и лугами, реками и речками, озерами и болотами... Как много о ней сказано, написано, спето! Почему же она так притягивает нас к себе, завораживает, успокаивает и вместе с тем вдохновляет, заряжает новой энергией, изливающейся из ее многогранной и благородной Души, о которой так вдохновенно говорят гении музыки, поэзии, литературы…».
       Виталий Всеволодович много путешествовал по России. «Но где бы я ни был, как бы не восхищался открывавшейся передо мной красотой самых разных природных зон нашей планеты, я всегда душой и сердцем стремился к своим любимым среднерусским лесам, лугам, прудам и речкам, среди которых прошли мои детство и юность. В них заключены очарование и удивительный покой, наполняющие любовью и умиротворением твою душу и вселяющие веру в величие нашей жизни. В них скрыта некая таинственная сила, будто магнитом влекущая меня назад, в родные края…», – так пишет Бердышев в предисловии к своей книге «Края родные» (2010), посвященной малой родине.
       Неслучайно на уроках тема природы удостоена большего внимания, ведь из всех тем, разрабатываемых автором, центральной является именно эта. Виталий Всеволодович удивительно ярко оценивает и передаёт красоту окружающего мира, что превращает его прозу в лирику, в поэзию, своего рода «прозу в стихах», что доступно далеко не каждому. Все эти картины наполнены глубокими, светлыми чувствами и любовью к животным. Говоря о природе, автор выступает перед нами не только как художник, но и в роли натуралиста-исследователя, врача-валеолога, психолога и психотерапевта. «Да, животные, как и мы, наделены чувствами. Чувства помогают приспосабливаться и жить в окружающем мире, делают жизнь богаче и многообразнее», – пишет Бердышев в книге «Незабываемые встречи» (2010).

       Виталий Всеволодович был очевидцем такого страшного природного явления в Ивановской области как смерч, прошедшего над регионом 9 июня 1984 года. Он случайно оказался в этот день на даче, находящейся не так далеко от пострадавшего Дегтярева и видел пылевой вихрь, поднимавшийся над городом. На следующий день ему удалось встретиться и поговорить с пострадавшими людьми и запечатлеть последствия прохождения смерча. О том, что удалось увидеть и узнать, Виталий Бердышев написал в книге «По следу смерча», изданной в 2012 году. Ученики также знакомятся на уроке с отрывками из данной книги: «Вид участка потряс меня. Вся его часть, прилегающая к лесу, в поперечнике нескольких сотен метров, была просто сметена с земли и представляла собой как бы серое пепелище после пожарища. Ни одного деревца, ни одного кустика и даже ни одной травинки не осталось вокруг. Только у противоположного края этой поверженной зоны – стоял наполовину срезанный каменный дом, зияющий амбразурами окон. Ещё дальше виднелась сваленная на землю пятидесятитонная цистерна для воды, удерживаемая на скрюченных железных опорах.
По краям участка, рядом с лесом, со всех сторон были набросаны огромные штабеля досок, балок, железных листов – всё, что осталось от многих десятков садовых домиков, размещавшихся ещё вчера на этой площади. Тряпки, матрацы, домашняя утварь висели на деревьях, валялись в лесу, проникая в него на глубину до сотни метров. Все железобетонные столбы, огораживающие окультуренную зону, были повалены, а некоторые даже сломаны сразу в нескольких местах. Кругом по всему лесу сновали люди – то ли спасатели, продолжающие начатую вчера работу, то ли непострадавшие хозяева участков, разыскивающие остатки своего скарба. Повсюду было много милиции».

       Невозможно на занятиях обойти стороной произведения о животных. В книгах В.В. Бердышева – не выдуманные, а реальные истории с реальными героями. Автор рассказывает о своих иногда случайных, но незабываемых встречах или довольно длительных отношениях с самыми разными представителями природы – собаками, кошками, птицами, ёжиками и даже лягушачьим семейством… Персонажи этих рассказов обладают индивидуальными характерами, привычками, жизненным опытом и судьбой, порой весьма драматичной и даже трагичной. В таких рассказах трогает не только сама история, но и искренняя боль автора, чувство вины из-за невозможности помочь, спасти самых беззащитных. Не так часто встретишь в наш прагматичный, жёсткий век людей, сострадающих большим и малым созданиям и способных своим творчеством пробуждать твою собственную совесть (книга «Незабываемые встречи»).
Большая часть рассказов светла, лирична, проникнута мягким, добрым юмором. Тонкая наблюдательность, лишённая, однако, научной педантичности, позволяет автору точно передать особенности поведения, манеру общения животных друг с другом и с человеком, раскрыть их характер, индивидуальность.
        Интересно, что человек, прошедший через трудные испытания, сохранил доброту, искренность и открытость миру. С каким жадным интересом, вниманием и уважением всматривается он в этот мир.
        Как известно, на данный момент Виталий Всеволодович много времени уделяет воспитанию молодого поколения. Выступает в школах, средних и высших учебных заведениях, библиотеках и музеях с литературно-музыкальными эстетико-образовательными программами в качестве лектора, чтеца, пианиста, аккомпаниатора. На личном примере активно пропагандирует здоровый образ жизни и науку о здоровье – валеологию.
        Книги Бердышева – это не только интересные воспоминания, это – пример любви к родному краю, замечательным людям. И он старается передать эти чистые чувства окружающим, обогатить их души светлой радостью жизни, отдать им максимум своих духовных и физических возможностей.


Рецензии