Пару слов про Клодта
Клодт Пётр Карлович (нем. Peter Clodt von Jurgensburg (1805–1867)) – российский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург. Клодту особенно удавались скульптурные изображения лошадей. Кто не знает клодтовских коней на Аничковом мосту (па пересечении Невского проспекта и Фонтанки)? Но оказались они там далеко не сразу. П. К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить
скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, как это планировалось вначале, а перенести их на опоры Аничкова моста. В 1841 году на западной стороне моста появились две первые скульптуры, а на другом берегу временно были поставлены их копии из гипса, покрашенные под бронзу. За год Клодт изготовил ещё две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены.
Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь (в подарок королю «обеих Сицилий» Фердинанду II). Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом – укрощение коня.
Значительным успехом в карьере Клодта стал заказ на оформление Нарвских ворот совместно с такими уже опытными скульпторами, как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки Нарвских ворот установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта не только стремительно несутся вперёд, но даже встают на дыбы. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровитель-ство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».
Получив известность, Клодт не стеснялся в назначении размеров своих гонораров. За «Юношей с конями» он запросил у Николая I такую же сумму, какую тот отдал за пару сфинксов, украшающих Университетскую набережную перед Академией художеств (45 тысяч золотых рублей).
(Источник: Ротиков К. К. Другой Петербург. – СПб.: Лига Плюс, 1998. – С. 29).
Между прочим, дорогостоящие скульптуры на Университетской набережной стали одним из символов Петербурга. Этим сфинксам более трёх с половиной тысяч лет, и за свою долгую жизнь они успели поохранять и гробницу фараона в Фивах, и сад Академии художеств, и набережную Невы. «Петербуржцы», в отличие от своих египетских собратьев, безбороды: при транспортировке их уронили, и бороды откололись.
(Источник: KudaGo.com›Санкт-Петербург›Египетский Петербург).
Свидетельство о публикации №222011600175
Летом был в Питере, в очередной раз полюбовался конями на мосту и впервые увидел сфинксов. Короче, спасибо автору за его рассказ :)
Максим Рябов 2 19.01.2022 08:57 Заявить о нарушении