Безобразие? В номер!

Как вы яхту назовете, так она и поплывет, поется в известной мультяшке. Переводя это в плоскость газетного материала, скажем так: статья без звучного оригинального заголовка может остаться незамеченной. Иначе говоря, публикация должна привлечь к себе внимание уже одним своим названием, а вот это получается у журналистов не всегда. Да и как найти нужные слова, не повториться, когда темы из года в год поднимаются одни и те же, а словарный запас в словаре – величина неизменная.
 
Заходит, к примеру, речь о снегопадах и пошли заголовки. «Три дня снегопада», «Последствия обильных снегопадов», «Под снежной насыпью», «Снег, как напасть». Похоже, этого врага городу не одолеть. И точно, дальше читаем: «Этот непобедимый снег». А почему не чешутся коммунальщики, ведь «Снеговиков» предупредили»? Тогда-то они и взялись за дело, аж, жарко стало: «Горячий снег». Но у неба все по собственному плану, напевно так «А снег идет…». Извини, читатель, зимой на газетных страницах, как гласит один из заголовков «Передозировка снегом».

Чистота и уборка – тоже не последние в газете темы. «Осенняя уборка», «Косметическая чистка», «Убирать и убирать», наконец, «Чтобы было чисто». А как озаглавливать различные коммунальные рейды, которые объединяют в себе необъединимое. Стреляем краткой очередью. «Двор. Снег. Дорога», «Рейд. Май. Труд», или так «Трапы. Лифты. Подъезды», «Улица. Дорога. Склон». Короче, спасибо Александру Блоку за «Аптеку. Улицу. Фонарь». Есть ряд универсальных заголовков, которые всегда выручат, скажем, во время общественных инициатив - «Общественники в курсе», депутатских рейдов - «Депутаты в теме», принятия новых законов - «Год в законе».

Но не одной лишь «коммуналкой» живет газета. Мы же движем культуру в массы, хоть и несколько однобоко: «Культурный десант», «Культурный вклад», «Знатоки культурного наследия», «Марафон культурных идей». Одна из публикаций озаглавлена прямо: «Культуры много не бывает».
 
Неизменная тема публикаций - вирусы. Пестрят однотипные названия: «Вирус под контролем», «Вместе против вирусов», «С вакциной угадали». А теперь еще и пандемия пришла. Можно посмотреть, как в течение года амплитудно менялись заголовки о ситуации с коронавирусом. От оптимистичных, типа «Коронавирус больше не сдерживает нашего развития», до пессимистичных с призывом крупными буквами «Вход в маске».

Постоянная тема последних лет также вывоз автохлама. Здесь наряду с рутинными получился и ряд фееричных названий: «Корпорация монстров», «Собираем мухоморы», «Подснежники букетами». Спасибо поселку Щукозеро, благодаря его оригинальному названию в газете появилось несколько броских заголовков: «Непотопляемая Щука», «По-Щучьему веленью», «Рецепты для Щуки», «Щука кусается». Благодарим и православных, ведь мы регулярно пишем о постах, выкручиваемся как можем: «Овсянка, сэр», «Конфетки, бараночки», «Рыбоед и грибоед».

Каждый год наше издание пишет о рождении первого жителя, здесь газетчиков часто выручают цифры. Почему бы не озаглавить материал, к примеру, так: «Елизавета первая, Екатерина вторая» или так: «Михаил четвертый». Или не сделать такой анонс: «Климент первый. В семье и в Североморске».
 
Удачные заголовки запоминаются их авторам надолго. Например, «Сопка самовывозом», «Ё и права её», «Беспечные против бесчестных», «Бот в помощь». А как вам такое? «Пельмени – разлепить» (Видимо, это приказ!), «Ватник лучше, чем кастрюля» (цитата из интервью Захара Прилепина»), «Показательный развод» (речь всего лишь о разводе личного состава полиции на дежурство). «Не знаешь, что ответить? Пиши Ленин!» (об игре «Что? Где? Когда?»). «Рябина на коньяке» (про свиристелей, питающихся перебродившей ягодой). Иногда удаются заголовки даже к рейдам, скажем, «Елки-моталки» (про объезд новогодних елок). А вот прелестный рассказ эмоциональной женщины о собственном подъезде получил название «Грязь, вонь, крики зэков». Это если что, цитата.
 
Заголовки придумываются не только к большим материалам, но и к заметкам. Например, к сводке происшествий. И здесь всегда хочется добавить чуток юмора, чтоб не вводить читателя в подавленное состояние: «Дай на лапу, друг!», «За кольцо – в браслеты», «Прятки на святки», «Шпалодеры». Или так: «Самый лучший день заходил вчера» (об опасности садиться за руль с похмелья), «Смерть самурая» (о сгоревшем «Мицубиси»), «Ни кочегары мы, не плотники» (о нигде не работающих людях, берущих кредиты), «Крабопийцы» (о браконьерах), «Нафталин» (о преступлении, совершенном давным-давно).
 
А еще на первой полосе каждого номера газеты есть анонс какого-либо материала. И придумать оригинальный привлекательный анонс – большая удача. Иногда это получается сделать звучно и с юморком. Например, «Прокачали трапы» (в буквальном смысле слова), «Дорогие «утопленники» (о подводных артефактах времен войны), «И никаких фефектов фикции» (рассказ о логопеде). Допустимо взять яркую, смачную цитату. Скажем, «Соберусь замуж – весь город узнает», - заявила одна наша героиня. «Посадили туи и голубые ели», - нда, двусмысленно. А вот еще «Подарок: муж из командировки». Стоп-стоп, это не что, что вы подумали, всего лишь встреча кораблей. Вот еще несколько удачных: «Синоптики тоже плачут», «Мусор на вес золота», «Безобразие? В номер!»

Отдельная тема – совместимость рядом стоящих заголовков. В них, к примеру, не должно быть одинаковых слов, повторений. Но мы здесь обратим внимание на их расположение на полосе, нередко бывает так, что один заголовок читается, как продолжение другого, никак с ним не связанного. Порой выходит очень забавно. Например, «Дело – труба» «Пора протрезветь». Логично. Или вот: «Добро пожаловать» «Из моря на прилавок». «Поиск места под детский сад продолжается» «Полет нормальный». Да уж, поиск, дело такое. А здесь второй заголовок звучит, как расшифровка первого: «Спорт и красота» «Матрешка и Дед Дыыл». Или вот: «Вопросы актуальные» «Был ваш стал наш». Довольно противоречивое утверждение: «Поддержка бизнеса» «От создателей «Гуляй, Вася». Или вот: «Осторожно, гололед» «Дороги стали безопаснее». Ну, еще бы. А это черный юмор: «Захоронили с почестями» «С новосельем!» Или так: «13 квитанция» «Поздравляем!»
 
Завершим обзор, вспомнив такой заголовок: «Гражданин Бугайлишкис». Все бы было ничего, если б в этой заметке речь не шла о том, что Илья Бугайлишкис участвует в конкурсе: «Я – гражданин России», что звучит, как курьез. Хотя, почему бы и нет? Сколько немцев и прибалтов стояло на службе государства. Велика, ты, Россия...


Рецензии
Замечательно!!!

Григорий Аванесов   17.01.2022 03:31     Заявить о нарушении