Каденция. Рассказ из сборника Городище
Но вдруг произошла ритмическая сбивка. Его старый приятель, ставший продюсером, показал произведения Виталия одному знаменитому кинорежиссёру. Мэтру очень понравилась музыка, и он решил вставить её в свой будущий фильм.
- Виталий, это твой последний шанс! – кричал продюсер в трубку телефона. – Не упусти!
Композитора бросило в холодный пот.
Когда он приехал на встречу с режиссёром, мэтр кинематографии долго хвалил произведения Виталия и в завершение сказал:
- Я бы вам посоветовал в главную тему вставить, так сказать, каденцию. Вы, как профессионал, должны знать, что это такое. Тем не менее, напомню. М-м-м... Это яркая и неожиданная импровизация. Мне надо, чтобы основной лейтмотив всегда звучал по-разному в саундтреке. Согласны... Виталий? Так вас, кажется?
Он высунул язык, напоминающий кончик сардельки. Это очень хороший знак, как говорили близко знающие режиссёра люди. Вот когда мэтр сворачивал язык в трубочку, тогда пиши пропало.
- Разумеется, согласен! – изобразил музыкант радость. – У меня уже есть кое-какие намётки.
- Вот и ладненько.
Но никаких намёток у Виталия, конечно же, не было. Композиции двадцатилетней давности, которые режиссёр намеревался использовать, не просто наскучили автору, а по-настоящему опротивели. Ведь он играл их почти каждый вечер. Долго бился аранжировщик над извлечением из старой гармонии чего-то свеженького, но всё выходило заезженным и нафталинным. Уж он пробовал и так, и сяк, и задом наперёд, и шиворот навыворот – всё равно в целом получалась какая-то посудохозяйственная рапсодия. Вот ведь какая ирония судьбы: когда были силы, творческая дерзость, молодой задор, тогда была поставлена какая-то метафизическая стена на пути к успеху. А когда пришла усталость, некоторая апатия и возрастной цинизм – пожалуйста, двери открыты! Через неделю мук творчества музыкант совсем отчаялся. Он решил не ходить на работу, бросить всё к лешему, запить и...
И всё-таки пошёл из-за инерционной мудрости. В этот вечер ему из зала прилетела роза, слегка царапнув щёку. Гитарист устремил возмущённый взгляд в публику, ища точку запуска снаряда. За одним из столиков сидела симпатичная дама и грациозно махала ему ладошкой. В перерыве маэстро присел к ней за столик.
- Спасибо за розу. Она напомнила мне сцену из «Кармен».
- Да, я немного Кармен, - обворожительно улыбалась незнакомка. – А вы знаете, кто вы?
- Кто же?
- Вы – гений!
- Я?!
Музыкант был сражён. Он долгие годы ждал этого слова в свой адрес, да не просто ждал, а жаждал, алкал! Одна из причин развода с женой состояла именно в том, что вторая половина даже не подозревала в нём этого желания. И вот – свершилось. А не врёт ли эта особа? Но дама совершенно искренне и от чистого сердца уверяла:
- Вы рождаете такие звуки, что можно сойти с ума!
После этих слов маэстро не мог не пригласить её в гости. Он самозабвенно играл для неё несколько часов кряду, пока в стену не застучали соседи. Потом пили вино, Виталий рассказывал о своих планах и про неудачу с каденцией. Гостья заинтересовалась новым для неё словом, и композитор подробно растолковал ей, что каденция – это яркая и неожиданная вставка в музыкальном произведении.
- Я твоя каденция, - промолвила она, и двое слились в единую ипостась.
Когда музыкант очнулся, он долго не мог понять, где находится. Такой жуткой тяжести в голове он не испытывал, наверное, никогда. Мало-помалу память сложила разрозненные пазлы в одну картинку. Виталий прошёлся по квартире. Но где же незнакомка? Где долгожданная муза, неожиданно спустившаяся с небес, чтобы болото застоя превратить в полноводное озеро? Скрипнула открытая дверца верхнего шкафчика с нижним бельём, которое почему-то было скомканным. И тут у хозяина ёкнуло сердце: деньги! Он подбежал к шкафчику, где под бельём хранил неустанно пополняемые сбережения на автомобиль – денег не было. Так и есть – клофелинщица! Музыкант начал было набирать номер полиции, но бросил это гнусное дело и горько рассмеялся. Он давно мечтал о благодатной встряске, чтобы вынырнуть из трясины рутинного пребывания в сереньком слое бытия. Но это была не встряска, а настоящее избиение судьбы. Сначала удар в поддых неожиданным предложением режиссёра, затем апперкот собственным бессилием перед каденцией, крюк сбоку внезапным обретением музы, прямой правой или кросс потерей её же, наконец, кирпичом по темени пропажей сбережений. И всё это за одну неделю!
Виталий подошёл к аппаратуре и врубил электрогитару, чтобы в ней найти какое-то утешение, отвлечение или развлечение. Как-то ещё раньше гитарист ругался с женой, вернее, она с ним, и он молча ответил ей дерзким блюзовым рифом Джимми Херндрикса.
- Так ты ещё обзываться?! – возмутилась она и ушла реветь в ванную.
Вот и сейчас инструмент выдал мощный напор гневных звуков. Постепенно гнев начал меняться на иронию, рваность пассажей сгладилась, и, наконец, из динамиков полилась до печёнок пробирающая печаль, воплотившая всю мировую скорбь.
- Стоп! – удивился маэстро. – Да это же... моя каденция! Нашёл!
Композитор приехал на вторую встречу с кинорежиссёром, и во всё время прослушивания его новых вариаций сарделька языка мэтра не теряла свою форму. Хороший знак.
Свидетельство о публикации №222011600188