Бабушка Агриппина. Часть 5

Прошли годы.. Для маленького провинциального городка, каким был Балашов, это время не прошло бесследно.
В начале 50-тых годов прошлого века Балашов стал областным городом. Его территория была образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года за счет выделения части районов из Саратовской, Сталинградской, Воронежской и Тамбовской областей.
Создание области привело к значительному благоустройству Балашова; в городе были заасфальтированы центральные улицы, построено большое количество жилищного фонда, гостиница, кинотеатр..
В состав Балашовской области вошли 37 районов и 3 города областного подчинения: из Саратовской области — города Балашов, Ртищево, Аркадакский, Балашовский, Казачкинский, Кистендейский, Красавский, Макаровский, Ново-Покровский, Родничковский, Романовский, Ртищевский, Салтыковский, Самойловский, Турковский районы; из Сталинградской области — Бударинский, Вязовский, Добринский, Еланский, Киквидзенский, Лемешкинский, Мачешанский, Нехаевский, Новониколаевский, Руднянский, Урюпинский, Хопёрский районы; из Воронежской области — город Борисоглебск, Алешковский, Байчуровский, Верхне-Карачанский, Грибановский, Козловский, Новохопёрский, Песковский, Поворинский, Полянский, Терновский районы; из Тамбовской области — Мучкапский и Шапкинский районы.
3 июня 1954 года к категории городов областного подчинения отнесен г. Урюпинск. В декабре 1956 года упразднены Козловский и Шапкинский районы.

Но Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1957 года область была упразднена.
После упразднения области большое количество сотрудников областных учреждений осталось без работы. Для ликвидации безработицы в Балашове был построен слюдяной комбинат, в заводские помещения были переоборудованы недолго просуществовавшие обком КПСС и Дом советов.

 Жизнь продолжалась.. Агриппина решила поменять работу и перейти на слюдокомбинат, но её уговорили остаться на ликёро-водочном заводе и предложили работать бригадиром. Коллектив в её бригаде был женский и все очень подружились за годы войны, всегда помогали друг другу и по работе, и в быту. Часто собирались подруги, много у них было общего. Почти у всех мужья не вернулись с фронта. Только у одной Зинаиды пришёл муж, да и то без руки. Скольких тогда война покалечила, сколько женщин остались одни, сколько детей не родилось.. Одному Богу известно.

Соберутся бывало бабоньки, накроют стол по простому, изысков то особенных не было.Выпьют горькой по рюмахе и запоют свои любимые душевные застольные песни..
Груня любила песню о рябине, начинала первой эту грустную печальную песню и подруги подхватывали ей в след:
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина,
Головой склоняясь до самого тына.
А через дорогу, за рекой широкой,
Так же одиноко дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине, к дубу перебраться.
Я б тогда не стала гнуться и качаться.

Не все знают, что у стихов известной песни о тонкой рябине, мечтающей "перебраться к дубу" есть автор. Слова написаны в 1864 г. русским поэтом Иваном Захаровичем Суриковым. А вот кто автор музыки - неизвестно! В процессе исполнения в народе немного изменились слова, сократилось количество куплетов. В результате напев стал чище, а песня стала по настоящему народной. А еще Иван Захарович известен как автор слов другой не менее известной народной песни "Степь да степь кругом".

У Агриппины подросла дочь и закончила школу. Нужно было выбирать хорошую профессию. Её подсказал дядя Людмилы. Он работал директором в Балашовской типографии, которая в то время находилась в парке им.Куйбышева в одном из уцелевших зданий Троицкого собора. Люся поехала в Саратов и поступила в полиграфическое училище на новую в то время специальность линотиписта.

Сейчас множество подобных профессий ушло в далекое прошлое. Основная причина этого – активное развитие науки и техники, способной совершенствовать любой производственный процесс. Классический пример исчезнувшей профессии и линотипист – специалист по набору на наборной строкоотливной машине, на которой набирали газеты, книги, журналы.
Но в середине 50-тых годов профессия линотиписта была очень востребована. Впрочем это продолжалось ещё долгие годы, вплоть до середины 90-тых годов.

Агриппина продолжала работать на ликёро-водочном заводе в Балашове. Изредка ездила в Саратов, навещала дочку в общежитии, помогала чем могла. Радовалась, что Людмила на хорошем счету, что скоро вернётся работать в Балашов.
Но оставшись в одиночестве часто грустила, вспоминала прожитые годы, первую доченьку, пропавшего без вести мужа.
Как-то пошла на рынок и у входа увидела местного блаженного. Народ часто подходил к нему, угощали кто чем мог и в ответ слушали его предсказания. Говорили, что он многим сказал правду, поэтому его очень почитали и даже приглашали в дома, мимо которых он проходил, чтобы дать одежду и накормить.
Вот и Агриппина решила спросить его о пропавшем без вести муже.
Блаженный взял кулёк с пряниками, посмотрел на женщину и вдруг, резко отдал назад, бормоча:
- Не жди милого, не ищи мужа. Нет его давно, а косточки его рыбы съели в красной реке.
Груня не смогла сдержаться. Слёзы полились из глаз.. И тут человек поднялся, приблизился вплотную к женщине и прошептал:
- Слёзы хорошо, плач сестрица, это только водица. Милого не вернёшь, а вскорости радость найдёшь.
Агриппина хотела спросить о какой радости говорил блаженный, но тот быстро пошёл прочь.
Купив на рынке продукты, Груня пришла домой. А на другой день узнала новость, ей дали новую квартиру. Вернее большую и светлую комнату в коммунальной квартире в районе мясокомбината. Вот и не верь в предсказания.

А вскоре из Саратова приехала дочка, устроилась в балашовскую типографию линотипистом. Стала получать хорошую зарплату. Вдвоём жить уже легче, веселее. По вечерам Люда подрабатывала в клубе в раздевалке на танцах. Вдвоём с подругой на переменку ещё и успевали потанцевать. А танцевать в то время балашовские девушки очень любили.
Приходила молодёжь после работы, тогда и в субботу работали, да ещё на воскресниках помогали восстанавливать страну. А на танцах словно забывали об усталости. Вальс, вальс-бостон, танго, фокстрот и под патефон звучали песни, под которые можно танцевать: “На сопках Маньчжурии”, “Танго соловья”, “Рио-Рита”, попурри из фильмов Чаплина, “Брызги шампанского”, “Утомленное солнце”. И, конечно, Утесов, Шульженко и Русланова. ...
А потом Людмила с подружкой возвращались домой, шли по железнодорожным путям и собирали уголь, который оставался от паровозов. Чтобы дома добавить к дровам в печке и ночью стало теплее.
В один из вечеров девушек пошёл провожать парень. На танцах он всё время приглашал Людмилу и когда попросил разрешения проводить, Люся не отказалась. Вскоре Анатолий пришёл в дом матери Люды познакомиться. А потом Людмила и Анатолий поженились.
В положенный срок в балашовском роддоме появилась на свет девочка. В то время декретный отпуск составлял всего полтора месяца и будущие мамы старались придержать отпуск, чтобы прибавить его к декретному и побыть с малышом подольше дома.
На смотрины пришла вся родня. Думали-гадали какое имя дать девочке. Пока ели-пили.. перебрали все народные имена: Валя, Таня, Галя, Маша, Ирина.. Даже чуть не переругались друг с другом. И тут встала тётка Людмилы по отцу, Мария Дмитриевна, и предложила:
-Да назови ты её Эльвирой. Новое имя, не избитое. Будет одна такая на весь Балашов.
И назвали. На следующий день молодые пошли и зарегистрировали ребёнка. Так в Балашове появилась девочка с именем Элька.

Бабушка Агриппина очень хотела назвать меня Еленой. Лена, Леночка. Такое красивое и нежное имя. Но её не послушали.
Когда мне было около трёх месяцев меня отдали в ясельную группу детского сада, в доме напротив военкомата и ремесленного училища. В семье все работали. Бабушка рассказывала, как утром везли маленький орущий свёрток на автобусе от переезда на Ветлянку до остановки на Володарского. Потом на работу. Вечером забирали, кто раньше освобождался и ехали в обратном направлении.
В светлой и большой комнате стало тесно. Молодые всё чаще задерживались и бабушке приходилось растить меня одной.

В полгода, в один из летних дней, никому ничего не говоря, бабуля вместо яслей отвезла меня в церковь на улице Советской, чтобы окрестить. Священник Александр спросил как зовут ребёнка и услышав моё имя улыбнулся. А потом узнав, что девочка февральская предложил наречь именем Анна. В мой день рождение православные отмечают день Анны пророчицы. А вечером, вернувшись домой о крещении ничего не сказала.
Я не помню как расходились мои родители. Была совсем мала. Мама и папа разъехались по разным городам в поисках личного счастья, а я осталась жить с бабушкой.


Рецензии