de omnibus dubitandum 119. 443

ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.443. ПРОВОКАЦИОННЫЙ ПРИЗЫВ…

    К началу июля 1918 года восстание распространилось почти по всем казачьим станицам Терека.

    Красные части, возглавляемые бывшим штабс-капитаном Егоровым, отошли к Минводам и образовали фронт на реке Золке. Восставших активно поддерживали многие осетинские аулы и селения, уже успевшие вкусить все «прелести» большевистской политики. Открытое дружелюбие и поддержку проявили также кабардинцы из отрядов ротмистра Заурбека Даутокова-Серебрякова, чей штаб располагался в станице Солдатской. Его отряд надёжно прикрывал левый фланг восставших.

    Политическая окраска руководящего органа восстания наложила отпечаток на весь его ход.

    На протяжении июля месяца Совет, руководимый Г.Ф. Бичераховым, вел безуспешные переговоры с краевым Советом Народных Комисаров, а затем с собравшимся во Владикавказе IV съездом народов Терека. Признавая Советскую власть, Совет требовал изменений политики СНК в отношении терских казаков, прекращения репрессий, возвращения оружия и отставки наиболее запятнавших себя комиссаров.

    К этому времени на Тереке уже сформировалось восемь фронтов: Прохладненский, Курский, Кизлярский, Грозненский, Владикавказский, Сунженский, Котляревский и Бургустанский [18, с. 82.].

    В этой обстановке 23 июля 1918 года во Владикавказе открылся IV чрезвычайный съезд народов Терека. Революционное крыло IV съезда «обратилось к рядовому казачеству с призывом не поддаваться провокации, отстаивать политику мира и дружбы».

    По предложению чрезвычайного комиссара юга России Г.К. Орджоникидзе в район боевых действий (Прохладная-Котляревская) выезжала специальная делегация для переговоров о мирном решении всех вопросов. В Моздок была также послана делегация с предложением мира.

    В ответ на предложение съезда об установлении мира штаб Бичерахова предъявил ультиматум: немедленно снять с Прохладненского фронта все красноармейские части, отвести с фронта бронепоезд, сдать все замки от пушек, удалить с занимаемых постов военного комиссара Терской области Бутырина, комиссара земледелия Пашковского, комиссара внутренних дел Фигатнера и т.д. Получив ультиматум от Бичерахова, съезд большинством голосов решительно отверг требования казачье-крестьянского правительства.

    Переговоры были прерваны, и 24 июля 1918 года во Владикавказе произошло восстание, поднятое полковниками И.Н. Беликовым и С.А. Соколовым. Бои за город продолжались 11 дней. Часть членов СНК была захвачена восставшими, но затем отпущена.

    Оставшиеся депутаты Народного съезда, ввиду ликвидации СНК, выделили из своего состава Исполнительный комитет, который возглавил Терскую республику и владикавказское восстание, назначив командующим всеми вооруженными силами республики генерала Мадритова. Однако вскоре Комитет и командующий армией оставили Владикавказ, подвергнувшийся разграблению со стороны ингушей.

    Разогнанный во время восстания СНК с приходом красных частей в город был оставлен. Прибывший в Моздок Исполнительный комитет при содействии Г.Ф. Бичерахова объявил себя временным народным правительством Терского края, подчинив своей власти Казаче-крестьянский совет и взяв на себя руководство восстанием.


Рецензии