О птичьей душе... и её губителях!

Друзья!!

Продолжаю тему охраны природы в нашем Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.
Из Сети.
"На территории заповедника «Малая Сосьва» встречается  81 краснокнижный вид, которые  вошли в новое издание Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Из них: млекопитающих – 5 (западносибирский речной бобр, прудовая ночница, ночница Брандта, северный кожанок, северный олень).
Птиц – 21 (краснозобая казарка, гуменник, малый лебедь, обыкновенный турпан, скопа, большой подорлик, беркут, орлан-белохвост, кречет, сапсан, кобчик, серый журавль, хрустан, кулик-сорока, дупель, большой кроншнеп, средний кроншнеп, филин, ястребиная сова, обыкновенный скворец, дубровник)".https://www.m-sosva.ru/
...Други!
Всё те же истребляемые ранее охотниками дупель,большой и средний кроншнеп, кулик-сорока! Красная дичь!? Да, ещё 36 лет назад в округе на всю эту живность азартно охотились северяне, не помышляя об оскудении угодий.
Сегодня же вот приходиться ОХРАНЯТЬ от убийства братьев наших меньших!
А если кинуть взгляд лет на тридцать вперёд, то не попадут ли в красную книгу округа бекас,вальдшнеп, глухарь, тетерев, белолобый гусь и...даже утки!? Эту пернатую дичь нещадно стреляют сегодня и на весенней, и на осенней охоте!
Не пора ли алчным "добытчикам" сменить карабин на фоторужье, как  сделали это многие натуралисты, в том числе наш земляк Алексей Щукин,прекрасный фотограф-натуралист, чьи снимки всегда можно увидеть на Фейсбуке и других сайтах. Он не снимает ...птичьи трупы, не выкладывает их в Сеть (чем грешат все любители кровавых трофеев).
То есть  у Алексея птицы- живые, интересные, со своим особенным характером и повадками! И,конечно, душу их не передаст ни одно  даже прекрасно сделанное музейное чучело!

Вл.Назаров
P.S.
...Cначала я проехал мимо. Только отметил про себя: вороны кучкуются, нашли, видать, какую-то падаль. И только метров через триста сообразил - это же тетерева. Разворачиваюсь, навстречу две машины, ну всё, думаю, косачи улетели. Подъезжаю. Нет, сидят голубчики. Всего насчитал больше двадцати штук. Самцы уже бормочут, тренируются, хотя до токовища еще месяца два. Самочки кормятся почками берез и делают вид, что их это не интересует. Хотя нет-нет да и поглядывают на будущих женихов. Такую картину последний раз наблюдал лет двадцать назад, и то на просёлке, а тут на обочине федеральной трассы. 
А.Щукин
Фото автора. 
************
НА БОЛОТАХ И ЛУГАХ
1.КОРОЛЕВСКИЕ КУЛИКИ

ЗАПОЗДАЛЫЙ спад воды с Обско- Иртышской поймы несколько ускорился. На высоких гривах появились скошенные участки. С обсохших лугов доносятся печальные крики больших кроншнепов. Прощальная песня нашего самого крупного кулика трогательно звучит в вечерней звенящей тишине: «куу-уль, кууу-и». Как писал когда-то С. Т. Аксаков: «Его звучный, колокольчиком заливающийся голос, больше всех других птичьих голосов одушевляет однообразную равнину».
Большой кроншнеп, по-немецки — королевский или коронный кулик, по-французски — курли. Есть и другие названия: котрус, фируль,
кульон, степной, горный, польский или кривоносый кулик. Очень красивая стройная птица. Длиной 70—75 сантиметров, весом около килограмма (с добрую утку). Примечателен длинный до 20 сантиметров изогнутый клюв, мягкий, как у бекасовых, но с роговым
кончиком. Самка заметно крупнее самца.
Оперение буро-серое На голове к груди узкие продольные пестрины. Надхвостье белое. Встречается два подвида — западный, более тёмный за счет охристого окаймления перьев, и восточный, который светлее, т. к. каёмки соломенно-жёлтые. Поэтому некоторые особи в солнечный день на близком расстоянии кажутся золотистыми.
Своеобразен токовый полёт. Самец поднимается дугой вверх, дрожа крыльями. Затем высоко поднимает их, так что концы почти соприкасаются над спиной, и спускается с мелодичной трелью. 8 мая 1983 года на Иртышской пойме у Ханты-Мансийска я видел токование кроншнепов на пролёте. Две птицы, летевшие метрах в сорока от моего скрадка над протокой, достигнув берега, подняли крылья и начали парить по бокам и чуть сзади третьей (очевидно самки). Вместо привычного осеннего флейтового свиста
они издавали нежное бульканье, похожее на тетеревиное.
Словом, кроншнеп — завидный трофей, только взять его нелегко. Интересную характеристику дал ему А. Брэм: робок, осторожен, недоверчив, самоуверен и труслив. К тому же птица общественная, стайная, что ещё более затрудняет скрадывание на открытых лугах и отаве. Как говорят охотники — крепок на рану. Так как стрелять чаще приходится далеко, нужна дробь 4—5 номеров.
Менее осторожен кроншнеп в полёте. Если присесть в траве и спокойно, но громко имитировать его свист, можно подманить на верный выстрел. В 1981 году мне дважды удавалось брать таким образом по пять куликов из кружащейся стайки, недозаряжая полуавтомата. А в прошлом году, подзывая отбежавшего спаниеля, я случайно подманил стайку из пяти птиц обыкновенным детским свистком и всех взял из двухстволки, пока они кружились. Один даже сел рядом со светлой собакой, пришлось спугнуть.

ВТОРОЙ вид, средний кроншнеп,встречается значительно реже. Народное название — трескун, т. к. голос глуше, чем у большого. Он поменьше, в целом светлее окрашен. Главный отличительный признак — светлая полоса по середине головы и светлые брови.
После просмотра при подготовке статьи более десяти серьёзных источников, дореволюционных и современных, русских и зарубежных, мне кажется самым точным аксаковское описание. Серо-пёстрый, покрыт бледно-коричневыми пятнами или крапинами; на спине
и крыльях они крупнее и тёмно-коричневее, а на шее, голове и груди — мельче, желтоватее, светлее; брюхо почти белое. Хвостовые перья сверху пёстрые, в снизу почти белые; надхвостье белое, хвост короткий.
Аксаков дает описание юго-западного подвида среднего кроншнепа, доходящего на восток до Оби. Есть у нас и второй подвид — западносибирский, отличается общим более светлым тоном и белым надхвостьем.
Средний кроншнеп вообще, а сибирский особенно более доверчив. Лет тридцать назад мне довелось удачно охотиться на них с подхода днём в тундровых голубичниках у Салехарда. А вечерами я иногда переезжал обмелевшую речку и стрелял их на илистых берегах во время водопоя.
ВСЕГО у нас в Союзе отмечалось шесть видов кроншнепов.
Дальневосточный очень похож на большого, но темнее и ещё крупнее. Эскимосский, самый восточный, уже истреблён. Малый, или тонкоклювый, занесён в Красную книгу как исчезающий вид. Последний раз, судя по литературе, его отмечали в районе Тары по Иртышу, а гнёзд не находили много лет.
Но в начале 70-х годов автору этих отрок удалось случайно добыть эту редкую, тогда ещё не запрещённую птицу в окрестностях Ханты-Мансийска. Значит, встреча с ней не исключена. Поэтому запомним главные признаки. По окраске он полностью повторяет большого, только на нижней части груди есть сердцевидные или каплевидные пятна. Клюв тонкий, величина чуть больше чирка или с голубя.
И последний вид, кроншнеп-малютка, или карликовый Размеры примерно с горлицу. Клюв короткий и слабо выгнутый. Темя чёрно-бурое с охристой продольной полосой, надхвостье тёмное. Самый западный очаг его распространения по литературе — Таймыр.
Но, да поверят мне читатели, а конце августа 1948 года на сенокосе под Салехардом я учил стрелять из дробовика десятилетнего брата.
Кроншнепов было очень много. Мы вместе подкрадывались к ним из-за стога или по скошенной кромке травы. Мальчик не мог ещё удержать ружьё на весу, я опускался на четвереньки, а он клал ружьё на мою спину. Таким образом и был застрелен необыкновенно маленький, взрослый летающий кроншнеп, очень похожий по описанию на малютку.
Что ж, в природе всё возможно. Когда-то и серую утку считали южной, а теперь постоянно добывают в низовьях Оби. Залетают туда и степные утки —- пеганки, и полярные — гаги. Долго доказывали некоторые учёные, что на Севере области не гнездится белый журавль — стерх, пока не увидели в п. Питляр пойманного на реке Куноват птенца.
Так давайте отвлечёмся иногда от погони за добычей. Оглянемся, понаблюдаем и обязательно увидим что-нибудь необычное. И воскреснет из небытия маленький королевский кулик.
**********
2.Попутные птицы

И3 ДРУГИХ куликов, достойных внимания охотников, можно назвать наиболее крупных (после кроншнепов) —
веретенников и турухтанов, которые стайками начинают появляться на илистых топких берегах обмелевших проток и ручьёв.
Несомненно, на первом месте и по красоте, и по величине стоит большой веретенник — ближайший родственник кроншнепов. Очень стройный, изящный кулик на высоких ногах. Клюв длинный, тонкий, чёрно-бурый, у основания жёлтый, чуть загнут вверх. Сам кулик рыжевато-бурый, живот светлый, надхвостье чисто белое, а хвост чёрный. На лету заметно белое поле на крыльях и ноги, выступающие за край хвоста. Вес птицы 235—270 граммов, длина крыла 19—24 сантиметра. Улетает очень рано.
Малый веретенник — более северный вид, бывает у нас пролётом. Он заметно меньше, не такой стройный, ноги короче, клюв прямой. Рыжий цвет в окраске еще гуще. Грудь и живот ржаво-рыжие. Отличительные признаки — нет белой поле на крыльях на крыльях, надхвостье белое в бурых пятнах, хвост белый с поперечными тёмными полосами.
Народное название веретенников большого— евдошка, малого — рыжая евдошка. Немецкое— «неттигель» — я так и не сог  окончательно перевести%;смс одной стороны получается  "миловидный петушок", с другой- понятие,, связанное с кирпичом, что,возможно, определяет окраску этих куликов.
Чаще веретенников встречаются стайки менее крупных серо-бурых куликов — турухтанов. Сначала может показаться, что в них собрались птицы разных видов — настолько самцы крупнее самок (почти в полтора раза). Турухтаны хорошо известны охотникам по весенним брачным турнирам, которые устраивают пёстро окрашенные разноцветные самцы, называемые в народе петушками. Это, кстати, единственный вид из перечисленных нами куликов, у которого самец и самка имеют разную окраску и то только весной.
Охотятся на веретенников и турухтанов  обычно с подхода, что не всегда легко сделать на открытых берегах. Дробь лучше применять номер семь—восемь.
Сейчас на пойме можно увидеть ещё множество видов других мелких куличков, на которых просто жалко поднимать ружьё. Все они хорошо описаны в книге нашего земляка Ю. Гордеева «Птицы тайги».
Есть и довольно крупный, заметный, красивый кулик, охота на которого запрещена. Это чёрно-пёстрый, с крепким ярко-красным клювом и такими же ногами кулик-сорока или по-народному кипитка, т. к. резкий громкий свистящий голос его звучит как «ки-пик-кипик-кипик». Кстати, это и самый невкусный кулик. Я это знаю по старым временам, когда на него ещё охотились

НУЖНО сказать и о совершенно редких, почти невидимых в силу своего скрытного образа жизни птицах, которые, притом, мало и неохотно летают. Говорят, что их легче услышать, чем увидеть.
Лет двенадцать назад на острове Соспос я разыскивал со своим первым коккер-спаниелем Джоей утянувшего на другой берег озера чирка-подранка. Собака, почуяв дичь, как обычно повела, но потом сделала несколько каких-то непонятных скачков над густой травой, словно давила мышь. И вдруг, будто цепляясь за воздух крыльями, тяжело взлетел подранок, хвост и ноги были опушены.Выстрел, и собака приносит мне коростеля. Больше за 16 лет охоты у Ханты-Мансийска я их не видел.
Коростель, по-народному — дергун, дергач,- давно известен многим как великий пешеход, даже есть поверье, что он отбывает осенью на юг пешком и так же возвращается весной к  местам гнездования. Знакома и его страстная песня, если так можно назвать многократные громкие крики «дерг-дерг» или «крэк-крэк». Примерно такой звук получается, когда водят деревянной палочкой по гребню. В Германии его зовут королем перепёлок, т. к. раньше думали, что каждой стаей перепёлок обязательно предводительствует коростель.
Дергач чуть крупнее дрозда. Принадлежит к семейству пастушковых отряда журавлеобразных. Тон оперения бурый или серовато - рыжий, крылья ржаво - рыжие. С. Т. Аксаков и А. Брэм указывают на красноватые оттенки боков и крыльев. Может быть, это окраска весенняя или старой птицы, но мой коростель был скорее охристо-бурый. Характерные признаки всех пастушковых— короткий хвост, сплющенные с боков тело и клюв. У коростеля он короткий, крепкий, красновато-серый. Ноги свинцово-серые. Бегает невероятно быстро. Я видел однажды какого-то пастушка, вид, конечно, определить было невозможно. Он бежал от обкошенного озера, через отаву, к густой траве, буквально промелькнул и внедрился в кочки. Вспугнуть его мы со спаниелем так и не смогли.
И если это был не коростель, то обязательно другой пастушок — погоныш, большой или малый. Большой пастушок размером примерно со скворца по очертаниям напоминает коростеля. Окраска тёмная, сверху— оливково-бурая со светлыми и тёмными пестринами, снизу -голубовато-серая с белыми пятнышками. Основание клюва красное, конец зелено-жёлтый, ноги зеленоватые. Малый погоныш меньше и без пестрин.
Название свое — погоныш — получил за голос — «уить-уить-уить», напоминающий звук прута или пастушьего кнута, рассекающего воздух.
После большого наводнения в начале сентября 1979 года я обходил густо заросшее по берегам тальником озеро. Кругом были поросшие худосочной травой заиленные кочки. Неожиданно мой второй спаниель Джек спугнул на удивление легко поднявшегося пастушка Это оказался большой погоныш, которого я держал в руках первый и пока единственный раз.
Зоолог Ю. Гордеев в упомянутой книге рассказывает о своей встрече ещё с одной представительницей пастушковых — камышницей, которая в засушливые годы появляется на юге округа. Это красивая маленькая водяная курица, окраска её матово-тёмная с белыми перьями на боках и подхвостье. Плавая, она непрерывно подёргивает вертикально поставленным хвостом и кивает головой, украшенной красным клювом и такой же бляшкой на лбу. Прекрасно ныряет и лазает по кустам. Голос громкий, резкий «черк-черк». Мне посчастливилось несколько мгновений наблюдать эту птицу из окна туристского вагона в Венгрии. Дорога шла рядом с длинным ручьем или мелкой речкой метра два-три шириной. Из тростника на противоположной стороне вышла камышница, кивнула, словно приветствуя поезд, несколько раз своей красной фуражкой, как начальник вокзала, и исчезла.
Также в засушливые годы появляется на заросших тростником глухих озёрах ещё одна представительница семейства — лысуха. Она величиной с небольшую утку, тёмная, клюв и бляшка на лбу — белые (отсюда и лысуха). Но это уже водоплавающая дичь, охота на которую откроется с 30 августа.
А свои заметки о птицах лугов и болот хотелось бы закончить упоминанием о возможной встрече с перепёлкой (семейство куриных) Мне такой престижный для Севера трофей довелось взять в позапрошлом году с помощью первопольного спаниеля Леды.
Очередной сезон охоты на луговую и болотистую дичь начался. Поздравим тех, кто его открыл, с полем. Пожелаем успеха тем, кто ещё собирается выехать на красную дичь. Ни пуха, ни пера!

Н. БОРИСОВ, 
действительный член Географического общества СССР,
почётный член общества охотников.
Газета "Ленинская правда".
Город Ханты-Мансийск
1986 год.


Рецензии