Из чего сделаны абрикосы?

(Фото автора)
 
Степан не заметил, как стал стариком. Всегда молодой, шустрый, здоровый. Любая работа не в тягость. В передовики никогда не лез, амбициозностью какой-либо не страдал. Человек без инициативы. И планов особых у него никогда не было. Он и женился не по собственному желанию, просто время пришло. В отношениях с женой теплоты не чувствовал, да и сам особо не одаривал её лаской. Всё как-то на автомате. Человек рукастый и смекалистый, он по дому всё делал сам, поручения супруги выполнял безупречно. Придраться к Степану невозможно. А если про любовь… Ну, нет её и всё тут. 
 

Открылась створка в душе Степана, когда дочка родилась. Словно солнце в окна засветило мощнее, чем прежде. Но дочь выросла очень быстро, уехала в большой город, поступила в институт, вышла замуж.  Потускнело всё снова внутри у Степана. Опять у каждого в семье своя, отдельная, история жизни.
 

Незаметно пенсия подоспела. Стало времени свободного больше, да дУмки печальные появились – ради чего живу?  Маялся, маялся без дела Степан, пока не повадился хаживать в интернат для одиноких стариков. Там дел невпроворот: то беседку отремонтирует, то деревья подпилит.  Радовался, что может быть полезен обитателям интерната. Оформили его разнорабочим, небольшую зарплату назначили. Крутится-вертится Степан целыми днями – и как в интернате обходились прежде без него? Кроме того, что работа по душе, был ещё один  большой плюс: на весь день можно было уходить из дома, дышать свободно, общаться душевно с людьми, улыбаться искренне и щедро всем, кто встречался. Быть настоящим. Не слышать злых окриков жены. Забыть, что он «чурбан-увалень-бестолочь».
 

Однажды случилась такое радостное событие, что и описать невозможно. У Степана родился внук. Дочь приехала в отчий дом на время декретного отпуска и привезла с собой безразмерное Счастье. Вася-Василёк был самым красивым в мире ребёнком. Он ворвался в жизнь Степана, как олимпийский факел – всё засияло вокруг, тепло расползлось по дому, душа ожила. Тогда-то и началась у Степана полноценная настоящая жизнь. Он с радостью вставал ночью, менял пелёнки, стирал детскую одежду, укачивал внучонка - пусть доченька передохнёт немного. С тех пор дружба деда и внука крепла и ширилась по мере взросления Василька. А как школьником стал, на все каникулы родители «сдавали» мальчика деду и бабушке. Ему интересно было в посёлке – лес неподалёку, речка, рыбалка с дедом. Про Степана и говорить нечего – счастье большущее рыжеголовое вьётся рядом и тарахтит без умолку: «Деда, а кто в речку воду наливает? Откуда она там берётся? Течёт-течёт, всё время утекает, а не кончается!». Или: «А как мамин голос в телефон попадает?», «А какая длина ниточки в катушке?». И так до бесконечности.
 

Недавно Васёк спрашивает Степана: «А из чего абрикос сделан?». Обезоружил деда этим вопросом. И вот почему.
 

Давным-давно, когда Степан был маленьким, случилось в далёком Узбекистане страшное землетрясение. Ташкент, столица республики, был практически разрушен, погибли люди, многие оказались под завалами. Тогда из всех уголков великой страны под названием СССР в Ташкент прибыли отряды специалистов, техника, медикаменты, продукты питания, одежда. Добрый солнечный гостеприимный город не остался один на один со своей бедой. Разрушенный стихией Ташкент поехал восстанавливать и отец Степана, инженер-строитель.
 

Поселили их команду в соседней махале, типа русской деревни, меньше всего пострадавшей от землетрясения. Распределили всех по узбекским семьям. Так как командировка была длительная, маме и Степану разрешили приехать дней на десять к отцу, что они и сделали.

Хоть и маленький был тогда еще Степан, но хорошо запомнил проживание в той махале. Совсем незнакомый узбекский быт – огромный двор с обязательным хаузом (небольшой водоем, спасающий жителей от зноя), глухие саманные заборы – дувалы. Виноградники, сады. И, конечно, тондыр – такая глиняная шарообразная печь или мангал, или жаровня (называй, как угодно) для приготовления лепёшек, самсы и другой вкуснятины.
 

Хозяева буквально молились на своих постояльцев, восстанавливающих их родной город. Семьи в основном были многодетные, по-русски разговаривали не все, но это не было помехой для общения. Уважение, почитание старших, гостеприимство, доброта царили в узбекских домах. Часов в шесть утра (из-за жаркого климата дни в Средней Азии начинались очень рано) в тенистой беседке под виноградником всегда был накрыт утренний стол – горячие тондырные лепёшки, крепкий зелёный чай (кок-чай), кишмишный виноград, разнообразные фрукты на огромном лягане. И обязательно каймак (жирные сливки) в узбекской огромной пиале - кисе.  Первый завтрак по причине зноя всегда был легкий. Главное – лепёшка и зелёный чай. Отломишь кусочек горячей лепёшки с черными зёрнышками кунжута, окунёшь её в свежий домашний каймак и запьёшь зелёным чаем! С непривычки русским людям кок-чай казался чересчур горьким, терпким. Но вскоре все поняли, что в этом напитке – спасение от 40-градусной жары. А если при чаепитии надеть тонкий стеганый чапан – узбекский халат из натурального хлопка, да укутать голову белым длинным отрезком ткани - чалмой, ты точно будешь спасён от теплового удара.
 

Степка быстро освоился в незнакомой обстановке, подружился с хозяйскими детьми – бегал с ними босиком по горячей глиняной земле, собирал сухой саксаул для домашнего очага, помогал снимать черешню в саду. Фарход-ака – самый старший и почитаемый в семье – показал мальчику сарайчик в глубине сада и приставную лестницу к нему. «Залезай на крышу! Вон видишь дерево с прозрачными белыми ягодами – это тутовник, король всех ягод. Сладкий, мягкий, без косточек. Очень полезный. Ешь его каждый день: здоровым вырастешь и крепким!» - со знанием дела неспешно говорил Фарход-ака. С крыши сарая, или как здесь говорили сарайки, Степа с интересом осматривал окрестности – сады, сады вокруг и до горизонта белые поля с ровными рядами растущих там неизвестных растений. Как потом рассказали местные ребята, так растёт хлопок. С малолетства дети помогали своим родителям собирать это стратегическое сырьё; их генетическая память хранила всё о хлопке. Каждая семья имела свою норму сбора. Дети в свободное время тоже бегали на поля, умело срывая и запихивая в специальные фартуки белые ватные комочки. Степка захотел попробовать это дело и сразу же заработал глубокие заусенцы на всех пальцах - хлопковые коробочки были неожиданно жесткие и хлопок плотно сидел в них. «Первый и последний раз!» – строго погрозил пальцем Фарход-ака.
 

Так постигал новую жизнь Стёпка.  Однажды он набрёл в саду на необычное дерево. Невысокое, с гибкими ветками, гнущимися под множеством янтарно-золотистых плодов. Очень красивое, листики гладкие, блестящие. Плоды мягкие, слегка пушистые. Невидаль! Сорвал фрукт, а он мясистый, сладкий, ароматный. Притулился к стволу и не заметил, как уснул в тени. Бабочки летают, пчёлы жужжат, листва перешёптывается. То ли явь, то ли сон.  С того момента Стёпка стал часто прибегать в сад к любимому дереву, здоровался с ним, рассказывал о прошедшем дне. Или ляжет на траву и разглядывает каждую веточку.  Фарход-ака заметил эти побеги мальчишки и объяснил, что дерево называется абрикос. Что оно очень почитается у узбеков. Из него делают волшебное варенье и кладут туда очищенные абрикосовые косточки. А ещё пастилу делают и сушат на зиму. «А из чего делают абрикос?» – неожиданно спросил Стёпа.  Фарход-ака улыбнулся: «Из солнца и радости, малыш!».
 

Целая жизнь пролетела с тех пор. Степа и сам теперь уже дед, Степан-ака, как сказали бы в Ташкенте. И внук у него растет замечательный – главный смысл жизни деда.  Сидит вот рядом в беседке  на скамеечке этот рыжий Василёк, лопает фрукты, принесённые дедом с рынка. Степан, конечно, старается – купил всё, что глаз увидел. Тут тебе и вишня, и слива, груша с персиками. Но Васёк-Василёк пододвинул к себе поближе вазочку с абрикосами, такими же золотисто-рыжими, как он сам, и гладит по пушистым бочкам, приговаривая: «Какие же вы красивые, вкусные, прозрачные! Лампочки что ли проглотили, светитесь изнутри! Деда, из чего же они сделаны, эти красавчики абрикосы?».
«Из Солнца и Радости! – отвечает довольный дед – Из Солнца и Радости!».
Он это точно знает!


Рецензии
Спасибо!
Доброго Вам времени...
Прекрасный рассказ, образцово поучительный без поУчения!)
Было и плохое, пусть!
Пусть остаётся там, в прошлом...
Нам надо чаще вспоминать хорошее, оно!.. достойно памяти и любви... И мы должны стараться быть достойными того хорошего, что было с нами!
Благодарю!
Абрикос мой любимый фрукт...
Из солнца и любви?.. да!)


Владимир Ногин   29.09.2022 06:51     Заявить о нарушении
Владимир, здравствуйте! С большим опозданием благодарю вас за рецензию на мой рассказ «Из чего сделаны абрикосы?». Такие добрые слова! Полностью с вами согласна - нам надо чаще вспоминать прошлое!
Желаю много Солнца и Любви! И Вдохновения!
Спасибо>

Ольга Криводанова   12.03.2023 17:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.