Индо-иранские корни финно-угров

Мистика вчерашняя открывает новый путь, и он ведет в Лаукаа, Суолахти, а так же Вааякоски*

Вчера было неполное лунное затмение, и не спалось. Звезды просто сошли с ума: бродили по небу, как хотели, заглядывали ко мне в окно. А на полу в лунном свете тропические комнатные цветы превратили северную хижину в таинственно поблескивающие джунгли.

Похотливая Кавэ пыталась соблазнить молодой месяц, охотилась, не вставая с небесного ложа. Иногда зевала, показывая утробу бессмертной богини. Не зря ведь предки наши верили, что лунное затмение случалось из-за того, что скучающая Кавэ проглатывала малыша-месячишку, а потом срыгивала, и луна появлялась опять, как ни в чем не бывало.
 
Финно-угры помнили долго, как одна дева стала невесткой верховной богини. Еще в начале двадцатого века в Пензенской губернии мокшане рассказывали про одну бездетную семью…

Вот наконец понесла хозяйка, три года вынашивала, три недели рожала. А когда разрешилась, ребенок плакал, не останавливаясь. Взмолилась простая смертная: «О Шкабас-ава, богиня жизни и плодородия, мать всем матерям, раз послала ты мне такую дочь, бери ее себе в невестки!» Тут же появились в доме две нищенки. Одна прикоснулась к люльке, а вторая к младенцу, заботливо укачивая. Ребенок замолчал, и выросла из него прекрасная девушка. Вот сидит она у окошка, вышивает приданое. Проходит мимо белый старец и говорит: «Трудись, невестушка, старайся! Сегодня у нас выходной, еще не время. Завтра приду за тобой». Девушка роняет пяльце и заливается слезами, жалуется матери. «Не плачь, нищим я тебя не отдам!» Наступил день, когда позвали девушку в деревню на смотрины. Когда возвращалась она домой, у порога поднялся страшный ветер, подхвативший девицу смерчем и вознесший на небо. Там правительница ее и встретила. «Дочь моя, невестушка, в тереме не смотри из последнего окна вниз, не спускайся до нижнего города, не выходи за околицу!» Девушка не послушалась, посмотрела, спустилась и увидела на земле отца с матерью, зарыдала. Богиня Шкабас-ава спросила, от чего невестка плачет. «Сидела на скамье в новой горнице и поймала у себя в голове вошек маленьких, а мимо окна пролетала стая сорок, и одна плюнула мне в глаз, вот от бельма и плачу». Шкабас-ава опять отправилась летать по свету, не забыв наказать тот же самый запрет. Девушка не послушалась, опять побежала за околицу и увидела подружку, играющую на лужке. Вернувшись, верховная правительница опять застала плачущую молодку, обратилась с вопросом и получила ответ: «Пошла петушков небесных звать домой, хозяйка ветров Варм-ава пролетала мимо, надула мне в глаз». Шкабас-ава пошла разбираться с Варм-авой: «Ты почему без разрешения летаешь, невестку мою забижаешь?» А та и рассказала, как невестка земная ослушалась, в тереме посмотрела из последнего окна вниз, спустилась из нижнего города, вышла за околицу, да увидела то, что не положено…

Эту сказку-докучку рассказывали до тех пор, пока дети в избе не уснут.
 
Позднее в мордовской мифологии Шкабаваз стал мужским персонажем. Его называли или просто Шкаем, или Нишкепазом. Исследователи сошлись во мнении, что имя финно-угорского демиурга восходит к индоиранскому слову ksaya, шипящий согласный после «к» пропал, а «ya» перешло в «ава». Карельское Кавэ этимологически происходит от индоиранского этого слова, означавшего «правитель».

В калевальских рунах Кавэ упоминается как женский персонаж: «Olipa impi ilman tyttо, Kave luonnotar korea”, то есть «Жила была девственница небесная девушка, стройная повелительница неба Кавэ».

Метаморфоза гендерная – превращение то в мужского, то в женского демиурга – финскими исследовательницами феминистического толка объясняется так. Женская ипостась богини воздуха и небес более архаичная, восходит к культу матери еще времен матриархата. Доказательство – найденные статуэтки древних «венер» в разных уголках нашей планеты.

**
Источники: в моем переводе пересказ легенды о невестке Шкабас-авы по монографии финского ученого Уно Харвы, стр. 94. Издание 1942 года на финском. Остальная информация из книги «Мордовская мифология», а так же из цифровых фондов библиотек Средней Финляндии.

*про туробъекты в наших местах речь пойдет дальше, следите за постами!


Рецензии