Дети капитана Брандта

Повинную голову меч не сечёт.

Случай сей произошёл в 1984 году в мае. “Здграавствуй, Ррига!”, эта ёмкая формула, продекламированная Витахой на перроне, очень верно отражала чувства и приподнятый дух всего нашего потока курсантов-судоводителей, приехавших в столицу Латвии на первую морскую практику. В рассказе “Под парусами” как раз и описан этот отрезок нашей курсантской жизни. Но есть что добавить…

В Межапаркс — дискотека. Событие для нас! На учебном паруснике “Седов” построение перед увольнением на берег. Капитан третьего ранга Плаксунов перед строем ещё раз объявлял этот нехитрый закон жизни курсанта: “Кто будет схвачен, тот будет околпачен!” То есть, кто попадётся на нарушении дисциплины, будет отослан с практики.

“Тырново”, 18 градусов, этот напиток из солнечной Болгарии сказочным образом делал быстротечные минуты увольнения содержательными и наполненными разными приключениями. В хронологическом порядке события того увольнения: построение, “Тырново”, Межапаркс, итальянские мелодии, Modern Talking…

Следующая зарубка в памяти — это романтичная обстановка заключительного танца. В те времена дискотеки заканчивались медленным танцем или наоборот стремительным рок-н-роллом; либо одним, либо другим. Как это происходит в настоящее время?...

Та дискотека закончилась медленным танцем. Парни с шевронами МВИМУ на левых рукавах фланки, Виктор и Сергей танцевали с милыми леди. С двумя юными подружками из Украины, приехавшими в Ригу учиться. Знакомство произошло здесь же на танцплощадке. А увольнение... то ли до 22-х, то ли до 24-х...

Надо возвращаться. Вот тут и произошла неприятная накладка. Сергей в какой-то момент обнаружил свою голову… Не-по-кры-той! Без фуражки, то есть. Пришлось вернуться, мица (фуражка) нашлась, и заняла своё уставное место. Но трамвай, последний трамвай ушёл! Тот, на котором уехал Виктор со своей подружкой…

Пешком, с милой девушкой Таней, не рижанкой, как уже было сказано. Сергей, как истинный джентльмен, провожал свою даму до дома. Из Межапарка в Задвинье, по незнакомому городу, ночью и да, пешком. С вантового моста любовались парусником "Седов". А может просто любовались… К утру был на трАпе. Живой и невредимый, ну… если не считать тот красный след от поцелуя, который не закрывала тельняшка...

Дальше было утреннее построение, и уже до обеда курсант, так романтично проведший минувшую ночь, со своим чемоданом готов был убыть с борта парусника, как нарушитель дисциплины. “Как курсант, недостойный представлять мурманскую мореходку за рубежом!” Такая формулировка была в ходу, если мне память не изменяет.

Друзья сбросились копейкой, чтоб на первое время было. Однако надо было позвонить домой родителям, чтоб те прислали денег на дорогу в Мурманск. Сергей пояснил домашним свой отъезд с практики тем, что не открыли визу. Якобы родственник ракетчик. Ложь во благо, чтоб те не беспокоились лишний раз. Беспокойством тут всё равно не поможешь.

И вот уже в Мурманске в деканате ему надо держать ответ. Роман Борисович Брандт, декан судоводительского факультета, уже был информирован, что сей курсант отчислен с практики за нарушение дисциплины. Руководитель судоводительского факультета всё равно обстоятельно, даже дотошно спрашивал, что и как было. Сергей всё честно и бесхитростно изложил декану. А тот красный след, превратившийся уже в синий, был веской, хотя и косвенной уликой. Кстати, не ускользнул из внимания проницательного декана.

Ответ Романа Борисовича Брандта был также честен. Он просто сказал, что, пожалуй, поступил бы на месте Сергея равным образом. Тоже не оставил бы даму, а проводил её до дома. В итоге решение декана было следующим: направить проштрафившегося курсанта на учебное производственное судно "Профессор Клёнова" вместе с ребятами, которые не имели визы. Работал в палубной команде "Атлантика" на постановке и выборке трала.

Герой этого рассказа Сергей Кравчук, родом из приазовского города, за шесть лет учёбы в мореходке много раз попадал в разные истории, переплёты и переделки. Соглашусь, что данный безгреховный, наивный сюжет не совсем целостно и всесторонне описывает его персоналии.

Скорее, этот рассказ есть пояснение, почему наше поколение курсантов-судоводителей, называют детьми капитана Брандта. Да и сами мы себя часто так называем.

13.01.2022 года.

P.S. Рассказ опубликован 15 января 2022 года. В день, когда не стало нашего декана, нашего учителя и наставника Романа Борисовича Брандта. Самая светлая память о нём останется в наших сердцах!


Рецензии
Бригантина та до сей поры бегает по морям и океанам.
Удачи всем курсантам! Попутного ветра!

Владимир Мигалев   02.02.2022 12:37     Заявить о нарушении
Мы называли "Седов" барком. На сегодня, в Калининграде собрались три парусника: "Седов", "Крузенштерн" и "Мир". Получается, лично я далёк от морей, но интерес остался. Читал Ваши воспоминания о службе во флоте. Многие вещи знакомы.

Орлов Евгений Александрович   04.02.2022 09:49   Заявить о нарушении