О погонах в Красной Армии

Вы не обратили внимание, уважаемые читатели, что начиная с начала XIX века все российские императоры носили военные мундиры, и именно в них до нас дошли их портреты. Почему, как вы думаете? Для меня это ясно, как божий день - военная форма украшает любого мужчину.  Правда, к форме нужно и определенное содержания - стройность, отсутствие отвислого живота. Об этом как-то забывали многие офицеры нашей армии в послевоенные годы.

Одним из украшений на военной форме были погоны или эполеты, которые могли с первого взгляда показать, какое звание носит их обладатель.  А вот введенные после Октябрьской революции знаки различия на военной форме в виде петлиц запросто могли ввести заблуждение - всякие кубики, ромбы и их количество мало что говорили несведущему человеку. А у моряков, если они в шинелях, кто в каком здании, не понять, ведь у них знаки различия были на рукавах кителей.

После революционного 1917 года погоны носили только противники большевиков — белогвардейцы и бойцы национальных армий. Вместе с «царскими погонами» исчезли и старые звания (генерал, капитан, майор и т.п.). Само понятие «офицер» тогда уступило место слову «командир» (комкор, комдив, командарм и т.п.).

«Прологом» к возвращению погон часто считают введение «персональных военных званий» в РККА (1935 — 1940 гг.). Другие исследователи полагают, что Иосиф Виссарионович Сталин и его окружение вводили погоны в связи с упразднением института военных комиссаров. Вообще, версий на тему «зачем Сталин вернул погоны» много, попадаются и довольно интересные. Я думаю, причин было несколько.

Кстати, сам Сталин, если верить воспоминаниям руководителя Тыла Вооруженных сил СССР Андрея Васильевича Хрулёва, на эту тему даже пошутил:
«Вот, товарищ Хрулёв предлагает нам восстановить старый режим, — и попросил рассмотреть представленные образцы погон и одежды...» (с) Военно-исторический журнал. 1963. №15. С.115.

«Всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин, к которому обращался Сталин, ответил, что для молодежи погоны не являются чем-то негативным. Молодежь не помнит «старый режим», но новая форма может принести пользу в борьбе с гитлеровцами.

Так почему она могла принести пользу? Тот же А. В. Хрулев вспоминал, что до возвращения погон в Красной Армии было сложно отличить солдата от офицера (командира). Вопрос с погонами обсуждался на протяжении всей второй половины 1942 года.

Другие советские военачальники, такие как Александр Михайлович Василевский и Николай Николаевич Воронов вспоминали, что «возвращение погон» должно было укрепить единоначалие в армии.

Главный маршал артиллерии (с 1944 года) Н. Н. Воронов указывал и еще одну важную причину: восприятие Красной Армии союзниками, британцами и американцами. «Общепринятые» должности и погоны должны были повысить престиж вооруженных сил СССР. В будущем было бы проще координировать совместные действия Красной Армии и союзников. Кстати, тут еще можно вспомнить Тегеранскую конференцию.

Не следует, на мой взгляд, забывать и о еще одном аспекте «возвращения погон» — «национально-патриотическом». Ведь советская агитация широко использовала примеры славного дореволюционного «военного прошлого», включая даже Брусиловский прорыв.

Собственно, в советских газетах того времени эту причину не то что не скрывали, но наоборот, подчеркивали:
«...погоны были традиционным украшением доблестной русской армии. Мы, законные наследники русской воинской славы, берем из арсенала наших отцов и дедов все лучшее, что способствовало поднятию воинского духа и укреплению дисциплины. Введение погонов еще раз подтверждает славную преемственность воинских традиций, которая так ценна для армии, любящей свое отечество, дорожащей родной историей...» (с) газета «Красная Звезда», январь 1943 года.

Кстати, понятие «офицерство» примерно тогда же вновь начали употреблять в положительном ключе в советской печати.

Конечно, введение погон было не совсем «возвращением», хотя бы потому, что «новые погоны» отличались от дореволюционных (что логично, в званиях тоже были различия).

Иногда встречаются и другие мнения по поводу возвращения погон. Так, лично я, читая двухтомный сборник документов «Генерал Власов. История предательства», обнаружил интересный довод в агитации советских партизан (агитация была направлена на коллаборационистов): переходите на нашу сторону. Мало того, что немцы проигрывают, так еще и Красная Армия изменилась: там теперь нет комиссаров, а командиры носят погоны. Переходите, вас простят, если искупите вину в бою.

Кстати говоря, это работало: к партизанам власовцы и прочие коллаборационисты переходили иногда целыми частями (например, достаточно известная история с бригадой «Дружина» Гиль-Родионова). Не могу сказать, правда, была ли изначально такая установка, такой расчет, когда вводили погоны.

В современной печати я еще встречаю такую версию: И. В. Сталин ввел погоны для «армии победы» (поскольку реформа совпала с успехами Красной Армии в Сталинградской битве), которая должна была выглядеть иначе.

Здесь сложно говорить о том, правда это или нет, потому что вопрос с погонами обсуждался достаточно давно, тогда как «персональные звания» ввели еще до начала Великой Отечественной войны...


Рецензии