Под белоснежным крылом

   
    ПОД БЕЛОСНЕЖНЫМ КРЫЛОМ
В канун сегодняшнего Праздника Крещения, у меня состоялась интересная беседа с добрым товарищем - скульптором Захаровым Леонидом Петровичем. Владельцем и директором музея Мировой скульптуры в Евпатории. Восьмидесяти двухлетний бизнесмен борется за своё пошатнувшее здоровье и будущее своего любимого детища. Неординарный человек с неординарной судьбой рассказывал интереснейшие вещи, в которые сложно даже поверить. Но где вы видели, чтобы люди лгали в таком возрасте? Вот как раз о превратностях его удивительной судьбы и хочу поговорить . А для начала ответьте мне на вопрос - Как вы относитесь к понятию Ангел – хранитель? Вот, вот. И я затрудняюсь быстро ответить. Мне все – же ближе метафизические понятия, чем мистические. Думаю, под ангелом – хранителем, скрывается не белоснежный образ за правым плечом, а повторяю, метафизическая система безопасности человека. О которой, нам мало известно. Ведь все знают, что сложные приборы и механизмы имеют свою систему безопасности. Так чем человек хуже? Другое дело, что работа нашей системы защиты не известна. Она явно связана невидимыми нитями со всем мирозданием. Наши предки даже не сомневались в существовании предупредительных знаков и сигналов в виде примет, снов, видений. В каждом поселении были свои вещуны и ворожеи, которые их разгадывали. Это вековой опыт и традиции всех народов мира. Если каждый из нас проанализирует пройденный путь, то без сомнения вспомнит моменты работы такой защиты . Непонятно другое. Почему сила защиты у каждого разная? Есть явные везуны, о которых говорят – в рубашке родился. А есть и невезучие. Или как многие из нас – обычные. У меня был товарищ – баловень судьбы. Но он этого не понимал и не ценил. В итоге плохо кончил. Отец рассказывал, был такой и у них на фронте. Вел себя вызывающее в отношении костлявой бабы с косой. Не кланялся пулям. Утверждая, что заговоренный. Но судьба не любит, когда не ценят протянутую руку. И однажды коса его все – же достала.
А сейчас прислушаемся к спору знаменитостей
Френк Синатра «Мой путь»
Мой путь, моя судьба
дорога грез, тропинка счастья
Я сам себе всегда судья
И надо мной никто не властен
Пусть этот мир был так жесток,
Но жизнь моя была прекрасна,
Дай Бог еще глоток -
Мой путь, тропинка счастья.
Воланд (Мастер и Маргарита)
– Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Гамлет ( Шекспир)
- Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам
Баба Марфа ( знаменитая бабушка нашей улицы)
- Да, да зелень. Мечтайте, мечтайте. Но помните. Вы предполагаете, а бог располагает.
Возвращаюсь вновь к моему товарищу Леониду Петровичу. К его непростой и загадочной судьбе. И белоснежному крылу, прикрывающего его всю жизнь. Или прекрасно отлаженной метафизической системе защиты. Как кому угодно. И еще. Мой немолодой товарищ уверен, что душа есть и она бессмертна. Она десятки раз покидала его тело и возвращалась вновь. В своих вещих цветных снах художник парит до сих пор. Или это делает душа. Кто знает? Вот только ряд наиболее важных случаев из его рассказа, которые заставляют серьезно задуматься о наличия души и ангела – хранителя.


СЛУЧАЙ 1
1941 год. Маленький Леня вместе с родственниками эвакуируется из Харькова. Эшелон весело стучит колесами. Солнце, как и в прежние времена, светит ярко и весело. В мирный стук колес врывается натужный вой авиационного мотора. И далее жуткое ощущение конца света. Воющие бомбы и пулеметные очереди взорвали тишину и покой кусочка мира под Харьковым. Крики ужаса матерей и детей дополняли страшную  картину. Эшелон, и находящиеся в нем беззащитные люди, за исключением двух вагонов были уничтожены за несколько минут. Маленький Леня, оказался в одном из двух непострадавших вагонов.
Казалось бы, что удивительного – повезло. Согласен, повезло. Идем дальше.

СЛУЧАЙ 2
Оккупация . Деревня Морозовка Харьковской области. Босоногое голодное детство у родственников. Немцы забрали кормилицу – Буренку. Мама, ночью выкрала её с коровника. Но, за это расстрел. Со слезами на глазах мама, оставляет меня на деда и покидает Морозовку. Но родные на то и родные, чтобы в тяжелое время помогать друг другу. А дети на то и дети чтобы, несмотря на все жизненные сложности, находили развлечения. Наша немногочисленная ватага в одних длинных рубашках с голыми попами шалила в деревне. Заигравшись на улице, мы неожиданно оказались перед выскочившим из – за поворота немецким танком. Еще немного и оказались бы под его гусеницами. Танк, грозно рыча, резко остановился. Мы, ошалело застыли в ступоре. Затем с визгом разбежались. Отступление немцев в 1943 году ощутили по гулу далекой канонады и изменившимся поведением немецких солдат. В подвал, где я с родственниками прятались, зашел солдат, и мы услышали тихое – Гитлер капут.

СЛУЧАЙ 3
1944 год. Деревня Морозовка. Мне пять лет. Со старшими мальчишками купаемся в копенках. Ямах, заполненных грунтовой водой. Конечно, шалим. На меня, шутя сел пацан постарше. Тут же подскочил и продолжал брызгаться с друзьями. Я же от неожиданности и слабости, захлебнулся. Никто не обратил на это внимание. Когда ребята вволю накупались, наконец, вспомнили и обо мне. Глубина небольшая, поэтому моё бездыханное тело легко обнаружили и вытащили на берег. Ребята испуганно сгрудились возле него. Неумелые попытки откачать. Не видя признаков жизни, решили бежать в деревню за помощью. Но в последний момент заметили, что я зашевелился. Сколько времени прошло, и как отошел уже не помню.

СЛУЧАЙ 4
1946 год. Наша семья уже в Крыму в Саках. Голодное детство продолжается. Молодой организм требует жизненной энергии. Есть нечего в буквальном смысле этого слова. Ели чеснок. Зимой выкапывали корни капусты в огороде. На теле из – отсутствия витамин и белков, образовывались водянки и язвы. Наелся корней дурмана и через несколько минут упал в обморок. В тяжелейшем состоянии, забрали в больницу. И тут впервые моя душа вышла из тела. Своё маленькое изможденное тельце я увидел с высоты потолка палаты. Где – то полчаса сверху наблюдал за происходящим. Наконец увидел, как тело зашевелилось и невесомое состояние закончилось. Хотя, врачи уже не сомневались, что меня потеряли. Сколько помню детство, столько помню что рисовал. С дедушкой научился вырезать из дерева ложки. На Сакском базаре, дедушка их успешно реализовывал. С посудой в стране была послевоенная напряженна. Обменивали их и у деревенских на сельхозпродукты. Появились кое – какая  серьёзная пища. Иногда даже чувствовал себя насытившимся.
До восьмого класса наша семья жила в деревне Куликовка, рядом с Саками. Учился в Саках. Помню страшный не свойственный для Крыма холод 1954 года. Как рядом с железнодорожным вокзалом мерз табор цыган. Красавица – цыганка долго рассматривала мою ладонь и наконец, пристально глядя в глаза, произнесла – Судьба у тебя мальчик будет необычная. Много выпадет испытаний на твою долю, но всё будет хорошо. Я же со слезами на глазах смотрел на замерзающий табор и может впервые задумался о значении судьбы в жизни каждого из нас. Той суровой зимой 70 цыган ушли в небо.
СЛУЧАЙ 5
9 классов закончил уже в Иркутске. Куда семья переехали после Сак. К этому времени я уже неплохо рисовал. И изменить в документах год рождения мне не составило труда. Лихо прибавил себе два года, чтобы устроиться на завод и материально помогать семье. Завод производил горные машины. Самым тяжелым был литейный цех. Жара доходила до 80 градусов. Но там можно было неплохо заработать. И я устроился учеником литейщика. Через полгода получил 2 разряд и первую хорошую зарплату. Больше чем у родителей. Несмотря на то, что после смены валился с ног, был счастлив. Ощущал себя настоящим мужчиной. В цеху лили крупные детали. И использовались внушительных размеров так называемые опаки. Металлическая рамки, внутрь которых насыпается формовочная смесь. Снабжены они были цапфами по торцам, которые служат для зацепления, перемещения, установки и съемки их с формовочных машин. Однажды ввиду нарушения технологического процесса, огромные опаки грохнулись с высоты на пол литейки. Рядом с местом, где я стоял. Чудом, не задев меня. Если бы был постарше, наверное, посидел. А так лишь стоял, слабо улыбаясь в огромные испуганные глаза девушки – технолога.

СЛУЧАЙ 6
1959 год. Хабаровск. Я курсант артиллерийского училища. Учения у озера Ханка.
Стрельба с закрытых позиций. Я, корректировщик. Это означает, что моя позиция находится почти на уровне дальности артиллерийского огня. Хочу заметить, что Хабаровск, это не Крым. Началась лютая метель. Где найдешь корректировщика, когда не видно не зги? Несмотря на теплое обмундирование, холод начал проникать к самому телу. Куда идти? Да и пурга не позволяет. Реальней оставаться на месте пока не найдут. Или ждать окончания непогоды. Попытки физических упражнений, чтобы как – то согреться давали небольшой эффект. Был ли страх? Конечно, был. Была и паника. Но это первое время. Приказывал себе не спать. Растирал лицо снегом, чтобы не было обморожения.  Звал на помощь. Конечно, меня искали. Но нашли лишь через 5- 6 часов. И даже живого. Конечно, было легкое обморожение. Врачи в лазарете шутя удивлялись – Как – то ты поступаешь не по человечески. Теоретически должен был замерзнуть. Нехорошо, братец. Нехорошо идти против природы.

СЛУЧАЙ 7
1960 год. Я, курсант 2 курса артучилища, по необходимости оказался в Иркутске. Через несколько дней собираюсь на поезде вернуться назад в Хабаровск. Но обстоятельства не позволили отправиться поездом. Сдал билет. Немного добавил купюр и купил билет на самолет ТУ – 104. В последний момент билет не смог его найти. Пришлось купить на следующий рейс. Который был через полтора часа. В полете самолет прошел по краю грозового фронта. Но гроза все – же мощным крылом достал наш ТУ. В воздухе резко потемнело. Громовой удар страшной силы содрогнул воздушный корабль. Пассажиры в панике судорожно ухватились за перила своих кресел. С полок посыпался багаж. Я, опять почувствовал смертельный холодок. Но, проскочили. Позже, уже на аэродроме, услышал разговор летчиков, которые утверждали, что подобной грозовой силы не испытывали никогда. Что борт чудом сохранил живучесть. Ну, а ТУ – 104, на который во время не нашелся билет, разбился при подлете к Иркутску. На нем я должен был лететь с Иркутска. Думаю, если летчики приняли решение пройти сквозь грозовой фронт при подлете, то подобное они совершили бы и после вылета с Иркутска. Но уже со мной на борту. Ведь буря бушевала несколько часов. Главное даже не в этом. А в том, что я изначально должен был спокойно ехать поездом без последующих опасных телодвижений. Без изменения предначертанного.

СЛУЧАЙ 8
В 1961 году было массовое сокращение армии, и я с 3 курса перевелся в художественное училище. Репера, привязки, азимуты и калибры хорошо, но карандаши и стеки ближе. А после училища одно из двух. Сидеть полуголодным в городских художественных мастерских и ждать заказов, или ноги в руки и по заказчикам. Север большой. Лозунгов и памятников в сельских районах требуется еще больше чем в больших городах. Что за район без бюстов политических идолов и помпезных стел? Наконец, после голодного детства, курсантской каши и студенческого дешевого портвейна можно было заслуженно посидеть и в ресторанах.
Пристрастился к охоте. И вот работая на севере Красноярского края, в выходной отправился на охоту в районе поселка Абан. Компанию мне составил начальник Управления культуры. Я увлекся стрельбой по рябчикам, и мы раздвоились. Стремясь достать подстреленную птицу, неожиданно оказался в болоте. Плохо, конечно, что никто из читателей в нем не бывал. Чувство, скажу вам, жуткое, когда оно вас засасывает. Душевная боль и внутренняя паника сжали моё сердце так, что душа не выдержав такого напряжения, взмыла вверх. И вот моя субстанция у верхушек берез. Вижу себя барахтающимся в трясине. Но самое главное, увидел торчащую за спиной березовую ветку. Которую, не видел внизу. Через несколько секунд душа вновь возвратилась в грешное тело. С трудом повернувшись, я ухватился за своё спасение. Подтянулся и выдернул тело. Как – то после этого интерес к охоте пропал.

СЛУЧАЙ 9
Я, продолжаю мотаться по Северу  за заказами и мечтами. Маленькие аны как трамваи перемещают таких как я бродяг по районам и городкам. В гостинице казенно и скучно. Очередной художественный заказ, прославляющий кого – то, чего – то выполнен. Смотрю в темное окно. Вспоминаю классика - Ночь, улица, фонарь, аптека… Завтра днем опять в дорогу. На самолётике до районного центра Бодайбо. Расстилаю казенное одеяло, в мыслях – пора осесть. Иметь накрахмаленную простынь и теплую жену. Во сне реально повторяется картина на охоте. Болото, я тону. Я, уже знаю свои особенности, касающиеся вещих снов. Не сомневаюсь, что это знак. Утром подхожу к кассе, сдаю билет. Тревожно объясняю, что мой рейс ждет беда. Ну, чтобы вы сделали на месте кассира и авиадиспетчера, выслушивая бред парня с бугра. Конечно, послали. Послали и меня. А самолет разбился. Даже не представляете, каково было мне.

СЛУЧАЙ 10
В первое десятилетие двадцать первого века будучи серьезным семейным дядей я продолжил свои мотания . Но уже не по северу нашей страны, а по  югу нашего шарика. С моим другом заслуженным деятелем искусств СССР евпаторийским скульптором Алексеем Шмаковым мы несколько лет работали в Эквадоре и Италии. В одном Эквадоре проработали 6 лет. Увековечивали в граните выдающихся личностей страны. Встречались с президентом. От работы и жизни в этих местах сохранились прекрасные впечатления. Не могу не отметить Рим. Древнюю культуру этого красивейшего города. Где мраморные шедевры можно встретить в самых неприглядных местах и дворах. И ни у какого не возникает даже мысли совершить что – то варварское в отношении произведений искусства. Охраняется ли они в музее или стоят бесхозными в общих дворах.
Летая 7 лет по маршруту Украина, Россия - Эквадор и наоборот, океан пересекал 14 раз. Полеты всегда осуществлялись на Боинге – 777. Огромный самолет с салоном похожим на зал ожидания. В Амбате всегда была промежуточная посадка. В кафе традиционно пили невкусное, но очень дорогое вино типа нашего шмурдяка. Отдавая за 200 грамм 50 долларов. Традиционно ругали это пойло и продолжали пересекать океан. Как правило, полеты были спокойные. Кто дремал, кто смотрел телевизор или читал. Всё как всегда. Но однажды и здесь меня настигло приключение, отдающее ледяным ветерком. Попали в турбулентность. Какова её природа не знаю до сих пор. Может, попали в так называемую воздушную яму с разряженным пространством? Может ошибка пилота? Кто знает. Огромный самолет катастрофически стал терять высоту. Началась вибрация. Народ в салоне поднял крик и животный визг. Эти безумные глаза паники, вспоминаются до сих пор. Моё место находилось напротив крыла с двигателем. Раньше, я не мог даже представить, что крыло способно испытывать такую амплитуду и не отрываться. С двигателя периодически слетали языки пламени. Повторяю. К этому времени я уже был серьезен, имел седые пряди и хороший костюм. Повидал многое, но пожить еще хотелось. Хотя бы для того чтобы создать свой музей. В момент апофеоза страха, неожиданно увидел себя в иллюминаторе. Понял, что это астральное я или душа, не знаю как классифицировать, смотрела (о) на моё физическое испуганное лицо с внешней стороны. В голове было одно. Душа, не выдержала и просочилась наружу. Значит капец. А моё физическое тело ей по барабану. Жаль, конечно. Да и несправедливо, обиженно подумал я. И как – то успокоился. Тут же моё перекошенное лицо исчезло. За иллюминатором вновь колыхалось крыло на фоне голубой бездны. Но языков пламени из двигателя уже не было. Осмотрелся. Народ перестал визжать и орать. Ну, думаю, если душа вернулась, значит еще поживу.

ЭПИЛОГ
В последующей жизни вещие сны и путешествия души, стали для меня обычным явлением. Но старался об этом мало говорить. Сами понимаете, как к этому относятся обыватели. Да и не только они. Так моя душа взлетала на пальмы огромного Эквадорского города Гуаякиль и сидела рядом с ящерицами гекконами, наблюдая за мной. Я бы сказал, что она даже приборзела. Могла покинуть моё бренное тело без особых причин. Просто так из любопытства? Как её понять? Во время езды по улицам Евпатории, вылетала и смотрела на меня сквозь крышу автомобиля. Видел себя за рулем. Я, конечно, на всякий случай, останавливался и отдыхал. Или, могла улететь на вершину Евпаторийской телебашни. Где я удивлялся простенькой антенне.  Про машину, это между нами. Чтоб не дошло до гаишников. Во сне и наяву летала по сказочным незнакомым местам. Что касается вещих снов, то они у меня бывают двух типов. Бытовые, исполнение которых осуществляется через несколько дней. И глобальные. Тут время относительно. Лучше бы вторых не было. Или не исполнялись. Невеселые они. Несколько лет назад приснился Владимир Владимирович с окровавленным плечом. Через время прошел слух, что в Сербии готовилось покушение. Хотя, как там было на самом деле, кто скажет? Себя успокаиваю. Не могут быть постоянными вещие сны. Особенно, когда вижу сон – катастрофу. Например. Не так давно летал по американскому континенту. С высоты птичьего полета наблюдал за кратером одного из проснувшихся вулканов. В деталях видел раскалённую лаву. При этом кратер удивительно быстро увеличивался в диаметре настолько, что в глубине были видны две тектонические плиты наползающие друг на друга. Даже во сне охватил панический ужас вперемежку с жалостью за население страны. Мысленно успокаиваю себя, что это результат чтения фейковых прогнозов будущего этой страны. Кстати, снились и города будущего. Где в каждом нашем большом городе, были и так называемые Китай – города.

Я, тебе Володя, рассказал о самых весомых случаях, опустив мелочевку. Разумеется, я не пытаюсь, таким образом, пиариться, Как сейчас говорят. Не тот возраст. Просто констатирую и анализирую  некоторые факты своего жизненного пути.
Вся моя жизнь связана с культурой. И я задаю себе вопрос – кто и зачем в её сложные моменты протягивал руку помощи? Может для того, чтобы я подвел черту пройденного пути в виде Музея мировой скульптуры. Это не коммерческий проект. На нем миллионы не заработаешь. В некоторых развитых странах подобные объекты культуры даже датируются государством. Но не в Евпатории. Музей на грани банкротства. Немыслимая аренда. И масса другого негатива. Хотя для города, он является добротным пиаром. И несет не только духовную, но и патриотическую нагрузку. Одна аллея славы с работами выдающихся скульпторов академика Щербакова С.А. и заслуженного художника РФ А. А. Апполонова чего стоят. Их колоритные бюсты великих неразрывно связаны с историей целой страны.
Мне, Володя, не так много осталось жить физической жизнью. Но знаю точно, что душа моя будет в смятенье, если дело всей жизни – музей, будет растащен и разграблен. Из – за элементарного чиновничьего безразличия и политической недальновидности.
Когда работал за границей, обратил внимание на отсутствие насилия на экранах телевизоров и кинотеатров в таком количестве, как у нас. Допускаю, что подобное у них было в девяностые. У нас – же на экранах чужие и наши спецназовцы, десантники, опера палят,  режут, взрывают на всех каналах.  Калеча души детей. А ведь культура, это основная духовная составляющая нации. Её законы в чем – то схожи с физическими.  К примеру, с законом сообщающихся сосудов. Примитивное, захватывающее насилие с экранов в большом количестве не требующее особого ума, всегда будет вытеснять интеллектуальное, красивое, нежное и изысканное. Требующее  знаний и определенного состояния души. А это уже умственного напряжения. Наш же мозг как вода, всегда будет идти по пути наименьшего сопротивления.
Помню, как в студенческие времена было стыдно не интересоваться культурой. Сейчас же на примере своего недорогого музея, практически, не посещаемого самостоятельно  молодежью, делаю вывод. Система духовных сообщающихся сосудов в работе. И не в пользу гуманного, чистого и прекрасного.
Вот чем все это закончиться. Вопрос.


Рецензии