Почему Мюнхен называют Римом в Баварии

 
В католических храмах  исторической части Мюнхена (M;nchen–Altstadt) хранится большое количество раннехристианских реликвий.  Культ поклонения западных христиан костным останкам известных библейских персонажей и раннехристианских святых начался  задолго до основания  Мюнхена. Город  возник в 1158 году по обеим  берегам реки Изар на месте монашеского поселения "Мунихен". Однако архивные раскопки в центре города в в 2021 году обнаружили многие керамические и   и деревянные  изделия, возраст которых позволяет утверждать, что жизнь зародилась здесь на 60 - 70 лет раньше. Святые мощи, состоящие из останков тел (костей), принято называть у западных христиан «реликвиями» (лат. – reliquiae). К ним   относятся  и свято хранимые и почитаемые предметы, связанные  с атрибутами жизни евангельских персонажей и христианских святых. Почитание германцами реликвий  считалось «формой  проявления  народного  благочестия»,  созвучной  древним обычаям баварцев.  Наибольшего расцвета культ реликвий достиг в XII–XIII столетиях, когда паломничества в Европе стали массовым явлением, а крестоносцы в большом количестве привозили реликвии из Святой Земли и Константинополя в германские земли. В храмах для них изготавливали  из дубового дерева или драгоценных металлов специальные ковчеги, называемые на Западе "реликвариями".

В XVI–XVII веках в Мюнхене возрос  интерес правителей города и служителей церкви к собиранию и почитанию реликвий. Их перенесение в Баварию знаменовало собою распространение среди городского  населения   святости и одновременно повышало статус тех церквей, где они находились. Одним из самых богатых  собраний  реликвий обладает  иезуитская церковь Санкт-Михаэльскирхе (Jesuitenkirche St. Michael),  расположенная на улице Neuhauser Strаsse 6. Большая коллекция реликвий («Heiltuemer»)  в этой церкви  возникла как ответ католического движения Контрреформации на реформаторские идеи Мартина Лютера. Протестанты подвергали  критике мюнхенские церкви, хранившие реликвии, обвиняя католиков  в "поклонении костям". Благодаря правящему  в Баварии герцогу Вильгельму V Благочестивому (1548 – 1626) Санкт-Михаэльскирхе превратилась в духовный центр Контрреформации, куда многие реликвии доставлялись в основном из Рима. Собирание  мощей для верующего народа Мюнхена благословил и Папа Римский Павел IV (1476 – 1559). Епископы Рима  поддерживали начинания баварских герцогов, направленные  против тезисов протестантов, а потому щедро передавали Мюнхену реликвии раннехристианских святых. Ценные реликвии  специально  приобретали в Трире, Ахене и Кельне.

Имеются и другие важные  обстоятельства, побудившие католиков Мюнхена  приобретать в середине XVII столетия   реликвии. В 1648 году Санкт-Михаэльскирхе объявила верующему народу о приобретении ею великой  святыни – мощей святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана. Это было  время завершения Тридцатилетней войны (1618–1648), и горожанами еще не были забыты страшные последствия эпидемии чумы (1632–1634), уничтожившей треть населения Мюнхена. Измученные бедствиями войны жители Мюнхена, воочию увидевшие покровительство Божией Матери своему городу и его людям, стали особо поклоняться христианским святыням. Благодаря большому количеству  реликвий, хранившихся  в мюнхенских  храмах,  город на Изаре приобрел в Европе славу  "Рима в Баварии".


Рецензии