Как разобраться в информационном поводе

Рассуждения | Как профессионально разобраться в информационном поводе

Типичная ситуация. Что-то случилось. Вы узнали об этом через соцсети или по привычному информационному каналу (ТВ, радио, сайт).

Как разобраться в хитросплетениях новостных публикаций и выпусков? Как самостоятельно выстроить каркас информации?

Расскажу на примере этой самой ситуации с Джоковичем. Ибо в ней очень была важна хронология (с точностью до минут).

Прежде всего, надо понять, что есть две разные мотивации СМИ: (1) интерес аудитории и (2) достоверность.

Причём подавляющее большинство СМИ заточены строго на (1): ТВ, радио, газеты, новостные сайты...

Достоверность в определённой степени могут обеспечить (своим реноме и платными подписками) лишь информационные агентства. Причём чем выше ранг, чем более солидное агентство, тем больше доверия (априори) вызывает информация.

Это не означает, что там не могут ошибаться или даже преднамеренно что-то преподносить в искаженном свете. Сплошь и рядом. Но процент сильно ниже, чем для СМИ первой группы.

ТАСС, Reuters, Associated Press (AP), France Presse (AFP), Deutsche Presse-Agentur (DPA), Синьхуа (Xinhua)...

Да есть ещё медийные информационные агентства (CNN, BBC, RT, Al Jazeera), но там оперативность и интерес всё же могут идти в ущерб достоверности.

По России схема агентств проста: большая тройка (ТАСС, Интерфакс, РИА Новости), а также примкнувшая к ним РБК.

Раньше они существенно ограничивали новостное вещание в Интернете. Сейчас тоже есть расхождение между их новостными продуктами и вещанием через официальные сайты. Но для массовой аудитории (и даже специалистов), это не так существенно. Можно считать, что определённую полноту (и оперативность) к своей достоверности они добавляют.


Итак, алгоритм действий.

1. Агентства. Сканируете (поиском) ленты трёх ведущих информагентств (ТАСС, Интерфакс, РИА Новости).

2. Хронология. Определяете степень значимости поминутной хронологии. Если важна (как в случае Джоковича, где много было противоречий и нестыковок), выписываете ссылки с указанием даты и времени публикации (обновления). Выстраиваете в хронологической последовательности.

3. Тематические ресурсы. Выявляете ключевые тематические источники (в дополнение к агентствам). В случае спорта это, например, "Спорт-Экспресс". В случае экономики или политики — "Коммерсантъ". И т.д. Лучше выбрать пару таких значимых тематических ресурсов. У них работают свои новостные службы. Которые в ряде случаев могут действовать лучше и быстрее, нежели у ведущих агентств. По ним надо будет провести аналогичное сканирование.

4. Новостная индексация. Прозваниваете новостные ресурсы через поиск в Яндекс.Новости. Формируете запрос, смотрите хронологию. Выявляете значимые публикации и следите за тем, кто был инициатором информационного повода в этой выборке (от кого и пошла волна). Аналогично можно проверить и через Google.News. Если у вас сомнения относительно вброса, это помогает довольно быстро выявить всю волну (кто и как поёт с чужого голоса).

5. YouTube-индексация. Прозваниваете YouTube. Запрос и отсечение по времени публикации (напр., только сегодня или на этой неделе). Бывает, что туда сигнальную информацию размещают даже раньше, нежели на новостную ленту.


Когда выстроена карта новостных публикаций со ссылками, начинаете внимательно вычитывать. Особое внимание персоналиям и прямой речи. На основе этого формируете (в голове) предварительную картину событий (даты, факты, персоны, формулировки).

Но важно допускать её ошибочность (и агентства нередко поют с чужого голоса). Это всего лишь наши строительные леса. Причём не исключено, что их придётся собирать и разбирать не один раз по ходу развития событий. Потому очень важно сохранять пластичную ментальную модель, которая позволит зафиксировать неувязки, нестыковки и противоречия.

Далее вы смотрите, как с этими нестыковками работают ресурсы (точнее, конкретные авторы). Если игнорируют, отбрасывают или педалируют одно (при том, что есть немалая вероятность и другого), учитываете, берёте на карандаш. Уровень авторов тоже бывает важным. В некоторых случаях я отдельно выписываю у каждого материала имена и фамилии авторов и навожу о каждом справки (кто, когда родился, образование, карьера, если не знаю). Вплоть до его "кредитной истории" публикаций на данную тему (за последние пару месяцев).

Это если очень кратко. ))

====

В качестве иллюстрации приведу здесь выдержку из своего поста от 06.01.2022. То была первичная новостная карта.
https://www.facebook.com/belsonico/posts/4697554340330836


<< Судя по развитию событий — чисто политическая акция. Плюс показательная порка Сербии, Джоковича и реализация права на произвол.

Для Австралии, учудившей минувшим летом с искусственным раздуванием паники за счет накачки тестами, это абсолютно логично.

Для желающих немного разобраться в фактах — срез публикаций трех ведущих информагентств страны и Спорт-Экспресса.

Указал помимо источника и даты также время публикации. Это очень важно.

• ТАСС, 05.01.2022 (02:33)
https://tass.ru/sport/13354399

• Интерфакс, 05.01.2022 (19:54)
https://www.sport-interfax.ru/814002

• Спорт-Экспресс, 05.01.2022 (21:38)
https://www.sport-express.ru/tennis/grand-slam/news
• Интерфакс, 06.01.2022 (00:44)
https://www.sport-interfax.ru/814022

• Интерфакс, 06.01.2022 (01:21)
https://www.sport-interfax.ru/814025

• РИА Новости, 06.01.2022 (08:28)
https://rsport.ria.ru/20220106/dzhokovich-1766698566.html

• РИА Новости, 06.01.2022 (10:46)
https://rsport.ria.ru/20220106/dzhokovich-1766713506.html

• ТАСС, 06.01.2022 (11:22)
https://tass.ru/sport/13362631

• РИА Новости, 06.01.2022 (11:58)
https://rsport.ria.ru/20220106/dzhokovich-1766722478.html

• РИА Новости, 06.01.2022 (12:07)
https://rsport.ria.ru/20220106/dzhokovich-1766724206.html

• Спорт-Экспресс, 06.01.2022 (12:30)
https://www.sport-express.ru/tennis/grand-slam/news
• ТАСС, 06.01.2022 (13:12)
https://tass.ru/obschestvo/13363313

• РИА Новости, 06.01.2022 (13:27)
https://rsport.ria.ru/20220106/dzhokovich-1766733223.html


Рецензии