056 Длинная река Янцзы

Длинная река Янцзы
(Раздел: Азия. Реки)

Янцзы — самая длинная и многоводная, труднопроходимая река Евразии, главная водная магистраль Китая. Длина реки 6300 км, площадь бассейна 1,81 млн кв. км, средний расход воды в устье 32 тыс. куб. м/с. Исток Янцзы расположен в горах Тангла восточной части Тибетского нагорья на высоте 5600 м. Преодолев заболоченную долину, Сино-Тибетские горы, узкое Ущелье Прыгающего Тигра, Сычуаньскую котловину, горы Ушань, и получив воду из многочисленных озер и рек (более 700 притоков), мощностью 22,5 ГВт. Эта ГЭС входит в самый крупный в мире каскад гидроэлектростанций, включающий в себя 4 ГЭС общей мощностью 45,5 ГВт. Еще 5 ГЭС каскада общей мощностью 35 ГВт находятся на стадии строительства и проектирования. Через Янцзы построено множество мостов и тоннелей, для защиты от наводнений создана система дамб протяжённостью 2,7 тыс. км. Судоходная часть Янцзы составляет 2850 км, а длина всех водных путей бассейна превышает 17000 км. На берегах реки находится 400 тыс. промышленных предприятий, 29 крупных городов, самые большие из которых Нанкин (8,2 млн человек), Ухань (10,2), Шанхай (24,1), Чунцин (30,0). Бассейн Янцзы является самой густонаселенной территорией мира. В Сино-Тибетских горах на северо-западе провинции Юньнань расположен огромный всемирно известный парк «Три параллельных реки», который входит в перечень ЮНЕСКО.

Китайская поговорка категорична: «Если вы не путешествовали по Янцзы, вы не были нигде». Восполним этот пробел хотя бы отвлеченно. Назвать очерк «Длинная река Янцзы» — всё равно, что сказать: «Масло масляное», т.к. китайцы называют реку Чанцзян, что и означает «Длинная река». А более известное в мире имя «Янцзы» река получила некогда от названия старинной паромной переправы Янцзы, по которой переправлялись купцы и миссионеры из Европы. Европейцы иногда называли ее «Голубой рекой» (хотя воды Янцзы мутные и местами даже желтые). В самом Китае река в древности чаще всего называлась Цзян («Река») и Дацзян («Большая река»), а сегодня у нее несколько имен. В верховьях, например, ее традиционно называют Цзиньшацзян («Река Золотого песка»), Тунтяньхэ («Река, проходящая через небо») и др. Ниже по течению — Циншуй («Прозрачная вода»), Чуаньцзян (Сычуаньская река) и т.д.

Мысли и чаяния крестьян, живших на берегах реки, вечно крутились вокруг двух проблем, связанных с водой — безводьем и засухой, которые можно было победить только орошением, и наводнениями, от которых спасали лишь дамбы. В соответствии с этим рождались и легенды о Янцзы.

По преданиям, давным-давно в Китае совсем не было рек. Было лишь Восточное море, в котором жили четыре друга-дракона — Длинный, Желтый, Черный и Жемчужный. Однажды друзья увидели людей, умолявших богов, чтобы те послали им дождь. Длинный дракон сжалился над ними и полетел к Нефритовому императору просить его послать на землю дождь. За ним подались и другие драконы. Император терпеть не мог, когда его тревожили по пустякам. Для вида он пообещал послать дождь, но так и не послал. Люди стали умирать от голода и жажды, а сердобольные драконы ничем не могли им помочь. Длинный дракон предложил товарищам набрать воду в море и разбрызгать ее в небе, чтобы она потом пролилась на землю дождем. Друзей не остановило то, что эта затея могла не понравиться императору. Разбрызгали драконы воду, и обильный дождь спас людей. Но Бог моря разгневался на драконов и пожаловался Нефритовому императору, что те украли у него воду. Властитель приказал схватить преступников и передал их Богу гор, чтобы тот заточил каждого из них в отдельную гору. Но драконы не были бы драконами, если бы не смогли вырваться из темниц. Они превратились в четыре великие реки, которые потекли к людям — Хэйлунцзян, или Амур (Черный дракон), Хуанхэ (Желтая река), Янцзы (Длинная река) и Чжуцзян (Жемчужная река).

Другая история (ее можно найти в китайских мифах) — о Ли Бине, легендарном правителе области на юго-западе Китая, которая располагалась на месте распавшегося в 316 г. до н.э. древнего царства Шу. Согласно преданию, Ли Бин был не только видавшим виды чиновником и воинственным героем, но и выдающимся гидроинженером и строителем. Якобы именно он в середине III в. до н.э. спроектировал и руководил строительством в провинции Сычуань крупнейшей оросительной системы Дуцзянянь и подвесного моста Аньланьцяо (Мост, оберегающий от волн). Эти земли часто страдали от наводнений, и чтобы как-то смилостивить жестокого речного бога, жители регулярно отдавали ему в жены двух девушек. Едва вступив в правление, Ли Бин покончил с жестоким обычаем. Он привел на берег реки двух своих дочерей и предложил богу выйти из воды и вкусить вина. Когда тот невидимым образом предстал перед правителем, Ли Бин обвинил бога в преступлениях против людей. В гневе божество превратилось в быка и напало на Ли Бина, но тот сам принял вид быка и с помощью своих подданных в схватке убил злодея. Так народ избавился от человеческих жертвоприношений богу реки и от угрозы опустошительных наводнений.

Китайская цивилизация зародилась много тысячелетий назад на берегах Хуанхэ, а потом и Янцзы. Земледелие, которым занималась большая часть населения, требовало создания ирригационных систем, и им всегда уделялось особое внимание. До сих пор сохранились гидротехнические сооружения эпохи Хань (206 до н.э. — 220 н.э.). А до этого, еще в V веке до н.э. реки Янцзы и Хуанхэ соединили 400-километровым каналом.

Исторически Янцзы из-за сложности её преодоления несколько раз становилась не только естественной границей между северным и южным Китаем, но и политической. За обладание рекой и землями вдоль нее между «северянами» и «южанами» произошло немало сражений. Самыми масштабными из них стали «Битва при Чиби» (Битва у Красной скалы) зимой 208/209 г. за власть над всей Поднебесной и «Битва на Янцзы» в 1161 г. между чжурчженьской (маньчжурской) империей Цзинь, завоевавшей весь Северный Китай, и империей Сун, удерживавшей юг Китая. В обоих сражениях удача сопутствовала «южанам». Стоит также упомянуть отчаянное форсирование на джонках Янцзы в апреле 1949 г. частями Народно-освободительной армии Китая, которое послужило прелюдией к разгрому гоминьдановской армии численностью 5,7 млн человек, ее капитуляции и бегству на о. Тайвань, после чего 1 октября того же года была провозглашена Китайская Народная Республика.

До 1957 г. на реке не было никаких мостов. Единственным способом переправы через Янцзы было паромное сообщение да утлые джонки. Нередко такие путешествия заканчивались трагически. Китайцы преодолевали Янцзы вплавь.

Великий кормчий Мао Цзэдун избрал Янцзы местом демонстрации своего физического здоровья. С 63-летнего возраста до 73 лет он 42 раза переплыл Янцзы. Местом заплывов кормчий избрал город Ухань. Вместе со своим вождем всякий раз переплывали реку тысячи китайцев. Последний заплыв кормчего состоялся 16 июля 1966 года, Мао преодолевал реку 1 час и 50 минут. С того знаменательного события 16 июля объявлено Национальным днем плавания Китая.

Первый мост через Янцзы с раздельным железнодорожным и автомобильным движением в городе Ухань, спроектированный советскими инженерами, был построен в 1955—1957 гг. Затем были возведены железнодорожный мост в Чунцине, железнодорожно-автомобильные мосты в Нанкине (1968), Чжичэне (1971) и Чунцине (1980). Ныне Янцзы пересекает 81 мост и 5 метротоннелей.

В отличие от других великих рек мира, попытки спортивного покорения Янцзы — прохождения на рафтах от истока к устью начались лишь в самом конце XX в. Часто эти попытки заканчивались гибелью спортсменов. Труднейший участок реки, один из самых глубоких в мире коньонов, стены которого уходят вверх на 2 км, с каскадом коварных порогов — Ущелье прыгающего тигра (Хутяося) в Сино-Тибетских горах (провинция Юньнань) впервые был пройден в 1986 г.

Фото из Интернета
Река Янцзы


Рецензии
Очень познавательно! Интересно! Спасибо! С уважением Л.В.

Любовь Винс   09.10.2023 10:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.