Совхоз-5

                «Заключение»

А на самом деле, - ничего и не начиналось. Мы почти не виделись, но в тоже время, раз в неделю встречались у неё на квартире. Если вы помните, я писал, что между мужчиной и женщиной может быть простая договорённость, а в некоторых случаях, без «подписания каких-либо обязательств» и даже устной договорённости, а просто – без слов, основанное только на взаимопонимании.

Одного дня в неделю, для здоровья, мне вполне хватало. Но ей этого было мало, и она по возможности напоминала мне об этом. Скорее всего, такими встречами она хотела привязать меня, но видя тщетность своих попыток, знакомилась с очередным молодым специалистом, приехавшим в командировку, и крутила с ним, пускай и быстротечный, но роман.

Изредка она приходила ко мне в мастерскую, чтобы пожаловаться о своей несчастной доле, брошенной и никем непонятой женщины, но потом в открытую, понимая, что у нас всё равно ничего не получится, начинала рассказывать о своём спонсоре, которого она еженедельно посещает в Москве. Что он её не то чтобы ах, как любит, но приемлет, и дарит множество подарков. Ну, там безделушки всякие, а это ей очень нравится.

Галя была младше меня на пару лет, но мне казалось, что наоборот - старше, особенно в своём познании окружающей действительности. Скорее, она походила на тот тип женщин, которые в любом возрасте взрослее других кажутся. А ей в ту пору было всего двадцать два.

- Сань, ты давай, особо не усердствуй с Пановой, а то все бабы в магазине только об этом и судачат. Это мне жена рассказывала. Она слышала, как они Гальку с ног до головы промывали и твоё имя в ход шло. Ты такой популярный стал. Теперь все знают художника. Они же за каждым шагом её следят и за тобой тоже. Ты сам представь, развлечение какое и в клуб не надо ходить. Да чего там клуб, телевизор не нужен будет. – выдохнул Григорич, как будто прошёл дистанцию на лыжах.

По его глазам было понятно, что он давно хотел мне это сказать, да всё никак не решался. Думал, что я вот-вот сам додумаюсь закончить этот затянувшийся роман…

- Ты понимаешь… - мялся Григорич. – Ты сам видишь, что она чудная какая-то. Нет, она прекрасно ведёт свой кружок. В работе никаких нареканий. Сейчас уже к Новому году подготовку начнём. Это всё хорошо, но вот к мужчинам она не равнодушна очень. Она и под меня клинья подбивала, но я её сразу на место поставил. Тогда она мне мстить начала – слух распускать, что у меня любовниц невпроворот. Что за ерунда?

Тут Григорич замялся. Лукаво посмотрел на меня и, принуждённо улыбаясь, почти шёпотом произнёс:

- Ну, ты пойми, кто сейчас не без греха, но вот так, как она всем плетёт, что якобы, у директора в каждом клубе своя баба сидит – это же чушь собачья. Ну, ты то мне веришь?.. Тебе, как на духу признаюсь, с Екатериной Эдуардовной было пару раз и то в самом начале. Мы оба забыли об этом и всё…, а шуму сколько?..

Тут он задумался. Помял свой подбородок, как часто он делал, когда хотел сказать что-то важное:

- Я тут несколько слов о Гале Пановой сказать хочу. Ты пойми меня правильно, и я не знаю на сколько тебе это всё знать надо? Как ты заметил, её географические перемещения по стране наводит на размышление… ладно, скажу простым языком – она сбежала оттуда.  Причина сложная на первый взгляд, но и простая в тоже время: в двенадцать лет её изнасиловал один негодяй, его закрыли – через три года вышел. Опять на тоже самое нарвался, но с другой уже. Опять осудили, но теперь на больший срок. В том году откинулся и сразу к ней. Чего у него там в воспалённом мозгу произошло, но стал её упрашивать выйти за него замуж. Она не в какую, тогда он угрожать стал и ничего с ним не сделать. Уж не знаю откуда, но у него покровители наверху нашлись – теперь не засадишь, да и не за что, вроде. А тут из Москвы спасительная ниточка, - тётка родная, а может и нет, но вытянула она к себе Гальку и под своего знакомого покровителя подложила. А он женатый оказался, но с Гали пылинки сдувает. И сюда, к нам её устроил – оказывается директор нашего совхоза у него в друзьях ходит. Вот она у нас как бы на особом счету – с одной стороны, не перерабатывается, а вот дело своё знает. Работает хорошо, но и время не теряет. Нет я не верю в то, что она бл… какая. Скорее она ищет свой вариант, а кто позовёт, - она откликнется и ещё женой верной станет.

Он ушёл, а я задумался: почему все ко мне идут выговариваться. Я что духовник или психолог какой? Может у меня на лице, что написано. Но Галю мне откровенно жалко стало.

Медленно подползал Новый год. Праздник, которого я, да и все мы, - советские граждане, ждали с особым трепетом.  Он был единственным непартийным и не государственным праздником, когда можно было принадлежать самому себе и не заучивать подготовленные здравницы, и цитаты.  Поэтому мы расслаблялись, как могли, хотя и другие праздники не проходили всухую, но от Нового года мы брали всё возможное, тем более иногда он представлял из себя всего одну ночь. Первого все лежали пластом, а второго на работу и не чешись. Ведь недаром говорят: хорошего понемногу. А если его вдруг много станет, то вкус потеряется.

Тогда мы не понимали, что Новый год восполняет нам, отобранное у народа Рождество и это так сильно проникло в наше подсознание, что, когда всё вернулось на круги своя: Рождество и Святки с Крещением, люди по-прежнему продолжают ждать тридцать первое декабря, как манну с неба. Вот и мне хотелось каких-то перемен, чего-то необычного и, когда Григорич предложил поработать местным Дедом Морозом, я с радостью согласился.

За три дня до Нового года и неделю после, мы мотались по местным деревням, если есть там клуб, то в клубе, если нет, тогда в библиотеке или в каком другом помещении, но мы старались изо всех сил. За время нашего «турне», я стал проникаться симпатией к своей Снегурочке. Но совесть не позволяла мне выводить эту лёгкую симпатию на более серьёзный уровень. Она была лет на шесть младше меня и мне, тогда двадцати четырёх летнему парню, казалась ещё очень юной.

Молодость, - это когда тебе нравятся все девушки: кому-то ты симпатизируешь, к кому-то тебя просто тянет физически, но есть и такие, к которым нет никаких чувств, даже если тебе её сейчас распакуют и на блюдечке принесут – ты отвернёшься и есть не станешь.

К таким относилась знакомая по дачному лету, Марина. Мы виделись изредка с ней. Встречались спонтанно, в зависимости от моего настроения. Да и никто мне не подходил в то первое лето без Лены. Если бы между нами завертелось что-то более близкое – оно другое дело, а так, за ручку ходить, не было особого интереса…

Потом она уезжала в Москву, и мы не виделись с ней практически всю зиму.  Мать, глядя на моё многомесячное уныние, чтобы помочь, предложила пригласить Марину, - хоть как-то сгладить моё одиночество. Я не долго противился её уговорам: надо попробовать, а вдруг?! Что вдруг?.. я особо не представлял. Но пьют же больные лекарство, чтобы голова не болела. Вот и в этом случае «лекарство», только от боли в душе.

 С Галей, плавно и без особого угнетения совести, мы разошлись. С её стороны каких-то горестных порывов я не усматривал. У таких женщин всегда есть запасные варианты: бита одна карта, как откуда-то из рукава появляется другая.  Да и что Галя, она была прекрасным, но чуть ненасытным вариантом «по договорённости». А в случае с Мариной я думал, что романтика Новогодней ночи может сотворить чудо и у меня появится что-то отдалённо напоминающее любовь.

Написал и почувствовал всю несуразность написанного. Скажите, как можно прогнозировать любовь и вводить в свои жизненные планы. Смешно становится от такого. Когда я сам хорошо знаю, как иногда бывает: посмотришь на кого-нибудь – она на тебя… Взглядами пронзаем друг друга и уже током пробило насквозь. И вдруг понимаешь… вернее, - ты ничего не понимаешь, а как зомби провожаешь её взглядом, а потом ещё и припустишься за ней. Хорошо если она среди толпы в метро затеряется. Стоишь потом, успокаивая себя, что это всё блажь твоего воображения и сейчас пройдёт. Сколько таких случаев по жизни было. Вот у художников всегда так. Они всё надумывают себе, образы всякие в своём подсознании рисуют. От этого и влюбляются постоянно, а всё с Пигмалиона началось. Так он в скульптуру влюбился, а тут они живые, во плоти!

Но в Марину влюбится не удалось. Как я не пробовал романтизировать её образ в обрамлении новогодней ночи, - ничего не вышло. Ни звёзды, ни лёгкий морозец, ни целая ночь, проведённая вместе в пустом доме. Ничего нас не сблизило: ни душевно, никак по-другому. Даже не поцеловались не разу. Вот да какой степени Лена сидела в моём подсознании, что воспоминание о ней и о встречи того Нового года не выходили из моей головы.

Сколько же мне сил понадобилось, чтобы развлекать Марину всю новогоднюю ночь. А к утру всё свелось к моему нудному разглагольствованию о смысле жизни, что помогло нам только заснуть, оставшись каждый при своём.

Могу представить, что пережила Марина. Вначале, когда шла ко мне, - в испуге думала, что в эту ночь произойдёт то, о чём она ещё летом тайно мечтала и в тоже время, так боялась.  Потом, внимательно следя за моими действами, была готова отторгнуть любые мои поползновения. А к утру устав от пустых рассуждений и ожиданий и моего нудежа, сама готова была отдаться, почувствуй с моей стороны хоть маленький намёк. Могу представить, как много различных придумок накопилось в её голове, когда она потом, встречаясь с подругами, хвалилась, о проведённой наедине с парнем, новогодней ночи, а те одобрительно качали головой, в тайне завидуя ей…

Прошёл Новый год, а хотел написать, для нас теперь более привычное словосочетание, «Новогодние праздники». Нет, празднование этого события тогда включало в себя всего лишь: ночь на первое число и день для отсыпки. А всё время потом называлось «зимними школьными каникулам», что не скажешь о родителях, которые уставшие и опухшие от ночного возлияния, разрозненными стайками, плелись каждый на свою работу, хорошо зная, что теперь уже до двадцать третьего февраля, естественно, - без Рождества, а потом ещё и купания в проруби, - будут рабочие будни. Да и день «Красной армии», как таковой, не был ещё помечен красным и приходилось ждать восьмого марта, чтобы отдохнуть душой и телом. Трудно сейчас гадать: хорошо это было или плохо, но то, что подобное дисциплинировало нас и не давало   расслабиться, – это совершенно точно. Отдых заслуживали только школьники, а потом, в феврале, студенты, остальные были «брошены» на строительство светлого будущего?!.

Наши поездки по деревням совхоза, со временем приобрели буднично-рабочий характер и с каждым днём всё сложнее стало доказывать детям, что ты настоящий Дед Мороз и приехал к ним с самыми добрыми намерениями. Я никогда не думал, что так утомительно находится в шубе Деда Мороза, и не из-за того, что в маленьких помещениях весь обливаешься потом, а потом чихаешь под открытой форточкой, больше из-за того, что изо дня в день приходилось произносить одни и те же заученные фразы и петь, так надоевшие за это время, песенки и водить хоровод. Теперь я понимаю, почему многие, работающие на этом поприще, не отказываются от угощения радушных хозяев, принимая на грудь, так необходимое в данном случае «лекарство», - чтобы не заорать от утомления и безысходности. Другое дело артисты, для которых это повседневная рутина, за которую им платят кровные, честно выстраданные.

Дни нового 1977 года, быстро катили по январю. На мой взгляд, что не в одном месяце не бегут так быстро дни, как в первом по счёту. И пускай мы раньше столько не гуляли, сколько сейчас, но всё равно чувствовалась некая торопливость месяца. Создавалось впечатление, что год брал с низкого старта, как на стометровку, но на полпути, тяжело отдуваясь, решает перейти на марафон.

Это же слова Григорича, который продолжал вносить волну оптимизма в мастерскую такими фразами:

- Вот смотри, Саш?!. Не успели с новогодними щитами разделаться, моргнул, - с Первомаем, товарищи! С днём Победы ветераны!..

Так и было. Время катило, не спрашивая разрешения, а мы способствовали этому в постоянных ожиданиях праздника: сначала весны, а потом и лета. И мечтали, что именно летом непременно произойдёт то главное и важное, о чём ты и не думал. А вот проходит лето и ничегошеньки…, но хорошо, тогда на новый год всё точно исполнится. Это уже как пить дать!   Вот так в молодости мы и гоним свою жизнь по этапам.

Молодые парни уходили в армию. Служили. Приходили и через полгода – свадьба и у всех невест почему-то проглядывался чуть заметный животик. Жизнь продолжалась. На свет появлялось новое поколение, которое будет сменять нас. Каким будет оно, я пока не знал, да и не думал об этом. Но летом этого года меня впервые допустили до экзаменов, и я, наконец, сдавал их. И пускай неудачно, но то, что я участвовал в них, была уже победа! И через год я всё-таки поступлю в Строгановку, как раз после того, как женюсь и мой «женский вопрос», снимется с повестки, как основная помеха для поступления. Он постоянно мешал мне готовиться в институт, отбирая на себя львиную долю энергии и драгоценного времени, а теперь он отпал, а результат тут же не заставил себя ждать.

Из совхоза я уволился осенью, потому что на горизонте появился настоящий художник-шрифтовик, который уж точно не должен был подвести в нужный момент. И посмотрите, как в жизни случается: то, что происходит с нами – это этап нашей жизни, по-другому, - ступень космического корабля, летящего в космос. Отработав нужную программу, она отваливается за своей ненадобностью, а мы продолжаем свой полёт к намеченной цели и какая следующая ступень должна отпасть, мы не знаем точно, но не надо переживать. Она обязательно отработает свой ресурс…

                Январь 2022г.к.


Рецензии
"... то, что происходит с нами – это этап нашей жизни, по-другому, - ступень космического корабля, летящего в космос. Отработав нужную программу, она отваливается за своей ненадобностью, а мы продолжаем свой полёт к намеченной цели и какая следующая ступень должна отпасть, мы не знаем точно, но не надо переживать. Она обязательно отработает свой ресурс…" - вот самое главное, что я выделяю в Вашем рассказе. И к этому Вы, как я поняла и подводили читателя.
Спасибо, Сергей!
Мне нравится, как Вы пишите - как художник, мазками!
Я об этом уже писала.
Вы писали мне, чтобы до конца всё понять, надо начинать с детства.
Напишите мне - как называется это произведение. И я начну читать...
СПАСИБО!!!

Григорьева Любовь Григорьевна   17.06.2022 16:53     Заявить о нарушении
Рубрика: "Детства последний вагон" Начало там. А вам большое спасибо за понимание! Всего вам самого наилучшего! Успехов вам в жизни и творчестве!С.В.

Сергей Вельяминов   17.06.2022 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.