Школьные годы чудесные

 Как уже известно читателю, учиться в шестом классе Серега начинал во Всесоюзном пионерском лагере «Орленок», а заканчивал его в селе Опеченский Посад. После окончания шестого класса летом 1966 года семья Сереги вернулась в Пестово. Так после более, чем десятилетнего периода жизни в селе Опеченской Посад, начинался четырехлетний период жизни Сереги в месте его рождения, на его малой родине, в городе Пестово.
 
Жизнь шла своим чередом. Через железную дорогу от дома деда Сереги, где жило три поколения семьи, было огромное поле, которое к тому времени по уже имеющемуся проекту начало застраиваться новыми многоквартирными домами. Естественно, в этих домах жили и дети. И возраста Сереги, и младше, и старше. С этими ребятами Серега подружился. Стали вместе играть в футбол, для чего своими руками выровняли на поле площадку для игры. Играли в лапту и городки.
 
 Серега в то время очень увлекся фантастикой, историческими романами, книгами о приключениях и детективами. Обычно после игр ребята просили его пересказать им то, о чем он прочитал. Сереге это нравилось, им тоже. И укрепляло высокий авторитет Сереги среди его друзей.

 Были, конечно, в этой компании разные ребята. Например, в семье Деревяшкиных два старших брата уже сподобились сходить по этапу, ровесник Сереги Лешка был известным драчуном, младшим Сереге и Мишке тоже нельзя было палец в рот класть. Родители Сереги начали намекать ему, что не с теми, якобы, ребятами он дружбу водит. Узнав об этом, друзья Сереги назначили ходоков, которые пришли к нему домой и просили его родителей не препятствовать их дружбе. «Ведь Серега делает нас лучше!» - утверждали они. - И мы знаем, что дружба с нами, с ребятами пусть и не безупречного поведения, его не испортит!». После этого все претензии родителей Сереги, что он должен дружить только с паиньками, были исчерпаны.
 
 После восьмого класса Серега все лето работал. Футбольное поле к тому времени уже застроили домами и у ребят уже не было такой свободы, как раньше. Жизнь становилась городской. Неподалеку располагалась швейная фабрика «Салют», где директором работал муж родной сестры отца Сереги, которая была и его крестной матерью. Сначала Серега с отцом, пока он был в отпуске, подрядились заготовить для фабрики дрова. Пилили, кололи, складывали в поленницу. Фабрика тогда имела печное отопление. После того, как отец вышел на работу, Сереге предложили сдельщину по приколачиванию на деревянные стены ремонтируемых помещений так называемой дранки (тонкие деревянные планки) для подготовки стен к оштукатуриванию. Почти все лето прошло в этой работе. Суммарно заработал Серега тогда около ста пятидесяти рублей. Тогда это были прямо фантастические для него деньги. Ведь зарплата инженера составляла 100 – 120 рублей в месяц.

 У Сереги была мечта приобрести очень модные в то время транзисторный радиоприемник «ВЭФ» и пленочный магнитофон. И уговорил он маму пойти с ним в магазин промтоваров, который располагался в центре города на значительном расстоянии от места жительства семьи Сереги.  Шли по близкому пути, по шпалам железной дороги. По пути мать, почти доведя Серегу до слез, уговорила не покупать то, о чем он мечтал, а купить ему пальто, т.к. все старые вещи поизносились, и что-нибудь из одежды брату и сестре. В этом пальто через два года Серега поехал поступать в институт в Ленинград (теперь Санкт-Петербург).
 
 Ну, а мечта иметь транзистор и пленочный магнитофон все-таки сбылась. Когда Серега успешно закончил первый семестр института и началась учеба на втором, его родители приехали в Ленинград и подарили ему «ВЭФ» и пленочный магнитофон, которые потом еще долго служили в годы учебы в Дрездене и потом учебы жены Сереги там же. И были оставлены ею в подарок студенческой братии советских студентов, обучающихся по обмену студентами между СССР и ГДР в Дрезденском техническом университете.

 Учась в Пестовской школе №1, Серега, как почти все в то время, активно участвовал в работе школьной комсомольской организации, занимался спортом, участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, по бегу на лыжах. Имел по этим дисциплинам первые мужские разряды.
 
 В десятом классе Серега и его закадычный друг Сашка Голубев писали заметки о школьной жизни для местной районной газеты. И хотя и не стали ни писателями, ни журналистами, эта тяга к писательскому творчеству, по крайней мере у Сереги, сохранилась до сих пор. Иначе, почему бы он сподобился начать писать сначала автобиографические зарисовки из своей жизни, а потом и рассказы.
 
 И стихи, нет-нет, да и будоражили душу Сереги. Иногда даже бывало, что вставал ночью, делал какие-то записи, которые утром с трудом дешифровывал. Вспоминается случай, когда уже в конце десятого учебного года учительница литературы и русского языка поставила на одном из уроков задачу написать сочинение на свободную тему. У Сереги тогда было какое-то шуточное настроение, и он сказал, что напишет стихотворение о тряпке, что лежит у школьной доски. Все засмеялись, а известный школьный хохмач и двоечник Коля Афонин сказал, что он тоже напишет стихотворение на более серьезную тему, а именно про осень.
 
Прошли 45 минут. Учительница решила дать им обоим слово для прочтения их сочинений. Коля под общий смех класса продекламировал:

«Осень, дорогая, как тебя люблю я! Больше про тебя мне нечего сказать!».

У Сереги же получился следующий опус, который назывался «Баллада о тряпке» (сочинение от 17 мая 1970 года):

«Вот тряпка у доски - лежит унылая и скромная,
Казалось в ней болезненной тоски не перечесть, а в ней судьба огромная.
Она стирала много надписей и почерков, она вбирала знания в себя.
А может быть и с будущим писателем ее сводила жизни кривизна.
Ей мальчишки кидались в кого-то, кто-то тряпку в мальчишек кидал,
Но, быть может подумает кто-то что я, с тряпкой учась узнал.
Я узнал логарифмы и тангенсы, и она все узнала со мной,
Но такая ее обязанность и судьбы для нее нет другой.
И другой-то судьбы ей не надо, и зачем ей другая судьба.
Она будет всегда все та же, навсегда и для всех одна.
Мы уйдем, мы покинем школу и, возможно, сюда не придем,
А из тряпки мокрые слезы долго капать будут потом.
Но плакать она перестанет – ей ведь надо учить других,
И снова повторится то же: что было у нас – то будет у них!
А ведь тряпка такая скромная, вот лежит, к ней внимания нет,
Всю свою жизнь работала, а работой весь мир согрет.
Судьбы красивее нету, эту судьбу не приведут нам в укор.
Я тоже хотел бы чистить все мира знанья и сор.

Несмотря на то, что это, наверное, очень дилетантское стихотворение уступало произведениям известных поэтов, Серега считал его одним из самых своих удачных. И оно, наверное, в какой-то мере предопределило тягу тогда еще такого молодого, семнадцатилетнего, паренька к знаниям и желанию любыми средствами бороться с несправедливостью, то есть чистить появляющийся в его жизни сор.

В 1970 году Серега закончил школу и в 17 лет от роду уехал поступать в институт. Так закончилась пестовская незначительная часть его жизни продолжительностью всего в четыре года, но о которой он всегда вспоминает очень тепло. Воистину, это были Серегины «школьные годы чудесные», когда закладывались первые кирпичики фундамента его дальнейшей судьбы.


Рецензии