Мираж

Мираж — это сказки начало.
Мираж— это радость души.
Поверь мне, так озеро
В зное пустыни блистало,
Что просто картину пиши!

Когда бывает особенно грустно, доброй сказкой, фантазией детства в моей памяти вновь и вновь возникают миражи Гоби.
В школьные годы мы — дети средней полосы России, не избалованные теплом и солнцем, с волнением слуша-ли рассказы учителей о дальних жарких странах, морях и пустынях. Они были такими увлекательными и красивы-ми, что не верилось в их реальность. Вот уж не думала, что спустя годы буду вспоминать те уроки. Помню, как часто по дороге из школы домой, в дождливые осенние дни, я представляла себе бескрайние, в золотистом мареве пустыни. Там, з моих фантазиях, всегда было тепло, солнечно и необыкновенно тихо, как бывает во всякой доброй сказке...

Прошло много лет, но стоит мне вспомнить мою жизнь в Монголии и поездку по ее беспредельным просторам, как перед глазами встает дивная картина. Кажется, вновь вернулся тот жаркий майский день в пустыне. Опять, как тогда, окутывают меня тепло, безмятежность и трепетное чувство счастья. Вновь и вновь далекое детство посылает мне радостный привет и свою счастливую улыбку.
Сказка началась на рассвете, когда мы выехали из Улан-Батора. Путь наш лежал через сопки Чойбалсана, степи, полупустыню и пустыню Гоби, в затерянный в песках на границе с Китаем поселок Сайшанд. Поездка предстояла долгая. Предвкушение новизны рождало в душе радостное чувство ожидания: будто я возвращалась в нежно-грустное, светлое далекое детство...
Майский день обещал быть теплым и солнечным. Я замечала всякую мелочь. На сопках еще лежал снег, но весенний воздух от испарений плыл перед глазами.
Удивительное чувство переполняло меня: казалось, будто я стою на грани реальной жизни с ее радостями и горестями и нереальной - той, другой, никому не ведомой, о которой давным-давно знаю только я, где не бывает огорчений и холодных осенних дней, зимних стуж, когда замерзают птицы, и друзей, которые могут предать... Я с трепетом в душе ждала - еще миг, и мой сказочный мир станет реальностью. Так и случилось: ожидание чуда меня не подвело!
Заснеженный перевал мы преодолели без особых трудностей. Перед нами распахнулись бескрайние степи, уже без снега. И я шагнула в сказку...
Никогда раньше я не видела карликовых берез. Это были нежные с тонкими серебристыми веточками кустики. Невозможно было представить, что наши красавицы - российские березы и эти крохотные растения — родные сестры.
Не удержавшись, я взяла на память несколько хрупких стебельков. В руках у меня были... нет, не ветки, а уди-вительные серебряные украшения, созданные лучшим в мире Творцом — Природой. Именно серебряные, а не бе-лые, да еще и с чернением. Много лет я хранила их, но где они теперь? Видно, кто-то, как и я тогда, соблазнился этой красотой и унес их от меня в свой мир...
Позже были «озера» нежных весенних цветов, похожих на наши первоцветы. Крохотные, на толстых корот-ких, не выше чайной чашки, ножках с великолепными белыми, розовыми и сиреневыми цветами. Сначала нас встретил один, первый, самый нетерпеливый цветок. Мне так хотелось остановиться, потрогать руками маленькое чудо — такое неожиданное, беззащитное и одинокое. Потом были целые поляны, но именно тот Первый Белый Цветок я помню до сих пор.
Уже много часов мы пересекали Монголию с севера на юг, но селений на нашем пути не встречалось. После перевала только однажды увидели мы вдали юрту и монгола, пасущего табун лошадей.
Любопытные рыжие тушканчики выстраивались вдоль дороги, встав на задние лапки и по-смешному свесив на животики короткие передние. Видно, в диковинку была для них наша машина. Вот и замирали они вдоль дороги в надежде получить новые впечатления. Стояли смирно, вытянув вперед любопытные мордочки с глазками-бусинками и смешными черными носиками. Их было так много, взрослых и маленьких, что невольно казалось, они — главные обитатели полупустыни.
В отличие от тушканчиков зайцы резвились по степи, не обращая на нас внимания. Им все было нипочем, да-же гул машины не встревожил их.
День разогрелся, стало жарко, дорога перед нами клубилась маревом, казалось, будто она покрыта лужами. Я уже притомилась сидеть на месте штурмана, стало клонить в дрему, но вокруг было столько необычного, что я изо всех сил боролась со сном.
И вот когда в очередной раз мне с большим трудом удалось заставить себя открыть глаза, то не поверила тому, что увидела.
Впереди, в километре от нас, справа от дороги, возвышались скалистые горы, пережившие многие столетия. Растительности на них не было. Уступы из бурого отшлифованного ветрами гранита тянулись к недоступной выси небес. Вокруг стояла звенящая тишина, у подножия древних гор лежало безбрежное озеро. Оно было похоже на огромное голубое зеркало, в котором отражались горы и небо.
Сон, конечно же, сон, что еще может быть? Ведь мы в пустыне! Здесь нет гор и тем более озера! Но я не сплю, глаза мои открыты, и спутник мой видит то же самое!
Мираж!!! Это же мираж!

Вот и осуществилась давняя сказка девочки с короткими кудрявыми косичками, мечтательницы и фантазерки! Хотелось замереть и долго-долго любоваться этим чудом, но нам предстоял еще дальний путь. Мы не останови-лись, однако это не помешало чудному видению какое-то время перемещаться впереди нашей машины, пока мы не свернули резко в сторону. Мираж навсегда остался за поворотом. Да еще в моей памяти...
Позже был отдых на горячем песке, в котором можно разогревать обед. Светило раскаленное немигающее солнце, посылающее нам мягкие струи горячего воздуха, ласково обволакивающие тело.
Трудно поверить, что воздух вокруг разогрет до пятидесяти градусов. Но это -пустыня. Здесь не замечаешь жары летом и пятидесятиградусного мороза зимой. Всегда нужно быть настороже -чтобы летом не обгореть, а зимой, когда от легкого усилия ломается металл, не замерзнуть. И вот впереди показалась цель нашего путешествия - маленький и удивительный поселок с украинскими мазанками, затерянный в песках Монголии.
Я не зря говорю «удивительный поселок», он заслуживает этого.
Однако о нем — в другой раз...


Рецензии