Сказка - ложь, да в ней намёк...

Кто бы мог подумать, что сказка про Колобка учит астрономии, а сказки Маша и Медведь, Гуси-лебеди про воспитание, обучение уму-разуму. По народным поверьям, гуси-лебеди не просто птицы, а души людей, которые летают по небу между миром живых и миром мертвых. Именно в мир мертвых — «за темные леса, за высокие горы» — они и уносят братца Иванушку. В основе сказки лежит древний обряд инициации (взросления ).

Такие обряды различались в зависимости от места проживания. Суть одного из них в том, что старший родственник отправлял своих детей в лес, лишая огня и крова (вспомним сказку «Морозко»). Те, кто возвращался, испытание проходили.

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" про обряд венчания. Девушки почему в белых платьях на свадьбе? Они образно умирают в качестве не весты и становятся вестой. А жених был в красном, у него - праздник. Красный - цвет жизни. Белый - цвет смерти был у славян. В мир Нави усопшего отправляли в белых одеяниях. Девушек раньше выдавали замуж в раннем возрасте, многие противились. Не хотели покидать отчий дом. Поэтому их перед свадьбой опаивали маковыми отварами или другими наркотическими снадобьями, чтобы им легче было переносить обряд перерождения в весту. В сказках это представлено отравленным яблочком, ледяным посохом или иголкой от веретена. Девушка не умирала, а как бы засыпала. А после поцелуя красна молодца, просыпалась. Просыпалась уже вестой, женой.

Прежде на Руси девушек, обученных всем премудростям замужества, способных стать заботливыми матерями, хорошими хозяйками, мудрыми и любящими женами, называли Вестами, именем Богини Весты — хранительницы семейного очага…Веста — вестница Бога, чистая девушка…

Девушек, не ведающих, не обладающих этими премудростями, называли НЕвесты. Невесты — девушки, не готовые к семейной жизни. Либо того хуже — утратившие чистоту, порченные. Таких замуж не брали.

Весты вступали в Семейный СОЮЗ, игралась Свадьба. «Свадьба» расшифровывается как СВА – небо, БО — Боги, ДЕ – деяние, то есть Небесное Деяние Богов…

Невест замуж не брали, а если и случалось такое, то это дело называлось БРАКОМ… Славяне трактуют «брак» так, что кто-то из вступающих в союз, был «с браком», то есть до свадьбы он имел «контакт» с другими...О том, какой смысл в связи с этим приобретает «брачная ночь» — предмет отдельного разговора. Во многих языках «брак» означает «сломанную вещь», нечто «разрушенное, испорченное» (отсюда же слова «брань», «брать» и «бремя», т.е. вступающие в брак становились «обременены»).

Про богатырей. Добрыня Никитич с каким змеем бился, если смотреть на символьном уровне? История этого богатыря долгая и непростая, христианство его была религия. Христиане люто топтали родноверие, то есть язычество, которое они олицетворяли с чем-то древним, как рептильный мозг у человека. И в качестве дремучести рисовали в сказках змеев и драконов. Богатырь побеждает змея горыныча, переводим на символы- христианство побеждает язычество.

Самая сложная сказка про Кощея. "Его смерть спрятана на конце иглы, которая находится в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук – на дубу, дуб - на острове, остров – в безбрежном океане". Почему его смерть на конце иглы, что символизирует игла? Версий много. Одна из них:

Хранителями иглы были представители всех разделов мира: вода — море-океан, земля — остров, растения — дуб, животные — заяц, птицы — утка., .Игла находится в яйце, а яйцо практически у всех народов мира символ зарождения жизни. То есть смерть находится в жизни. Таким образом, когда герой достигает заветного места, он как бы, оказывается у истоков мироздания.

Игла в народной культуре славян была предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. Игла могла как защитить своего владельца, так и навредить — зависело от наложенного на иглу заговора. А чтобы прервать действие порчи, иглу надобно было сломать пополам.

Это и многое другое нам рассказали в Музее "Рождение сказки".
https://vk.com/club21338980


Рецензии