Разговор в кафе о Кафке под кофе. 2
2.
(Текст от автора. Хотел я было предложить читателям цельное произведение одним куском, проговорился даже об этом, но начав печатать, и увидев весь объём рассказа, сам же поперхнулся, да и передумал. Разобью на части – и мне легче разжёвывать, и вам будет удобно глотать. К тому же не хотелось надолго оставлять своего прикормленного читателя без эксклюзивной эзотерически-философской пищи с моих рук, чтобы не изголодался родимый, не заскучал, и не покинул того, кто его приручал и приманивал. Чувствую ответственность за вас. Так и вы же, отплатите мне своим доверием, привязанностью и признательностью. Ну-с, продолжим.)
- Какой же видит систему Кафка глазами своего персонажа? И что испытывает? Попробуем разобраться в символике, доступной нашему взгляду и разумению.
Государство, а в тексте это Учреждение, воспринимается как безличная, бездушная машина. Мёртвый дом с мёртвыми душами – призраками. А кому он кажется мёртвым? Да тому, кто жив ещё – человеку. Любые правители, чиновники, начальники, весь институт власти – это механизмы системы, винтики, скрепки, печати, циркуляры.
+ Но я вот о чём. Невинных людей множество полегло от рук любого государства, и во всех случаях люди гибли мотивированно, если мы имеем в виду реальное государство, а не то символическое, что изображено в «Процессе». Вот где заковыка. В жизни всё равно люди имеют дело с людьми, происходят столкновения, борьба, выяснение отношений в процессе взаимодействия. Даже если кто-то попадает «под раздачу», то мы можем догадаться и понять причину такого следствия. Это всегда человеческий фактор. Предательство; ложный донос; подлость; зависть; кто-то кому-то перешёл дорогу; выгода; коварство; амбиции; неугодность. И мотивация людей, и средства борьбы стары как мир.
- Конечно, борьба интересов, борьба за личное пространство, положение, статус, деньги, и всегда какая-нибудь личностная неприязнь или выгода. Везде присутствует личное.
+ И нам понятно, когда государство является инструментом чьих-то личных амбиций, желаний, интересов в борьбе за власть или блага. Но здесь же этого нет, вот что странно.
- Вот, и я об этом же хотел сказать. Получается, что в основном не государство использует людей, как нам кажется, а именно люди, прикрываясь государством, пользуются его механизмами в своих корыстных интересах. Было утверждение у кого-то из королей: «Государство – это я». Иерархия – это лестница к высшей ступеньке социальной пирамиды, к абсолютной власти, доступной для личности. Личность стремиться повелевать. Но воля к власти заложена в природе, имеется у животных, и проявляется как доминирование. Судебная власть – одна из веток власти. А Кафка изображает для лучшей наглядности некий абсурдный судебный процесс. Кстати, почему судебный? Важен именно символ суда. Да потому что нужно показать суд над невиновным! В этом тоже проявление абсурда.
Получается, что в таком случае, сталкиваясь с Государством в своей жизни, мы всегда имеем дело с личностной мотивацией Его обслуживающего персонала, знаем от чего страдаем, несём лишения, а у Кафки и этого нет. Существует множество интерпретаций того, что же хотел изобразить автор. Если нам удастся, мы отыщем и предъявим свою интерпретацию романа. Чувствую, что рыба уже заглотнула крючок, начнём медленно её вытаскивать.
Государство безличностно, а люди внутри него, обладая индивидуальностью и личностью, вступают в личные взаимоотношения. Мы в обычной жизни сталкиваясь с бюрократической машиной испытываем колоссальное напряжение, ощущая давление системы через её представителей, знаем, как сложно с ней бороться и как редко кто-то выходит победителем в борьбе. Так насколько же ужасней положение персонажа, живого существа, столкнувшегося с безличностной системой, и вынужденного войти с ней во взаимодействие ради спасения жизни, хотя он не знает правил «игры» (а они могут меняться по неизвестной ему причине), не видит смысла, которым бы руководствовалась машина, не знает её алгоритма действий. Он ничего не знает, но должен играть! Он не хочет, но уже втянут в игру и должен играть, ибо теперь его отказ может означать немедленное вынесение приговора, которого хочется избежать, или оттянуть его оглашение! Он не понимает, а никто не утруждается ему объяснить происходящее, ему даже не сообщают – в чём он виноват, но при этом обнаруживает всё увеличивающееся чувство вины не знамо за что. Был бы человек, а вину мы ему внушим, и накажем! – вот алгоритм системы. Нет невиновных для системы априори, а доказательство вины – это игра кошки с мышкой, которая уже в лапах у кошки. Он виноват хотя бы в том, что он человек, что слаб, не сведущ, что вообще пришёл! Он ощущает экзистенциональный ужас перед системой и от пребывания в системе. С кем можно сравнить персонажа «Процесса»? Со сталкером в «Зоне». Только у Стругацких «Зона» была живым пространством, пусть и опасным, с возможностью входа и выхода, а у Кафки это мёртвая Зона и безысходность.
В «Процессе» нечто иное, чем у нас происходит в обычной жизни. Там, в сумеречных коридорах, личность сталкивается с Безличным, и всё естество трепещет от ужаса в ожидании приговора, постепенно коченея. Нет конкретики и нет времени. Как в дурном кошмарном сне. Очень сложная, странная и страшная история. Для нас непонятная, мы ведь имеем дело с людьми. По крайней мере так было до последнего времени. Как вдруг кое-кто стал кое о чём догадываться, куда катится мир. И вспоминается кафкианский ужас. Сам Кафка тоже не знал, о чём он пишет, и никто ему не мог помочь выдержать наваждение и обрести освобождение. Он предвидел будущее, которому мы вскоре станем свидетелями и, что хуже, его участниками. Кафка стоит перед дилеммой, что предпочесть: ужас конца или бесконечный ужас?
+ Да, он в романе дистанцировался от личных взаимоотношений, убрал всё личное. Получилось очищенное от личностных примесей, дистиллированное социально-машинное Учреждение. Это такая «Зона», где от человека ничего уже не зависит, ему ничего не принадлежит, и он ничем не распоряжается. Зато сам индивид находится в полном распоряжении системы, перейдя из разряда субъекта в разряд объекта, став вещью с ярлыком, цифрой в статистическом отчёте.
- Вот. В произведении хоть как-то обозначенная личность имеется только у главного персонажа, но тоже уже очень специфическая (не сильная, яркая, волевая, чётко структурированная, ориентированная на цель, а размытая, ослабленная, растеряно-беспомощная). А из системы всё личностное изъято. Наверное, для чистоты эксперимента над личностью. Те люди, которые ему встречаются «по ходу пьесы», больше похожи на автоматы, зомби, привидения, чем на живых людей, они лишены чувств, мышления, личного отношения при контакте. Это и вызывает в герое, и через него в нас, ужас. Кафка описывает систему: её принцип работы, структуру, механизмы, автоматически-механическое функционирование. Нам кажется, что это всё утрированно, эти проявления отношений между человеком и Аппаратом Управления, что атмосфера ужаса специально нагнетается. Но это не дешёвый ужастик. Мы сознательно используем синонимы: Учреждение; Государство; Система; Машина. Можно употребить – Матрица. Можно – Цифровое Глобальное Государство, оно же Корпорация.
+ Да. Вот какие обнаруживаются параллели, сравнения. Каков эксперимент!
- Это своего рода антиутопия. Он довёл ситуацию и свои ощущения, чувства до абсурда, до высшего пика намечающихся в мире тенденций, которые улавливал. В нём, в его сознании и психике, эти мировые тенденции, проекции и процессы реализовались, превратившись в навязчивые видения. А что ему было с этим делать, если в действительности подобное начнёт сбываться через десятилетия, а апофеоз Сдачи Человека наступит через век?! Он переживал некий ужас от неких внутренних событий, который предстоит прожить всему человечеству, в одиночку. От чего и находился на грани сумасшествия, испытывал сильнейшие головные боли. Его страданиям можно сострадать. Если мы ещё к этому способны. Он не смог пропустить мировую боль и мировой ужас, а потому не получилось из него ни Христа, ни Будды. Оказался слаб и его сломала система. Причём та система, которая была виртуальной. Да чего уж там, его бы и жизнь перемолола, он оказался неподготовленным и неприспособленным для жизни, слишком нежным растением. Но свою миссию выполнил, и благодаря другу, сохранившему его творчество, стал известен миру после смерти, оставшись в галерее исторических Имён гениальным и талантливым писателем.
Раньше как было? Люди испытывали ужас перед природой, некоторые перед безликой смертью, власть их угнетала, но это было таким же естественным процессом как голод или природный катаклизм. Человек испытывал священный ужас перед бесконечностью и вечностью Бытия. Кафка же ввёл новое понятие ужаса – перед Системой.
+ Да, абсурд. Настолько всё обезличено… И смотри, дело не в том, что он был диссидентом. Мы встречали художественные произведения во всех видах искусства, где тема касалась отношений человека и системы, положения человека внутри системы, взять фильм Милоша Формана… Там звучит музыка борьбы, показана ситуация, когда личность борется с системой. Да это движитель любого бунта, протеста, любой революции. Такое происходит постоянно повсюду, и есть такое в нас самих. Вот это понятно. И заложено в самой системе подавление инакомыслия, сопротивления. В таком случае насилие с обеих сторон, всё же, имеет смысл и свои цели. Личность по своей сути и назначению создана для борьбы. Вариант бунта нам понятен и приемлем, вопросов нет. Следующий вариант – это когда человек иноходец, инаковый. Он не борется с системой, но и не вписывается в неё, постоянно выпадая. Он идёт не в ногу, не держит строй, а порой движется в других направлениях. Такие индивиды тоже представляют опасность для системы или доставляют неудобство. Подобное проявление тоже понимаю. Могут за такое в любой группе, сообществе, обществе задавить, изгнать, поломать.
- И таких случаев предостаточно. Несовпадение ритмов, нетипичные реакции, нестандартное поведение, оригинальное мышление, движение против мейнстрима, против политики партии. Что-либо нарушающее установленный договорной порядок. Такие попадают между зубьев шестерёнок.
+ Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд. Кто шагает левой? Правой, правой! Опять же, мне это понятно – человек не борется, но является иным. Возникает не борьба, а трения. Он несёт не прямую непосредственную, активную угрозу, а пассивную.
- Здесь не соглашусь, он вообще не несёт угроз в данном случае, но выступает и выделяется, являясь скорее помехой в движении, препятствием. Шероховатостью или раздражителем для «единого мнения». Хотя, если честно, в природе не существует «единого мнения». Это ментальный конструкт. Единомнение абсурдно, а нам его преподносят как «норму», «правило», «закон».
+ Ну да, похоже на то, согласна.
- А государство не терпит этого, в особенности, если мы говорим о выхолощенном от всего личностного государстве. «Идеальное» государство – это единомнение, единомыслие, единодушие, однообразие, равенство на основе усреднённого. Прокрустово ложе – вот лучшее средство достижения или построения идеальной модели государства. Совсем скоро нам обещают такое цифровое ложе создать и внедрить. Эх, заживём тогда! Система требует, чтобы всё работало слажено, выверено, даже неважно, что зачастую вхолостую. Цель государства – движение вперёд! Как заявляется – главное, развитие! Идеал – движение без сучка и задоринки. А значит, высшей и лучшей целью является (но нам об этом не скажут) – государство без людей. Вот до чего мы дорассуждались, к чему подобрались. В какой-то момент развития общества и общественной мысли возникает идея «государства ради государства». Помехи убрать, людей превратить в винтики, в шестерёнки – и всё покатится самотёком, гладко и приятно. Ну да, в принципе, только для кого? Кто будет наслаждаться ездой?
В общем, подаётся утопическая идея. А для людей она уже превращается в антиутопию, так как сами люди превращаются по ходу реализации идеи в средство её достижения, в расходный материал, в энергию движения. Вот в чём и где возникает подмена. А ведь подобные идеи рождаются в головах тоже каких-то личностей, а не внутри безличностной машины. И эти высоколобые интеллектуалы, снобы, аристократы «цифры» сами превратившиеся в зомби, в психопатов, уже диктуют обществу в каком направлении развиваться. Естественно к прогрессу! Осталось совсем чуть-чуть, чтобы воплотить идею идеального Государства! Времени мало, ресурсов мало, а людей расплодилось много – нужно поторопиться, постараться. Вирус нам в помощь!
Люди в шоке – что происходит?! Как так можно?! А основная масса слушается, ведётся на политические обещания, верит научным объяснениям, внушаема по командам, поступающим из зомби СМИ, исполняет предписания, верит государственной власти, потому что привыкла, потому, что кто, если не государство позаботиться о них?
Получается, что общество возникало из нужд людских, строилось людьми для людей, а потом на его основе, не так уж и давно по историческим меркам, возникло государство, как социальное устройство при капиталистических отношениях, но тоже, вроде как для людей. Но подмена в том, что – для одних людей, избранных, за счёт других людей, толпы. И чем же государство лучше царства, королевства, империи, султаната, орды? Тем не менее, последние 100 лет заявлялось, что государство предназначено обеспечить людям безопасность, условия жизни, удобства, определённые выгоды, перспективы развития, уверенность в завтрашнем дне и прочее. Попривык народ к государству, оценил его преимущества, стерпелся с его издержками. Даже Конституции понапридумывали для одурачивания людей. Типа морковка перед мордой осла. Государство возникло как надстройка общества, замена одной структуры другой. Но надстройка, как бывало не раз в веках, отрывается от базы, и между ними возникает пропасть. Верхушка, как бы само собой разумеющееся, уходит в отрыв, не чувствует под собой земли, превращаясь в «небожителей» и напрочь не интересуется нуждами и чаяниями населения. За что, раньше или позже, наступает расплата, и корона ЧСВ падает с головы, а за ней катится голова. А что между верхушкой и «низами»? Государственная система! Чиновничий аппарат – это система. Но это уже не люди. Громоздкая структура разрастается и требует от людей полного подчинения. Тем не менее, она всегда состояла из людей, пусть и наполовину зомби. Но нынче прогресс достиг таких высот, что даже гестапо будет не нужным, даже чинуш сократят, ударив их о земь. Люди, становящиеся зомби, всё равно ненадёжны, это пластичный материал, а значит их можно перекодировать, перевербовать, они могут неожиданно взбрыкнуть, отчебучить что-нибудь. Выйти из-под контроля, дать слабину. Другое дело киборги, роботы и машины! Вот эти никого не пожалеют, ни перед чем не остановятся, если получен приказ! Разве что микросхема в процессоре сломается или электричество вырубится. Возникает улучшенный Концепт, способный подавить любое сопротивление личности, любое проявление инакомыслия и свободомыслия, а заодно и заменить собой все функции в Государстве. В этой структуре, Цифровом Левиафане, отсутствует личность, и система предназначена для выхолащивания личности в социуме, превращая социум в стадо. Вместо людей, разных чинуш, бизнесменов, журналистов, медиков, учителей, военных, Цифрового Монстра будут в будущем представлять симулякры и роботизированные системы.
В настоящем времени пока ещё существуют короли, олигархи, Папы с епископами, высшая политическая, военная и экономическая «элита» - вот они и являются представителями системы. Они обращаются к нам, а мы обращаемся к ним. Это система с подобием человеческого лица и симулякра личности. Личность сама по себе симулякр.
+ Симулякр чего?
- Души в человеке. Но подменив душу, теперь пытаются подменить и личность.
+ Кто?
- Бесы. Бесы вселяются в людей, ищущих власти, богатства, удовольствий. Потому люди и начинают этого страстно хотеть, стремиться к удовлетворению «своих» желаний. Но это уже не их желания, это они попались на бесовские уловки, впали в искушение.
+ Я же не проповедь пришла выслушивать.
- Понимаю, но как обойтись без подобных сравнений и объяснений?
Все попавшие во власть, становятся служителями системы, пытаясь разорвать свои связи с людьми. А затем они же начинают бороться с людьми в угоду системе. Биологически они по-прежнему являются представителями рода человеческого, но в них есть семя «чужого» - Владыки Мира. Политики идут во власть, давая обещание служить людям, но ведь не исполняют его. Таков секрет – приходя во власть, человек подписывает негласные символические договора с «нечистой силой», в которых обязуется служить верой и правдой не народу и стране, а выбравшей его системе. Выборы-то происходят, только совсем не те, которые нам показывают и в которые мы играем при «демократическом голосовании». Политики и бизнесмены оказываются на трибуне и сцене, откуда и вещают, красуясь перед толпой, а за их спинами находится «закулисье». И публика не видит ниточек, за которые дёргают марионеток на сцене, не видит скрытых механизмов, при помощи которых меняют декорации. Идущие во власть отказываются от людского в себе и от связи с людьми, чтобы они при этом не говорили и как бы сами себе не объясняли причины такого решения. Перед тем как сделать шаг, они получают укол анестезии совести и попадают в самообман. Именно в этом контексте нужно понимать слова, что власть портит людей. Она подменяет в них их сердцевину – изымает живое сердце и вкладывает механическое, вместо искры божьей – «магический кристалл». Конечно, всё происходит посредством чёрной магии и оккультизма, и такое осуществлялось задолго до появления техник НЛП и цифровых технологий. И оно работает! Отсюда такое увлечение частью людей оккультизмом во множественных проявлениях. Оккультизм является лакмусом по выявлению стремления людей к власти, потому что по своей чёрной сути и есть умениями, навыками и способностью к тайной власти. Мирская власть – только верхушка чёрного айсберга.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222011701807