Проблема зла в мире

Впервые прочитав вопросы эпикурейской трилеммы я в очередной раз был сражён остротой древнегреческой мысли. При всей откровенной простоте озвученных парадоксов - немногие даже средние умы в состоянии прийти к этому. Чаще вследствие нежелания заглядывать в недра  проблематики, нежели из-за отсутствия должных аналитических способностей. Вопросительные положения трилеммы звучат так: 1) Бог желает предотвратить зло, но не может? Тогда Он не всесилен.
2) Он может, но не желает? Тогда Он злой.
3) Значит, он и может, и желает? Тогда откуда берётся зло? Проблема наличия в мире зла долгие века оставалась без мало-мальски удовлетворяющих объяснений, пока великий ум XVIII века не явил на свет свою теодицею.

Сколько живёт человечество, но и по сей день не ведом ему глубинный замысел Божий. Оттого и сетует, не понимая. Ищет справедливости в земном мире - где зачастую нет её и вовсе. А та, что есть - не удача ли, не случайность?.. Но случайность, как по мне - лишь неизведанная  закономерность. Схимонах Паисий Святогорец говаривал: "Если бы я не был уверен в том, что последнее слово всегда будет за Господом Богом - я бы сошёл с ума от несправедливости этого мира". Вывод о конечной справедливости как уравновешивающей необходимости, вера в её "запоздалое" торжество напрашиваются сами собой. Ведь, если её не удаётся отследить по принципу воздаяния за добродетельную праведность и наказания за отсутствие таковой, то должно же, в конце концов быть иное время и место для этого. 

На планете человек - главенствующий, важный, величественный. Но кто он среди внеземных просторов во вселенском масштабе? Не для того ли развивается астрономия и астрофизика, чтобы человек наконец осознал свою ничтожность, столкнувшись с необъятным? Не это ли станет толчком к его внутреннему переформатированию на смиренных основаниях? Мир изменчив, а восприятие его обманчиво. Можно и Солнце заслонить ладонью. Три с половиной века назад уже  измерили скорость света. 20 лет назад "Хаббл" обнаружил падение вещества в черную дыру. Чуть более 10ти лет назад была открыта сверхтяжелая звездочка R136a1, превосходящая наше светило в диаметре тридцатикратно и имеющее светимость в миллионы (!) раз выше. Что узнали вчера и что выяснят завтра? Возвращаюсь на тематическую орбиту. Так вот...

Шопенгаэур определял этот мир как худший из всех возможных в противовес Лейбницу. Жаркая заочная дискуссия. Потрясающие монологи. Но сто;ит ли выбирать между ними? Нет, не сто;ит. Оба описали лишь две стороны земного миропонимания, а Шопенгауэр, и вовсе, описал его отрицательную крайность. Можно ли обозначить истину в половине стакана воды?

Тяжело смотреть на Бога глазами человека. Где Его, где наш разум?.. Быть может, многие вероятные, плохие в нашем понимании, события были уже отведены Им в сторону, а мы и не знаем. Всё за кулисами наших познавательных возможностей. Случись горе - печалимся, злимся, не понимаем, не хотим с этим мириться. Что для грешника - наказание, для праведника - лишь упражнение © и это наиболее справедливое и вполне умиротворяющее меня объяснение существования зла, которое удалось отыскать. Аврелий Августин был поистине величайшим богословом и вышеуказанная мысль была далеко не единственной  жемчужиной его философской сокровищницы. Такая его формулировка означает, что мир - школа опыта с неизбежным столкновением со злом в качестве дисциплины. Одни это зло  порождают, подпитывают, другие - противоборствуют. Вопрос, кто по какую сторону баррикад и к чему это приведёт потом, да и есть ли это ПОТОМ?

Кроме изучения Писания, а также интуитивного постижения Божественной Воли иных способов приближения к Абсолюту при земной жизни я не вижу. Естественно, недостаточно только лишь размышлять на данную тему. Требуются более активные усилия над собой. Я пробовал прожить один день без малейшего проявления греховности - это очень непросто. Попытайтесь, видя, как некто взлетает не возжелать того же, не позавидовать. Попробуйте не обрадоваться, когда ваш недруг падает. Посмотрите на красивого, располагающего человека противоположного пола не желая видеть его или её рядом немного чаще, ощущая немного больше. Попробуйте встать из-за роскошного стола не насытившись сверх необходимого. Удастся ли при виде толстого кошелька  прожить без задней мысли, терзавшей Робина Гуда? Сможете ли вы не использовать людей без их ведома в своих личных целях? Можете говорить только правду - горька ли она или вовсе разрушительна?

У каждого свои слабости, своя чернь и степень их выражения у каждого также своя.
А знаете, что бы случилось, умей мы читать мысли друг друга и враг врага? Ничего хорошего. Ложь, умалчивание скрепляют людские союзы. Нам не нужна правда. Потому что внутри мы всё также имеем серьезные изъяны. Видеть их, осознавать в полной мере и бороться с ними в неравной схватке - вот наша задача. Моя, по крайней мере.


Рецензии