Глаголь Добро

Вот, казалось бы, епифания, Богоявление. Ведь всё понятно: крестился Иисус в Иордане, Иоанн крестил Его, разверзлись небеса, голубь спустился, Глас с небес: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" (Мф. 3, 17)... Все помнят, кто даже и не причастен, помнит. Ибо – культурный фонд человечества, в нём же несть ни верующего, ни атеиста. Бог явился – и тем засвидетельствовал себя, и все увидели. Все ли увидели?
Вернёмся в начало – к тексту. "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него" (Мф. 3, 16). "И увидел Иоанн" – вот же, чёрным по белому. Получается, увидел чудо один Иоанн? А ведь там было весьма многолюдно: "И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане" (Мк. 1, 5). Вспомним известное полотно художника Иванова: народа – толпа целая... А увидел – один человек?
Человек, да не простой человек. Иоанн – назорей, подвижник, аскет. Вот что говорит о нём евангелист Марк: "Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд" (Мк. 1, 6). Вот каков был этот один человек. И проповедовать он начал не по своей прихоти, или книжек начитавшись, а "был глагол Божий к Иоанну" (Лк. 3, 2). Избранный он был, Иоанн. "Человек, посланный от Бога" (Ин. 1, 6). Потому и увидел. А другие – не увидели, и не могли увидеть.
От них этого и не требовалось. Приходившим к нему Иоанн давал глаголы доброй жизни: покаяться; с неимущим поделиться; больше определённого не брать (это мытарям); вообще, не обижать никого. (См. Лк., 3.) Потому как невозможно, бессмысленно бежать "от будущего гнева" (гнева Божьего, надо полагать).
Вот это и нужно иметь в виду, постоянно и повсеместно, на всех постах. Увидят "чистые сердцем", а Царство Небесное наследуют "нищие духом". В древнейших манускриптах было просто "нищие", но подкорректировали (в связи с ростом благосостояния, виноват, благочестия – и возникающими вопросами?). И никакие церкви в шаговой доступности этого не изменят.
Все не могут питаться акридами. Кому-то приходится есть ананасы, с отвращением жевать рябчиков. Избранных мало, и земная участь их незавидна. Вспомним того же Иоанна Предтечу, вспомним первоверховных апостолов Петра и Павла, да есть, есть кого вспомнить... Что поделаешь, слаб человек и голоден. Вот этак-то постишься, постишься, мёд, акриды – до того оголодаешь, что по разговлении и слопаешь кого-нибудь.
Один видит Бога. Другой – часы. А третий – отражение... И хоть ты тресни, хоть десять лбов расколоти в немощном рвении своём, а нет, не проскочишь в Царство... Ибо сказано: "Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно" (Лк. 10, 41-42). Что же именно? Жди "глагола"...


17 января 2022 г.


Рецензии