Дом, милый дом

Самым страшным было осознание того, что я оказался зажатым между двумя мирами. Нет, я не сошел с ума и не пишу фантастический роман. Просто люблю выражаться фигурально. Речь идёт всего лишь о внешнем и моем внутреннем мире. Итак, следующая остановка…

Чувствовать себя просто оболочкой, а оказаться перфорированной мембраной с тысячью кровоточащих отверстий было мучительно невыносимо. Полнейшая социопатия. Если ранее моей проблемой была замкнутость, то теперь я в этом не видел никакой проблемы и вовсе. Зажатость, если не раздавленность - вот проблема, требующая скорейшего решения. Я бы предпочел лексикон в десяток слов и пустую комнату с маленьким окошком и периодически появляющейся оттуда тарелкой. Что угодно, только не это! Сложный период, непростые решения. Я был не готов. Не знаю, есть ли человек, который готов к этому в принципе. Я жил одними рефлексами. Лишь малая часть моего сознания занималась поисками выхода из этого нескончаемого лабиринта. Остальное, будто, умерло.

Выход вовне грозил неконтролируемой агрессией. тогда я был более миролюбив и этот вариант меня не устраивал. Ветхая дверь наружу и непробиваемые стены, сопровождающие меня в попытках вернуться к внутреннему умиротворению. Бурлящая река теперь казалась просто водной гладью. Я искал дорогу домой, но с каждым поворотом лишь отчаивался. День за днём коридор сужался и мне не хватало воздуха. Что ж, желание жить взяло верх и брешь в стене была найдена. В экстремальных условиях мы всегда соображаем быстрее. Особенно, если речь идет о самосохранении. Всё. Я дома!.. И обратно не собираюсь. Бригада каменщиков уже в пути и у меня сегодня всего лишь одно желание - отдышаться.

Вспоминаю это время с грустью. Слишком много связей было разорвано. Но чем больше мы теряем - тем становимся сильней, не так ли? Если сухость и равнодушие называть силой - согласен. Описанные выше события не требуют указания ни времени, ни личностей. Всё за кадром. Занавес. Скажу
лишь, что этот год был не самый простой. И отпечаток, который он оставил сейчас не так сложно разглядеть невооруженным глазом. Но, как я уже
писал, времена меняются. Поэтому сейчас оставим эти обрывки истории и просто немного поговорим о смежном явлении с вышеописанным. Итак, эскапизм...

В самом широком смысле эскапистами являются все люди. И я не стал бы придавать  этому термину исключительно негативный психологический окрас. Эскапизм - это одна из опорных способностей человеческой психики, её неотъемлемая часть, которая неизменно связана с воображением,  фантазией, а также с нашей познавательной деятельностью. Само слово проистекает от англ. (to) escape - убегать, миновать, ускользать, спасаться. От чего же бежит человек?.. От негативный ощущений, вызванных дистрессом и даже от простой рутины. Та реальность, от которой мы так спешно можем устремиться сбежать определяется не столько нами, сколько окружающими нас людьми, а также людьми отсутствующими в нашей жизни...

Существуют различные варианты этого бегства: например, рационализация, регрессия, отрицание и проекция. В качестве своих основных механизмов сознание эскапистов использует воображение и созидательное мышление, позволяя человеку не только получить необходимую психологическую разрядку, но также найти новые возможности постижения этого мира. То есть, эскапизм представляет собой активное творческое конструирование субъективной реальности, которая, в свою очередь, может послужить хорошим подспорьем к лучшему пониманию реальности объективной.

В повседневной жизни эскапистское сознание в той форме, в которой присутствует у любого индивида так или иначе заставляет человека создавать новые точки притяжения, к которым его сознание и стремится "убежать". Ведь, как известно,  сознание требует переключения. Для жителей малых городов и деревень наиболее привлекательным может быть образ бурлящего мегаполиса. Для тех, чья жизнь преисполнена последним по самое горло - наилучшим объектом желанной действительности будет тихая сельская местность и тот самый воздух. Кстати говоря, возможно, одной из древнейших форм эскапизма является религия
как форма бегства от ясно выраженного к невидимому, от объяснимого к непостижимому. В моём же конкретном случае эскапизм проявлялся преимущественно как некое "возвращение домой", достигаемое путем отрицания реальности и мобилизации всех имеющихся в моем распоряжении творческих ресурсов и усилий по их необходимой, спасительной трансформации.


Рецензии