Антикультура извинений

Гибридом массовой рекламы и жестокости слов стало явление, которое я назову «антикультура извинений». Проявляется как на политическом, так и на бытовом уровне. Какой-то публичный человек, политик, чиновник, спортсмен, телеведущий, а иногда и случайное лицо, скажет или сделает что-то откровенно неприемлемое для окружающих, а затем просто извинится за сказанное или сделанное, и для него всё становится на свои места, отношение к нему, временно сниженное, восстанавливается до исходного.

Возможно, начало этому было положено скандальной вечеринкой после позорного поражения сборной России по футболу на чемпионате Европы 2016 года, которую устроили, конечно же, Мамаев и Кокорин. Их было отстранили от тренировочных сборов, но стоило им публично извиниться, как сразу же это решение было отменено. «Невдолге» после этого и Эрдоган извинился за сбитый больше чем за полгода до этого СУ-24, и отношения России и Турции нормализовались в несколько дней. Примерно с той же скоростью, как после самого происшествия всё турецкое «как бы вдруг» становилось плохим. Тогда это встревожила меня, поскольку не на политическом, а на бытовом уровне после такого могло возрасти значение личных симпатий (и неприязни!). Увы, тревога оказалась обоснованной.

Как и «извинения» пошли бесконтрольно.

Самые недавние случаи таких «извинений» на момент написания – это извинение депутата Госдумы Иванова за высказывание о возможности платной вакцинации и извинение случайного лица из Дагестана за призыв «бить русских».

И всё это я воспринимаю как несправедливость, в том числе по отношению к себе. Почему мне, когда я был малолетним, родители говорили: «Тебе извиниться, что нам в туалет сходить», и извинений не принимали (управы в виде ювенальной юстиции на них не было!), а сейчас взрослым людям достаточно извиниться, и всё как бы забывается.

В отношении всех этих «извинившихся» уместна следующая цитата:

«- Да?! - не столько удивился, сколько возмутился старик. - Извиниться хочет? Прости меня, Катенька, да? Больше не буду, да? Он что, на ногу тебе в троллейбусе наступил? Скажите, пожалуйста, оно извиниться хочет! Ему ведь не только перед тобой каяться надо.(В. Пронин «Женщина по средам»)»

Но одной массовой рекламой не объяснить такое поведение. Есть случаи, которые широкой публике неизвестны. Например, среди преподавателей, преимущественно пушкинских и красносельских, были случаи, когда они, зная, что курсовая или контрольная – моей работы, в интересах своей «политики предпочтения» придумывали самые унизительные и бессмысленные замечания (только бы не принять), и одновременно предлагали мне «сотрудничество» (в этом отношении таких преподавателей, по словарю «Рефкома» «жуками» называют). Вот каковы «жуки»! И вредят, и предлагают сотрудничество.

По крайней мере, я не вредил умышленно, а если чем не угодил, но никому угодным стремиться не стоит быть! Более того, я всегда предупреждаю, что все имена, названия, события – подлинные, и это намеренный выбор, а если какое-то описываемое событие вымышленное, то я желаю его наступления и буду этому содействовать. И если что-то окажется заведомо не понравившимся кому-то, на этот случай: что я сказал или написал, от того не отступлюсь.


Рецензии
"Несколько лет назад я заметила, что формируется тип людей, которые часто и с какой-то даже готовностью извиняются. И чем больше я наблюдаю за такими людьми, тем больше они мне не нравятся.

Что же тут плохого? - возразят читатели. - Человек сказал или сделал что-то не то, потом осознал, извинился. Это хорошо, а не плохо.

Да дело в том, что в каждом из нас живёт нравственное чувство, которое ещё до совершения поступка подсказывает, хорошо или дурно то, что мы собираемся сделать. И если не заглушать голос своего внутреннего судьи, то и извиняться придётся реже.

Извинения — часто от лукавого. Попытался «наехать» на кого-нибудь, схитрить, словчить — не получилось. Ну, извини. Это извинение, как индульгенция в Средневековье: купил, грехи «списали», продолжаешь грешить дальше".

Себя любимую процитировала, старую миниатюрку, которую много лет назад убрала с сайта. Как видите, полностью с Вами согласна.

Вера Вестникова   18.01.2022 20:51     Заявить о нарушении